Характеристики текста
Год2017
СобирателиИДД, ККК
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодТАМ
Полf
Год рождения1971
Место рождения
Сураж
Опросник
IIIa 2 б Какими способами облегчалась агония тяжело умирающего (перекладывали умирающего на пол, ломали над ним веретено, убирали подушку, вбивали клинья в потолок, разбирали крышу, читали молитву (какую?), Приносили икону (какую - Тихона, Тихвинской Богоматери?), Землю из трех мест и т.д.)? Считалось ли, что колдуны умирают тяжело? Что делали, чтобы облегчить агонию им?
IIIa 15 Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле?
IIIa 14 доп
IIIa 19 в Где ставили крест (в голове, в ногах)? Почему? Как он выглядел? Не вешали ли на него полотенца, платки? С какой целью? Делают ли на нем надписи, эпитафии? Кто их сочиняет? Вставляли ли в крест иконку? Делают ли крышу над крестом? Ставят ли вместо креста столбик? Зачем? Что делают, если крест сгнил на могиле? Можно ли его заменять?
IIIa 12 в Как называется Радуница, т.е. вторник Фоминой недели (Радовница, Пасха мертых, дедовица, гробки и т.д.)? Что делали в этот день?
Ключевые слова
Агония, Бог, Верх-низ, Ветер, Вихрь, Внутренний-внешний, Время, Голова, Головные уборы, Девять, Жизнь-смерть, Икона, Календарь, Кладбище, Крест, Ломать, Могила, Народное православие, Ноги, Пасха, Платок, Погода, Покойник, Покойник заложный, Покрывание, Полотенце, Поминальные дни, Потолок, Праздники, Пространство, Радуница, Родство, Самоубийца, Сноп, Тело человека, Три, Троица, Украшать, Украшения, Утварь, Утопленник, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1319
1319
[В дни, когда посещают кладбище, не готовят особых блюд?] Ну, посеща́ют кла́дбище у нас то́ко на Ра́дуницу, так. И я счита́ю, е́сли бы э́то вообще́… да, мы б не вы́рвалися к свои́м ро́дственникам, мы всегда́ за́няты, всегда́. И вот, пе́ред Ра́дуницей мы должны́ убра́ть. Хорошо́ убира́ется… жела́тельно… ну, не́которые по́сле Па́ски, вот прохо́дит три дня – начина́ют убира́ться, потому́ что че́рез девять дней… [На могилке убираться?] Да, убира́ться на моги́лке, меня́ть там цветы́, выбра́сывать, что́-то меня́ть, полоте́нца перевя́зывать, у кого́ кресты́, у кого́… Ви́дишь, тут да́же не́которые лю́ди де́лают па́мятник, и всё равно́ крест оставля́ют. [Если ставят памятник, крест убирают?] Ну, убира́ют крест, да. Уже́ ж па́мятник, и крэ… крест убира́ют. А, е́сли так, то я счита́ю, что крест – он до́лжен быть. Почему́? Потому́, что да́же вот, возьми́те, поко́йника када́ кладу́т, его́ ж кладу́т и́менно… Мы ду́маем, где па́мятник, тут голова́ у нас, ка́жется. На са́мом де́ле там но́ги. И вот, что он всё вре́мя до́лжен ви́деть крест, а не вот э́ту плиту́. Поэ́тому я счита́ю, что крест, вот, кто оставля́ет эт… э́то… э́то пра́вильно, э́то ве́рно. А… вот и́менно, что… на крест – полоте́нце, что́бы уже́ бы́ло. [Зачем полотенце?] Полоте́нце вседа́ ж… крест, он не до́лжен быть ты вот… э́то то же са́мое, что ико́ны. Они́ ж