[Ранее речь шла о колдунах и знахарях.] [Говорили, что у того, кто этим занимаются, обязательно должны быть зубы?] Ну да, ну да, ну без зубо́в же, вот э́то лечи́ть когда́, ле́чишь когда́, э́то на́до, чтоб у челове́ка бы́ли все зу́бы. А зубо́в не́т – она́ хоть и ле́чит, но мо́жет не помо́чь. Вот э́то слы́шала я, да, на́до.
[Можно что-то сделать, чтобы продолжать лечить, если нет зубов?] Ну дак, е́сли не мо́жешь уже́, там, и́ли зу́бы на́до что́бы их ка́к-то их вставля́ть, вот э́то не слы́шала, но без зубо́в, ну, кому́-то переда́ть мо́жно, свои́м. Тот бу́дет лечи́ть. Опя́ть же, на́до знать, как передава́ть, опя́ть же, вот, е́сли оно́ мне, хоть она́ мне переда́ст, оно́ мне то́лку нет от меня́, а друго́му переда́шь – она хоть и не в с… свое́й семье́ живёт, а друго́му переда́шь – оно́, мо́жет, лу́чше идёт у неё,\ что, ле́чит. Так что у нас вот бы́ли, бы́ла ба́ушка, лечи́ла нас, она́ вот роди́… до́чкам же не передала́ ничё. А уже́ вот сноха́ у неё тут, она́ от испу́гу ле́чит, вот з… зу́бы бы́ли, она́ вот ле́чит, а зубо́в нет – дак она́ одева́ет, наве́рно, свои́ э́ти…
[ВАА отвлекается на уезжающего соседа.] Так что вот э́то зна́ю то́же мале́нько, да.
[То есть, необязательно члену семьи передавать?] Ну да, мо́жно хоть любо́му, не то́лько чле́ну сямьи́. Е́сли уж кому́-то понра́вится, там, и́ли чё там, дак, вот э́то вот, хоть кому́, е́сли… ну е́сли вот, ну, е́сли, ну… чле́ну семьи́, ну, в… вот, а я, она́ говори́т, а я могу́ не запо́мнить там, и́ли чё, быва́ет, что тако́е вот, что оно́ н… не идёт тебе́. А е́сли, вон, челове́ку жена́ рассказа́ла ему́, она́ то́же вспомн… запо́мнила, то́же ле́чит и помога́ет. А дру… вот, вот и пожа́луйста. Быва́ет что, че… э́то, не уме́ешь, не помога́ет.
[Как они обычно лечат?] Ну, вот, они́ лечи́ли, хто, Га́ля у нас, на во́ду, вот, на во́ду ше́пчут.
[А что шепчут?] А уже́ ше́пчут – я не зна́ю, ведь вам не ска́жут никто́, шо там они́ ше́пчут. Придёшь вот, а я вну́ка, ть… ой, э́то, вну́чку води́ла от испу́га лечи́ть, да п… вот придёшь – она́ что́-то ше́пчет-шепче́т-ше́пчет, что она́ там ше́пчет, уже́ не ска́жет чё. А вот от сгла́за она́ то́же мо́жет лечи́ть, же́нщина э́та, а щас она́ то́же без зубо́в, дак я не зна́ю, Га́ля ле́чит щас, не ле́чит. То́же, вон, мо́ж, к ста́рости идём без зубо́в все. Э́то ра́ньше зу́бы бы́ли, э… э́то, а тепе́рь, в наш во́зраст без зубо́в все. То вставны́е, то ещё каки́е-нибудь.
[А что дальше с этой водой делали?] А вот она́, то ум… умы́… поумыва́ла, и, и попи́ть мо́жно, и умыва́ла она́.
[Один раз сходить к ней достаточно было?] Ра́за три, ра́з три ходи́ли, как помо́жет, ра… но в основно́м – три ра́за. Всегда́, опять же, е́сли ребёнка не ведёшь, там, и́ли ребёнка, и́ли кто там взро́слый, уже́ идёшь, что́бы, вот она́, е́сли полечи́ла, и она́ всё вре́мя нака́зывает: «Иди́, не здоро́вайся». И́менно «здра́вствуйте» не говори́ть. Идёшь мо́лча, вот до до́му там, а там уж попьёшь там, и́ли чё вот, не… не разгова́риваешь. Э́то когда́ вот приме́рно я, там, вну́ка, там, и́ли вну́чку, во… э́то, что не ведёшь, а про́сто придёшь с води́чкой, с ба́ночкой. Она́ вот пого́во… наговори́т на э́ту ба́ночку, и вот и идёшь домо́й, уже́ ни с кем не здоро́ваешься, идёшь домо́й тихо́нько. Прихо́дишь – ребёнка по́ишь, там, и́ли помо́ешь.
[Когда с этой водой идёшь, нельзя разговаривать?] Да, с води́чкой с э́той, да, да.
[Можно того, кто лечил, благодарить?] Ну, е́сли жела́ние есть своё, она́ ничё не говори́т, а е́сли есть жела́ние – пожа́луйста. Чё ку́пите, и́ли, там чё-то унесёте – пожа́луйста. Но она́…
[А деньги можно платить?] А де́ньги нельзя́, де́ньги нельзя́.
[Слово «спасибо» говорить можно?] [ВАА. не расслышала, соб. повторяют вопрос.] Ну, «спаси́бо» – пожа́луйста. Ну, я вот ско́лько раз уж, говорю́ всё равно́ «спаси́бо». А уже́ вот э́то не слы́шала, что нельзя́ говори́ть «спаси́бо», а так вот, де́ньги нельзя́, говоря́т. Всё же говоря́т: «Вот ле́чит – нельзя́ де́ньги отдава́ть». А щас же, ви́дите, всё за де́ньги. Ле́чатся, всё и за де́ньги. Щас де́ньги на пе́рвом ме́сте, ра́ньше не́ было тако́го, пойдёшь, чё-то унесёшь, ку́пишь чё-то. Де́ньгами никогда́ не плати́ли, ско́лько вот по́мню. А щас, а щас э́то вре́мя пошло́, уже́ всё. Так что вот, таки́е вот дела́.