[Соб.: Нам говорили, что в Осиновке был какой-то свой праздник.] Да, был вот в… в конце́ дере́вни, вот туда́ где, я говори́ла, у́лица там вот даль… Где́-нибудь с киломе́тр, наве́рно, бу́дет от нас, от моего́ до́ма. Да, вот там, и я уже́ заста́ла э́тот пра́здник, и в девяно́стые уже́, вот, до двухты́сячных годо́в, пока́ уже дере́вня совсе́м вся не развали́лась.
[Что это за праздник?] Ну, то же са́мое, что, вот, и в… Кото́рое сейча́с прово́дят… прово́дится в Ермака́х.
[Иван Купала?] Уɣу́.
[Помните, как раньше праздновали? Нам говорили, что в Ермаках сейчас по-другому.] Да, берёза была́, вот сейча́с про́сто нав… как бы накла́дывают э́тот костёр, а ра́ньше стоя́ла, выбира́ли любу́ю берёзу, ну, кака́я там, мо́жет, и я не зна́ю, как вам объясни́ть, про́сто берёзу подходи́ли, выбира́ли, а каку́ю понра́вившуюся и ве́шали на э́ту берёзу покры́шки от колёс. Чем да… чем вы́ше, тем как бы она́ краси́вше бу́дет горе́ть. Ну, дал куда́ уже́ я и не… не по́мню, и всё, и немно́жко так вот прикла́дывали э́ти небольши́е куста́рнички и его́ пото́м поджига́ли. Вокру́г хорово́д води́ли, ве́село все вот, дру́жненько, где-то в компа́нии; вот – собира́лись, пе́сни пе́ли, да приноси́ли туда ку́шанье всё своё, кто что мо́же… мог принести́, и вот, гуля́…
[Была еда, которая обязательно должна была быть на столе?] Ничё, не, не, ничё не́ было, не с… Нёс кто… кто что мог, у кого́ что съедо́бное бы́ло.
[Что за кустарнички были?] Ну, э́ти вот, про́сто в… ма́ленькие бярёзки́, небольши́е таки́е вот, ну каки́е они́ там, я не… я уже́ и не по́мню.
[Когда они заготавливались?] Никогда́, вот пе… В э́тот же день так же наложи́ли, э́ти колёса наве́шали, покры́шки, мы колёсами йих зва́ли в де́тстве. И вот э́ти, сруби́ли ве́т… э́ти, дере́вья ма́ленькие, куста́рники мы называ́ем их, и прикла́дывали к берёзе, чтоб поя́рче быстре́е загоре́лось э́то вот всё де́рево.
[Когда эту берёзу выбирали?] В э́тот же день. У́тром вы́брали, укра́сили э́тими, покры́щками, и всё, к ве́черу уже́ зажига́ли костёр.
[Когда начинали вечером водить хороводы?] Э́то, как начина́ли когда́ води́ть? Ну, я не зна́ю, ча́сиков в де́сять, наве́рно, до по… по… поджо́га вот э́того, у костра́.
[В этот день не купались?] В э́тот день – нет, у нас, как бы, ре́чку я не по́мню тогда. Нет, на ре́чку мы то́чно не ходи́ли, потому́ что ре́чка далекова́то была́ и там вот… А Ермако́вские сде́лали, что, вот ря́дышком ре́чка, что ну́жно искупа́ться, а у нас там ре́чка далеко́ была́. Нет, далекова́то отту́да туда́ в… добира́ться, как бы.
[Шестого числа не собирали какие-то травы?] Не зна́ю, не могу́ вам сказа́ть, мо́жет ба́бушки и собира́ли каки́е там, что…
[На Купалу не искали цветок папоротника?] [Смеётся.] Не зна́ю. Не, не, не могу́ вам сказа́ть, не зна́ю, мо́же кто-то и о… э́то, пыта́лся, но… Я по́мню, бабу́шка говорила, что э́тот па́поротник, когда́ цветёт, он то́лько и́збранным, и на́до идти́ одному́ в лес, вот одному́ то́лько. Но, я ду́маю, что не ка́ждый реши́тся оди́н в двена́дцать, по́сле двена́дцати часо́в, идти́ и найти́ э́тот па́поротник. Она́ ещё вот говори́ла, что его́ сорва́ть как бы то́же нелегко́, вот э́ти тёмные си́лы, говори́ла, что не даю́т, и донести́ его́ то́же не о́чень-то, как бы сло́жно домо́й принести́, что вот…
[Почему сложно принести домой?] Ну, ɣовори́ла: «Сло́жно», – я не э́… Да́же не зна́ю, наве́рно, мо́жет мере́щилось что-то, и́ли что-то, как бы, прегра́ды каки́е-то бы́ли, не зна́ю.
[Что даёт обладание этим цветком?] Они́ говори́ли, что получи́л бы дар.
[Дар?] Да.
[Какой?] А вот э́того я не зна́ю.
[Так говорили?] Да, да.
[Раньше не готовили веники Ивана Купалу?] Ну, венки́ то́лько что из цвето́в, вот, де́лали, с венка́ми ходи́ли, ну вот.
[Это были особые цветы?] Да нет, про́сто полевы́е любы́е цветы́.
[Не гадали на Ивана Купалу?] [Смеётся.] Не припо́мню.
[Через костёр не прыгали?] Ну, он был то́лько костёр, вот, большо́й
[имеет ввиду сожжение берёзы], нет.