не должны́ без украше́ний быть. Они́ должны́ покры́ты – так и крест, он до́лжен быть покры́т. Э́то всегда́. Та́к же, как и у нас голова́ должна́ покры́та. Э́то счита́ется, вот э́то вот всё хоро́шее бу́эт при нас, оно́ не бу́дет уходи́ть. Почему́? Вот… за́мужем ты должна́ в платке́ ходи́ть – э́то вот ба́бушка всё вре́мя говори́ла. Вот, она́ че́пчик носи́ла – э́то, наве́рно, скоре́й всего́, уже́ да́льше идёт во́зраст. Ты уже́ не плато́к но́сишь, а че́пчик. А до э́того же косы́нка, как они́ называ́ли, ко… там, плато́к – всё. И гът: «Ты должна́ с покры́той голово́й, что́бы у тебе́ бы́ло сча́стье, чтоб ты… ну, не уходи́ло от тебе́ э́то». Та́к же ико́ны покры́ть – ну, покрыва́ют, крест то́же покры́т – не должно́ э́то го́лым быть. [Были ли люди, которых хоронили без креста?] [Вздыхает.] Ой, в те времена́, вот че́стно, самоуби́йцам нет… не хорони́ли в… на кла́дбище. Они́… они́ без креста́ и во́зле кла́дбища, э́то я по́мню ребёнком. Почему́? Потому́, что, када́ я к ба́бушке… к праба́бушке приезжа́ла, я не понима́ла, как э́то так, вот кла́дбище, кресты́ и что́-то… каки́е-то вот э́ти… ну как… моги́льные вот э́ти вот гробни́чки и без кресто́в. А э́то самоуби́йцы. [По краю, да?] Да, они́ не вхо́жи бы́ли в э́то, э́то бы́ло, да. [Им не ставили столбики вместо крестов?] [Отрицательно мычит.] Там не сто́лбики, про́сто вот э́то, что… ви́дно, что тут похоро́нен и что ты бу́эшь э́то… но без э́того. Поэ́тому… э́то я то́же с э́тим столкну́лась, бы́ло интере́сно, почему́ так. [Утопленникам ставят крест?] Про уто́пленников, наборо́т, уто́пленникам крест ста́вят и… и ещё… Тро́ица. Э́то для уто́пленников пра́здник. Е́сли ты на Тро́ицу – э́то то́же ба́бушка говори́ла, вот… получа́ется так, что у те ро́дственник у́мер траги́чески, утону́л. Ты идёшь в це́рьков, ста́вишь ему́ све́чку – автомати́чески… ну как, они́ ж прохо́дят э́ти ле́стницы, э́то счита́ется вот, до Бо́га дойти́, ну́жно определённое… ле́стницы пройти́. [Как это?] Ну, счита́ется так у них… у пове́рье, что челове́к, кото́рый у… утопи́лся, так. Ты ему́ мо́жешь помо́чь, потому́ что, е́сли челове́к свое́й сме́ртью, он ка́к-то бли́же к Бо́гу сра́зу. А э́тим ну́жно пройти́ ступе́ни. И ты на Тро́ицу ста́вишь све́чку за упоко́й – они́ автомати́чески де́сять ступе́ней прохо́дят в э́тот день. [Вообще сколько ступеней до Бога?] Я не зна́ю, но э́то вот так я слы́шала от ба́бушки, что вот на́до так помо́чь… поко́йнику. Вот почему́ на Тро́ицу у них бы́ло… Ма́ло того́, что… ну, они́ же… де́лали… освяща́ли дом с по́мощью э́тих трав, всё, и помога́ли поко́йникам, и́менно вот э́тим уто́пленникам, что… Она́ говори́ла: «Помо́чь». Вот и́менно помо́чь, а помо́чь, пойти́ в це́рьковь, слу́жбу вы́стоять, поста́вить све́чку за упоко́й и им помо́чь. И… и то́ко счита́лся раз в год – э́то на Тро́ицу – ты помо… помо́жешь им де́сять пройти́ ступе́ней, почему́-то так она́ говори́ла. Де́сять ступе́ней пройти́. Хотя́ интере́сно – то́же вопро́с, а скоко́ их