[Ранее разговор идёт о том, как при первом выгоне скота использовали собранную на Вербное воскресенье вербу — см. карточку VIII-14 б.] Вот у меня́ ба́бушка, она́ мно́го чё зна́ла. Она́ и люде́й лечи́ла… она́… она́ бе́лая э́та… как э́то, ма́гия её от э́та у неё была́. Чи́сто что лечи́ть люде́й, вот э́та. Мно́гие не могли́… вот от заика́ния она́ да́же помога́ла. И вот… ро́жа. Зна́ете
[речь невозможно расслышать из-за шума ветра. РЕА спрашивает собирателей, знают ли они, что такое рожа].
[Это как?] Ну покрасне́ние вот идёт, всё, и не мо́гут врачи́ с э́тим ничё сде́лать, а она́ лечи́ла вот её. За́говоры вот зна́ла она́. Зубны́е там… мно́го, мно́го вот она́ зна́ла.
[Вы не помните что-нибудь?] Ма́тери она́ передала́ мое́й, она́… мать в Ви́кулово у меня́ живёт, она́ ле́чит то́же. Ребяти́шек ле́чит. Ну, и взро́слых ле́чит то́же. Ну счас она́ уже́ ста́ренькая, во́семьдесят шесть лет ей. Вот.
[Может быть, вы видели, как она лечила?] Не, ну ка́к, она́ и меня́ лечи́ла ско́лько… там загова́ривает во́ду, сто́ит где́-то в уголку́ пе… пе́ред ико́ной, наве́рное, аɣа́
[обращается к жене, которая проходит мимо]? Ну, ле́чит когда́, во́ду загова́ривает.
[… — Отвлекается на разговор с женой.] [Соб.: Вы сказали, что ваша мама заговаривает воду.] Да, загова́ривает во́ду, а пото́м с… ско́лько там… глото́к и́ли два, и́ли три, по-мо́ему, сде́лает, пото́м ка́к-то с… с э́той воды́, ну, обма́зывает, чё-то ше́пчет там, ну всё э́то, прогова́ривает всё, и в конце́ вылива́ет обы́чно… дверь открыва́ет, и вот где открыва́ется дверь, не здесь, а где наве́сы
[показывает нижний угол двери, который находится со стороны, с которой дверь подвешена].
[Слева, да?] Наве́сы, да. Сюда́ вылива́ет её, воды.
[От себя?] Ну, в… вылива́ет про́сто, да.
[От чего она так лечила?] От испу́га, сгла́за. Ну обы́чно во говори́ли — на ве́тер. Ве́тром принесло́ что́-то, заболе́л челове́к, ну то́же ж не мо́гут определи́ть так, все э́то… что нашёл на ве́тер, они́ обы́чно, ста́рые, говори́ли. От суро́ка.
[Что это такое?] Ну вот, приме́рно, я подели́лся на тебя́, всё, ты мо́жешь заболе́ть да́же. Есть таки́е вот лю́ди у нас. Вот, на… Ве́ра Никола́евна учи́телем всю жись прорабо́тала. С ней я побу́ду, мне…
[нрзб. — 00:32:42,272]. Прихожу́, пло́хо мне. Она́ как вампи́р — выса́сывает си́лу. Все э́то… Я ɣърю: «Бо́льше я с тобо́й и сиде́ть за одни́м столо́м не бу́ду, и разɣова́ривать с тобо́й не бу́ду». Ну во серьёзно, вот как с ней э́то… поговори́м и́ли чё всё э́то, мне пло́хо стано́вится. А в шко́ле я рабо́тал когда́, так же са́мо… тогда́ стёкла же са́ми вставля́ли, да всё э́то я остекли́л, да всё э́то… в её класс. Вот то́лько она́ захо́дит, у мене́ в рука́х разлета́ется стекло́ вдре́безги. А там же здоро́вые э́ти, ши́бки
[оконные стёкла] вот э́ти. Второ́е стекло́. Она́ захо́дит, а я уже́ вставля́ю, она́ разлета́ется вдре́безги. Я грю: «Ве́ра Никола́евна, пока́ не застеклю́, иди́ на…» — Ну, извини́те, девчо́нки. — «Ну вали́ на́хрен отсю́дова, чтоб ду́ха твоего́ не́ было!» — «А что я тако́го де…?!» Я грю: «Ну ты не заме́тила что́ ли?» Вот натура́льное… негати́в. Си́льный негати́в от неё. И в кла́ссе вот, где она́, вот… ну я не зна́ю, как, кто други́е, чё. Вот захожу́… ну вот отторже́ние тако́е вот, есть всё э́то. Ну, всю жись с ней ка́к-то и в гуля́нках, и всю́ду, и пра́здники, и всё мы прогуля́ли. А вот тако́й челове́к она́.
