[Разговор ведется в Доме культуры с. Ермаки Викуловского р-на с восемью участницами местного фольклорного ансамбля «Россияночка». Ранее собиратели были в этнографическом музее Дома культуры с. Ермаки, где в деревянной раме находится фотография женщины. Часть жителей с. Ермаки — потомки самоходов — выходцев из с. Рогинь Гомельской обл. Белоруссии.] [Мы заметили, что в музее стоит фотография женщины. Это кто?] [СТФ:] Оси́н… оси́новская ба́бушка.
[Осиновка — село в 3 км от с. Ермаки.] [ЖОФ говорит одновременно:] Ба́бушка.
[Это не та, которая икону сохранила?] [СТФ:] Нет.
[МЗА:] Нет.
[ВНИ:] Кото́рая ико́ну сохрани́ла, у неё портре́т стои́т во́зле ико́ны, на Рождество́ кото́рая в Оси́новке. Во́зле той ико́ны портре́т стои́т. Вот та сохрани́ла. Мари́на Прокопцо́ва.
[ДЗФ говорит одновременно:] Про́сто она́ умерла́ давно́, и про́сто на сохране́ние принесли́ сюда́, в музе́й.
[А эта Марина Прокопцова давно умерла?] [ВНИ:] Да, да, да.
[СТФ:] Коне́чно.
[И всем известно, что именно она икону сохранила?] [Речь идет об иконе Воскресения Христова, участвующей в обряде “Свеча”, который заключается в том, что каждый год на Рождество икону переносят из одного дома в другой, где она стоит до следующего Рождества. Саму икону при этом и называют Свечой.] [ВНИ:] Да.
[Она сама ее потом принесла, да?] Ну она́ у ней в амба́ре… В амба́ре храни́лась.
[А, и у нее и начали эту Свечу делать?] [СТФ:] Нет.
[ФЕА:] Э́то по́сле. Ви́дите, в тридца́тые как раз тут же вот гоне́ния бы́ли, це́ркви все уничто́жили.
[МЗА говорит одновременно:] Сове́тские…
[ВНИ говорит одновременно:] В три́дцать седьмо́м.
[ФЕА:] Она́ вот э́ту храни́ла, она́ в зерне́, аɣа́ где́-то.
[МЗА говорит одновременно:] Да она́ и муку́ накрыва́ла, и лари́ накрыва́ла, и вся́ко.
[ФЕА:] Вся́ко, и она́ её… вот они́… но на больши́е пра́здники они́ потихо́ньку достава́ли э́ту ико́ну, и как бы э́то вечер… вечера́ми собира́лися, чтоб то́лько не узна́ли коммуни́сты
[смеется] потихо́ньку. И вот она́ так сохрани́ла э́ту ико́ну. А пото́м уже́, во вре́мя там Вели́кой Оте́чественной, уже́ им не до э́того что э́той… ка́к бы свобо́днее ста́ло, и всё э́ту ико́ну на свет Бо́жий… доста́ли, уже́ не боя́лися.
[ВНИ говорит одновременно:] Она её пря́тала, про́сто её пря́тала.
[МЗА спрашивает ВНИ:] В зерне́?
[ВНИ отвечает МЗА:] Нет.
[И тогда вот завели этот обряд Свеча?] Ну, ви́димо, она́… э́тот обря́д давны́м-давно́ был. Про́сто вот…
[МЗА одновременно спрашивает ВНИ:] По́сле войны́, наве́рно, да, носи́ть ста́ли?
[ВНИ отвечает МЗА:] Ста́ли носи́ть по́сле войны́.
[ФЕА обращается к ВНА:] По́сле вой… а до… а до войны́? Не про́сто ж так же э́то сохрани́лось, до войны́ ж, ви́димо.
[ВНИ:] В три́дцать седьмо́м, когда́ це́рковь лома́ли, её спря́тали у неё и по́сле войны́ то́лько вы́тащили.
[ФЕА:] А до э́того что?
[ДЗФ:] А до э́того ж то́же бы́ло.
[ВНИ:] А до э́того они́ ходи́ли в це́рковь.
[ДЗФ:] Да.
[ВНИ:] Носи́ли на Рождество́.
[Сам обряд Свеча появился при Марине Прокопцовой?] [СТФ:] Да.
[ВНИ:] Да.
[ВВО:] Ну наве́рно отту́да они́ её принесли́…
[ФЕА:] Коне́чно.
[ВНИ:] Потому́ что в Белору́ссии носи́ли, и она́… и они́ так же реши́ли носи́ть.