там, ступе́ней. [Не хоронили ли по-особому тех, про кого знали, что они колдовали?] Ой, у нас да́же тут бы́ло. У нас бы́ла же́нщина – вот, вы ж ви́дели моле́бенный дом. [Соб.: Мы мимо проходили.] Ну вот, к офиц… [Соб.: Рассматривали.] Вот э́тот до́мик, он про́сто стои́т, дом. И вот там… жила́ семья́, у них была́ же… ну, ба́бушка. А с э́той девчо́нкой – там две девчо́нки – мы… я учи́лась в кла́ссе. И мне постоя́нно говори́ли, что вот она́, э́та ба́бушка, де́лает что́-то. Но када́ я приходи́ла в го́сти, она́ вот постоя́нно вот так вот что́-то смотре́ла, ну а я понима́ла, что да, мне вот чё-то вот не о́чень ить хоте́лось бы, хотя́ она́ не о́чень стра́шная бы́ла э́то… но не хоте́лось мне находи́ться в э́том до́ме. Вро́де бы я приду́, а она́ посмотре́ла… А пото́м… ка́да, я по́мню ребёнком, она́ умерла́… э́то бы́ло, че́стно… Я пе́рвый раз уви́дела, чтоб стог се́на перенёсся с одного́ кра́я к нам во двор, там вот на Комынте́рке [Коминтерновская улица], вот куда́ вы шли, Алексе́евна [ЯМА]… вот захо́дите э́то… вот э́тот дом стои́т – э́то мы там жи́ли. А он двухкварти́рный… А напро́тиў тут ещё дом. И чтоб э́тот стог се́на перенёсся – э́то тако́й был вихрь! И пото́м то́ко я узна́ла, что умира́ла э́та же́нщина. Она́ умира́ла, а её дочь, она́ ж не зна́ла, наве́рно, что ну́жно ка́к-то там потолки́ что́-то, говоря́т. [Что говорят?] Потолки́… убира́ть с потолка́ до́ску, чтоб её душа́ могла́ пройти́. [Какую доску?] На потолке́… ну вот, э́ти до́ски ло́жат. [Какую-то конкретную?] Да… не́т-нет-нет, там ли́шь бы и́менно до́ску э́ту. И вот она́ пло́хо э́то… Но говоря́т, что е́сли ты не зна́ешь, то они́ са́ми ка́к-то на у́лицу. Они… вот умира́ть им пло́хо, они́ стара́ются вы́йти на у́лицу, е́сли нихто́ не зна́ет. А… ну как: не́которые ве́рят, не́которые не ве́рят, но я по́мню, что говори́ли про э́то, про э́ту же́нщину. Там тако́й ве́тер подня́лся, там така́я бу́ря, и вот э́тот стог се́на у сосе́дей – он оказа́лся у нас во дворе́ и́менно в тот моме́нт, када́ я ма́ленькой ещё э́то… И пото́м то́ко… я ходи́ла, ну как, в маази́н, а лю́ди ме́жду собо́й… ба́бки говори́ли: «Вот так вот э́то вот». Дак не могла́, дак э́то хорошо́, что её дочь поняла́, да её в огоро́д, да успоко́илась пого́да, да она́ уже́ там э́то… Что ей на́до бы́ло переда́ть, ну, своё э́то – а у неё, получа́ется, две вну́чки и до́чка – ну и… скоре́й всего́… До́чка, она́ – коммуни… коммуни́ст, ну, она́ в таки́х сфе́рах рабо́тала, она́ не бу́дет в э́то ве́рить, а де́вочки, они́ бы́ли моего́ во́зраста, о́чень ма́ленькие. Да́же е́сли б она́ что́-то и хоте́ла, они́ б не э́того не поняли́. Вот э́то бы́ло, тако́е что… Вот я по́мню таку́ю э́то… Мо́жет, совпаде́ние, мо́жет, что, но… [Она вышла на улицу, и погода начала портиться?] [Не так слышит.] Да. Пого́да вот, и́менно када́ она́ вы́шла на у́лицу, пого́да на́чала тихоми́риться, а так она́, пого́да, и́менно была́, када́ она́ в до́ме была́. [Когда именно в доме?] Да, да. И́менно в тот моме́нт.