[Не говорили, почему люди такие бывают?] Не, ну есть… челове́к-в… ну, челове́к-вампи́р — они́ мно́гие есть же. Вот он специа́льно вот с тобо́й разгова́ривает — он ле́чится э́тим. Ве́чером всё они́, э́то норма́льно, а вот днём обы́чно вот э́то идёт.
[Забирает что-то?] Да, си́лы забира́ет, всё э́то.
[Ваша мама заговаривала воду, чтобы лечить?] Да, загова́ривала моли́твой. На ка… на ка́ждую каку́ю-то боле́знь моли́тва отде́льная идёт э́та. За́говор называ́ется вот э́то всё.
[Потом воду нужно было выпить?] Да, глотка́ три вот сде́лаешь, а пото́м она́ с э́того стака́нчика в ру́ку полива́ет и обша́ркивает тебя́. Здесь, лицо́, пле́чи.
[… — Приходит ЖТГ.] [Не приговаривали ли, когда мыли ребёнка в бане: «Как с гуся вода…»] [ЖТГ:] Так он ещё ма́ленький был, э́того не по́мнит.
[РЕА:] Не зна́ю.
[А вы не помните?] [ЖТГ:] Ну я з… зна́ю, дак говори́ли.
[РЕА:] Ну ты всё… тебя́ всё ба́бушки то́лько и воспита́ли.
[ЖТГ:] Ну, ну.
[РЕА:] Вот.
[Как говорили?] […] [ЖТГ:] Зна́ю, что младе́нцев э́ти… щети́нку выводи́ли. Ма́зали, че́м-то мы ма́зали… дрожжа́ми и пото́м выка́тывали.
[РЕА:] Мёд.
[ЖТГ:] М… мёдом, ну. Пото́м…
[РЕА:] Ну.
[ЖТГ:] Пото́м воло́сики вылазя́т э́ти, щети́на называ́ется де́тская.
[РЕА:] Ну… п… на… ну, пло́хо когда́ спят они́, пла́чут, что на спине́ у них какие́-то как щети́на вот така́я, ко́лется.
[ЖТГ:] Пло́хо…
[…] [Выкатывали — это как?] Ну, вот ба́не когда́ он рас… ребёнок… в ба́ню его́ занесёшь, он же разде́лается, распа́рится. Пото́м вот э́той вот… дро́жжи и там с мёдом мо́жно.
[РЕА:] Ну мёд, да.
[ЖТГ:] Пома́жешь, и оно́ мале́нько постои́т. И пото́м вот та́к вот вык… ну, вот та́к вот рука́ми де́лаешь, де́лаешь
[делает круговые движения раскрытой ладонью]. И они́ вот так…
[По кругу нужно водить?] Да, по… да, и они́ комо́чками, комо́чками. Вот да́же э́ти волоси́нки таки́е вот пря́мо. Вот. У нас вон Же́нька си́льно об э́то са́мое… пото́м во ра́за два мы сде́лали, и всё, всё прошло́, стал спать ребёнок.
[РЕА:] Ну, и́ли ноча́ми вот пло́хо спят они́… у их вот… идёшь во двор, кури… ку́рицам.
[ЖТГ:] У меня́ вон моли́твы, всё ба́бины моли́твы лежа́т, да кто их э́то…
[РЕА:] Дак учи́ть надо.
[ЖТГ:] А кто их… их у́чит.
[РЕА:] По бума́жке не то всё равно́ же.
[…] [Не говорили ли, откуда берётся щетинка у младенцев? Может, беременной нельзя что-то делать?] [ЖТГ:] Ну, кто ɣовори́т, кото́в нельзя́ пина́ть.
[Котов?] Да
[смеётся]. Ну да, вот что за… за кота́… и́ли переступа́ть че́рез кота́ нельзя́. Что вот… тако́е. Ну э́то… кто его́ зна́ет.
[Щетинка тогда будет?] Ну. Кто его́ зна́ет, чё оно́ тако́е.