[Бабушки ваши не собирались специально для чего-то?] Ну, то весну́ кли́кали, как они́ го… говоря́т, то э́то, что… Ну я не зна́ю, как… ка́к вам э́то всё объясни́ть. Ну собира́лись про́сто и всё – все вме́сте в компа́нии пе́сни попе́ть, поразгова́ривать.
[Как кликали, не помните?] Ну, вот пе́сни и э́то… и пе́ли. То́лько я не зна́ю, вот каки́е, то… то ли боже́ственные мо́жет быть каки́е-то.
[Где они собирались?] На ла́во… Мо́жет, в до́ме там, в… Вот, на перекрёст… недалеко́ от перекрёстка дом стоя́л, ба́бушка
[там жила], она там лечи́ла. Так вот пост… часте́нько у неё собира́лись, пото́м посидя́т, засто́лье, на у́лицу вы́йдут – на у́лице с… сидя́т, пе́сни пою́т.
[Та бабушка лечила? К ней ездили, ходили лечиться?] Ну да, ходи́ли, ну она́, ну э́то, как с… я не зна́ю как, от кого́ у неё переда́лся дар, вот она́ от испу́га лечи́ла, лечи́ла у де… э́тот, у дете́й гри́жу пупову́ю вот э́ту. Когда вот тяжёлое что-то поподнима́ешь, а з… Называ́ют «золотни́к сорва́л», в пупу́ боли́т. И вот она́ ла́дила вот, всё говори́ла: «А да́йте ла… положу́ пуп».
[Как она это делала?] Де́лала как? По́мню у неё кака́я-то вот така́я больша́я моне́та была́, она́ ложи́ла моне́ту на пуп, бра́ла мы́ло, где я то́лько не по́мню уже́, како́е… И вот всё э́то, чита́ла моли́тву и згла́жива́ла всё. Ну да, действи́тельно, помога́ло.
[Руками сглаживала?] Да, рука́ми вот, да, где э́то, всё к середи́не собира́ла, собира́ла.
[К монете?] Да, к м… Да, в ст… где моне́та лежа́ла.
[На пупке?] Да, получа́ется, на пупке́, уɣу́.
[Ей как-то платили?] Она́ ни де́нег, ни де́нег, ничего́ не брала́. У нас ра́ньше как-то вот не при́нято бы́ло чтоб что-то дава́ли, про́сто благодари́ли и всё. Друг… друг-дру́гу распомога́ли как бы, а кто приезжа́л, дак я, я не зна́ю, что.
[Не было такого, что нужно было тихо оставить гостинец?] Ну, м… ну, мо́жет быть кто-то и оставля́л как бы. Э́та ба́бушка у меня́ ро́дственница была́ от, получа́ется, мое́й ба́бушки брат жена́т, родно́й, был на н… не ней, и вот я у неё то́же как бы, ну, лет, мо́жет быть, трина́дцать, четы́рнадцать мне бы́ло, я попа́ла к ней, что, вот… Моя́ ба́бушка води́ла её…
[поправляется:] меня́ туда́ к ней.
[У вас был золотник сорван?] Уɣу́.
[Монета была серебряная?] Ме́дная.
[Медная?] Ме́дная, уɣу́. Ме́дная моне́та, больша́я.
[Что такое «испуг»?] Ну, испу́г – э́т…
[Усмехается.] Как х… как вам объясни́ть, ну вот, из-за угла́ кто-то вы́бежит, ты же напуга́ешься, и, вот, пото́м всё равно́ как-то вот себя́ чу́вствовать пло́хо бу́дешь, как трево́га кака́я-то, и́ли что́ там. Я э́то уже́ я, я не могу́ так сра́зу вам объясни́ть.
[Это происходило с детьми?] Да, с детьми́, да, с детьми́ быва́ло. Взро́слый-то си́льно не напуга́ется, что, как бы, не э́то по…
[Что могло быть с ребёнком, которого так испугали?] И… ну, меня́лось, ну мог нача́ть заика́ться и, как бы, боя́ться всего́, что, вот, где-то что-то сту́кнет.
[Как это лечили?] Ну, моли́твой.
[Бабушки?] Да, да, то́же ба́бушки, п… приходи́ли, во́зле ико́ны станови́ли.
[Дома, где жил «испуганный» ребёнок?] Н… нет, ходи́ли с ребёнком к ней.
[Туда?] Туда́, к ней туда́.
[Как лечили испуг?] Ну, я не зна́ю, вро́де как она́ крести́ла по… по те́мечку кре́стиком, и шепта́ла моли́тву, пото́м води́чкой, наве́рно, умыва́ла, на води́чку то́же моли́тву шепта́ла, закрыва́ла рукой,\
[покрывает ладонью кружку с чаем] дава́ла ребёнку умыва́ться и пото́м э́ту воду́ в уголо́к поро́га вылива́ли.
[Уголок порога?] На ку́хню, да, где при вы́ходе, в уголо́к поро́га.
[В кухню?] Да. Ну, на ку́хню, вот, выхо́дишь во входны́е две́ри и вот на уголо́к, туда́, поро́га вылива́ли.
[На выходе в сени из кухни?] Да, да, да, да, да, в се́ни.
[Воду брали особенную?] Ну коне́чно, оно́ же все равно́, е́сли ба́бушка ле́чит, и у неё есть тако́й вот… по́мощь лю́дям, а она же все равно́, как бы, эне́ргия кака́я-то на во́ду ухо́дит.
[Это не была святая вода?] Нет, э́то про́сто была́ обы́… обы́чная вода́ была́, то́лько что, вот, наговорённая.
[Не говорили, что когда её несли домой, разговаривать нельзя было?] Да, разɣова́ривать нельзя́ бы́ло. Вот, про́сто идёшь, идёшь до са́мого до́ма, чтоб от неё была,\ как они́, ба́бушки, ɣовори́ли, по́мочь.
[Где эту воду набирали?] Ну просто вот из ведра,\ в коло́дце, ра́ньше как бы, ну, где-то в… был водопрово́д, и коло́дцы бы́ли, и то, ви́димо, с водопрово́да и́ли с коло́дца.
[Где угодно, но главное молчать?] Да, да. Да, да, да, да.
[Что такое грыжа?] [Улыбается.] Гри́жа – э́то когда́ живо́т боли́т, в животе́ вот, во́зле пупка́. Она́ когда́ т… тя́жести по… поднима́ешь, оно́ и ощуща́ется, что всё боль, боль, боль, но́ющая боль. И вот, быва́ет…
[Это у детей и взрослых?] Ну я не зна́ю, у меня́ вот, что был слу́чай, я тяжёлое ведро́ подняла́, и у меня́ всё в э́тот… боле́ло. Пото́м ба́бушка по… повела́, она́ посмотре́ла, говори́т: «Да, у неё со́рванный золотни́к». И вот, она́, говори́т, по… попра́вила мне его́, что он на ме́сто встал. Я ходи́ла к ней три ра́за.
[Три раза?] Уɣу́, и вот на тре́тий она́ посмотре́ла, говори́т: «Да, вот тепе́рь вон на ме́сто уже́ встал».
[Все три раза ходили?] На́до, да, все три ра́за ходи́ть, э́то вот от с… от испу́га води́чку мо́жно принести́, а так…
[Грыжа и «сорвать золотник» – это одно и то же?] Ну, гри́жа она́ ещё и у дете́й быва́ет то́же, пупова́я, но я не зна́ю, как она́ вообще́ выража́ется, потому́ что я с э́тим не ста́лкивалась.