Характеристики текста
Год2023
СобирателиАБМ, СВИ
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодВНИ
Полf
Год рождения1966
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Данные об инф.
КодСТФ
Полf
Год рождения1956
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Данные об инф.
КодМЗА
Полf
Год рождения1962
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Данные об инф.
КодЖОФ
Полf
Год рождения1968
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIa 12 Запишите предания:
Ключевые слова
Война, Время, Зерно, Зима, Икона, Календарь, Мука, Народное православие, Обет, Пища, Праздники, Предания, Пространство, Рождество, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Тайно, Устная история, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 13270
13270
[Разговор ведется в Доме культуры с. Ермаки Викуловского р-на с восемью участницами местного фольклорного ансамбля «Россияночка». Ранее собиратели были в этнографическом музее Дома культуры с. Ермаки, где в деревянной раме находится фотография женщины. Часть жителей с. Ермаки — потомки самоходов — выходцев из с. Рогинь Гомельской обл. Белоруссии.] [Мы заметили, что в музее стоит фотография женщины. Это кто?] [СТФ:] Оси́н… оси́новская ба́бушка. [Осиновка — село в 3 км от с. Ермаки.] [ЖОФ говорит одновременно:] Ба́бушка. [Это не та, которая икону сохранила?] [СТФ:] Нет. [МЗА:] Нет. [ВНИ:] Кото́рая ико́ну сохрани́ла, у неё портре́т стои́т во́зле ико́ны, на Рождество́ кото́рая в Оси́новке. Во́зле той ико́ны портре́т стои́т. Вот та сохрани́ла. Мари́на Прокопцо́ва. [ДЗФ говорит одновременно:] Про́сто она́ умерла́ давно́, и про́сто на сохране́ние принесли́ сюда́, в музе́й. [А эта Марина Прокопцова давно умерла?] [ВНИ:] Да, да, да. [СТФ:] Коне́чно. [И всем известно, что именно она икону сохранила?] [Речь идет об иконе Воскресения Христова, участвующей в обряде “Свеча”, который заключается в том, что каждый год на Рождество икону переносят из одного дома в другой, где она стоит до следующего Рождества. Саму икону при этом и называют Свечой.] [ВНИ:] Да. [Она сама ее потом принесла, да?] Ну она́ у ней в амба́ре… В амба́ре храни́лась. [А, и у нее и начали эту Свечу делать?] [СТФ:] Нет. [ФЕА:] Э́то по́сле. Ви́дите, в тридца́тые как раз тут же вот гоне́ния бы́ли, це́ркви все уничто́жили. [МЗА говорит одновременно:] Сове́тские… [ВНИ говорит одновременно:] В три́дцать седьмо́м. [ФЕА:] Она́ вот э́ту храни́ла, она́ в зерне́, аɣа́ где́-то. [МЗА говорит одновременно:] Да она́ и муку́ накрыва́ла, и лари́ накрыва́ла, и вся́ко. [ФЕА:] Вся́ко, и она́ её… вот они́… но на больши́е пра́здники они́ потихо́ньку достава́ли э́ту ико́ну, и как бы э́то вечер… вечера́ми собира́лися, чтоб то́лько не узна́ли коммуни́сты [смеется] потихо́ньку. И вот она́ так сохрани́ла э́ту ико́ну. А пото́м уже́, во вре́мя там Вели́кой Оте́чественной, уже́ им не до э́того что э́той… ка́к бы свобо́днее ста́ло, и всё э́ту ико́ну на свет Бо́жий… доста́ли, уже́ не боя́лися. [ВНИ говорит одновременно:] Она её пря́тала, про́сто её пря́тала. [МЗА спрашивает ВНИ:] В зерне́? [ВНИ отвечает МЗА:] Нет. [И тогда вот завели этот обряд Свеча?] Ну, ви́димо, она́… э́тот обря́д давны́м-давно́ был. Про́сто вот… [МЗА одновременно спрашивает ВНИ:] По́сле войны́, наве́рно, да, носи́ть ста́ли? [ВНИ отвечает МЗА:] Ста́ли носи́ть по́сле войны́. [ФЕА обращается к ВНА:] По́сле вой… а до… а до войны́? Не про́сто ж так же э́то сохрани́лось, до войны́ ж, ви́димо. [ВНИ:] В три́дцать седьмо́м, когда́ це́рковь лома́ли, её спря́тали у неё и по́сле войны́ то́лько вы́тащили. [ФЕА:] А до э́того что? [ДЗФ:] А до э́того ж то́же бы́ло. [ВНИ:] А до э́того они́ ходи́ли в це́рковь. [ДЗФ:] Да. [ВНИ:] Носи́ли на Рождество́. [Сам обряд Свеча появился при Марине Прокопцовой?] [СТФ:] Да. [ВНИ:] Да. [ВВО:] Ну наве́рно отту́да они́ её принесли́… [ФЕА:] Коне́чно. [ВНИ:] Потому́ что в Белору́ссии носи́ли, и она́… и они́ так же реши́ли носи́ть.