[Когда похоронили человека, нужно было обойти крест?] Нет, у нас нет э́того. Похорони́ли, венки́ и цвето́чки положи́ли, и всё, и пошли́. И ро́дственники уже́ говоря́т: «Проходи́… пойдёмте все на горя́чий обе́д». У нас так говоря́т: «Пойдёмте на горя́чий обе́д». И все иду́т уже́ помина́ть, все.
[Поминают дома?] Ну сейча́с вот, е́сли мно́го наро́ду – в шко́ле, 01:32:36,549 что́бы э́то… Я вот до́ма все де́лала обе́ды, у меня́ вот тётка умерла́, с на́ми жила́, я до́ма… Сверо́вке то́же, то́же всё до́ма де́лали.
[Портреты их ставили на стол?] Нет. Не ста́вили. Све́чку ста́вили, води́чку ста́вили, хле́бушек ложи́ли. Ну там бли́нчики поло́жат, что… А потре́ты нет, у нас…
[А воду эту надо менять?] Со́рок дней. Меня́ть на́до обяза́тельно.
[…] [На поминки гости приносили что-то? Может, еду?] Вот зна́ете, вот нигде́ тако́го нет, наве́рное, как в Ермака́х. Мы друг другу здесь о́чень помога́ем. Вот ка́ждый, кто идёт на по́хороны, и мы все… Ну, сейча́с во́дку носи… во́дку несём там, кто-то конфе́тки, кто-то ба́ночки, каки́е-то скля́ночки, ну сейча́с вот бо́льше как-то деньга́ми помога́ют. А у нас обяза́тельно, ес… А ба́бушка вот у нас была́, она́ ра́ньше ходи́ла на по́хороны, кусо́чек хле́бушка, два яи́чка… То что, не́ было же ничего́, а вот с чем-то обяза́тельно шли на…
[С пустыми руками нельзя?] С пусты́ми рука́ми не ходи́ли. Вот у на… у нас здесь э́то, у нас вот, кто приезжа́ет на по́хороны, я говорю́: «Вот э́то на́до же, нигде́ тако́го нет, как в Ермака́х». У нас специа́льно ста́вится стол, здесь о́коло поко́йника, и вот всё и несу́т, и несу́т, и несу́т, и несу́т, да. И у нас о́чень помога́ют вот, дру́жеские таки́е вот, по́мощь дру́жеская, сосе́ди все вот помо… по́мощь, огро́мная по́мощь. Помога́ют.
[В каком порядке люди сидят за столом?] В любо́м. Кто… вот пришли́, ре… с… приглаша́ешь, что «проходи́те за стол», и все… кто, кто как пошли́ и всё.
[Может кого-то первым сажали?] Нет. Вот у нас ра́ньше, ба́бушка говори́ла вот, ба́ба По́ля говори́ла, ра́ньше вот как-то бо́льше дете́й, потому́ что у них ду́ши безгре́шные, они́ должны́ помина́ть. Пе… пе́рвые должны́ бы́ли сади́ться де́ти. Вот дете́й накорми́ли, потому́ что они́ безгре́шные. Э́то вот она́ расска́зывала мне, э́то вот по́мню. А сейча́с уже́, допу́стим, е́сли пришли́ там, в… взро́слые помяну́ли, зна́ем, что вот у них де́ти, я уже́ стара́юсь наложи́ть там мешо́чек чего́-нибудь, ми́лостину каку́ю-то дать, и вот они́ э́то да́рят…
[Соб.: А нам говорили еще про копальщиков.] Ко́пальщиков сади́ли, да, ко́пальщиков, да, с… они́ приходи́ли. Ну они́ не садя́тся, что там э́то, ну пришли́, се́ли и всё. А сейча́с же нет ко́пальщиков, сейча́с брига́ды приезжа́ют. А ра́ньше да, ра́ньше ко́пальщики бы́ли. Ко́пальщики, кто гроб де́лал, вот э́то вот. Кто мыл, обяза́тельно бы́ло вот э́то вот.
[Всех приглашали?] Всех пригла… всех приглаша́ли.
[Кто первый выходит из-за стола?] Кто покури́ть захоте́л, тот и пошёл
[смеется].
[Не говорили, что если уже вышел, то нельзя возвращаться?] Возвраща́ются у нас. По не́сколько раз ещё возвраща́ются
[смеется].
[С перекура?] Ну. Оно́ же всё остаётся, оно́ же всё остаётся. Проходи́те, дава́йте вот, побы́ли, ну сади́тесь, посиди́те ещё. А так-то ведь оно́ как бы… не должно́, пое́ли и пошли́.
[А если еда остается там, то ее не забирают, оставляют там?] Здесь-то, до́ма?
[Соб.: Нет.] А, на кла́дбище?
[А, вы про дом говорите?] Я до́ма, говорю́, что когда́… поми́нки когда́ в до́ме, что э́то.
[Кутью тоже на поминки делают?] Да.
[Не говорили, что ее нельзя кому-то есть?] Нет, не зна́ю, не слы́шала.
[Может, вдовам?] Нет, нет-нет. У нас здесь не́ было тако́го, не слы́шала, не зна́ю.
[Чокаться рюмками можно?] Нет.
[Почему?] Потому́ что нельзя́, э́то ж не пра́здник. Что… как бу́дешь чо́каться. Ви… ло́жки ло́жат кве́рху. Вот не так ло́жку ло́жат, что не… а кве́рху вот. Вот так ло́жат ло́жку
[показывает рукой ложку, вогнутой стороной вверх].
[Соб.: Вот так, в плане…] Да, что ло́жка должна́ быть откры́тая, а не закры́тая, вот так. Ви… ви́лки не ло́жат, нельзя́ то́же ви́лки почему́-то. Почему́ – не зна́ю.
[Почему вилки нельзя?] Не зна́ю вот, не скажу́. Зна́ю, что нельзя на по́хороны, а почему́ – не зн… не зна́ю. А ло́жка вот должна́ быть не… не перевёрнута, а вот так.
[А ложка почему так должна быть?] Ну чтоб откры́тая была́, чтоб пое́сть поко́йник, наве́рное, чтоб ел, откры́тая, не закры́тая была́ ло́жка, вот так.
[Ей есть можно?] Коне́чно, ло́жкой, да, ло́жки же ло́жат, ка́ждому ло́жку.
[Кутья отличается как-то от той, которую на Святки делают?] Да нет. Нет, така́я же кутья́, така́я же.
[Какими словами поминали покойника?] Ну всегда́, «земля́ пу́хом», говоря́т, «Ца́рствие небе́сное». А кто-то встал, сказа́л, что вот, тако́й-то, тако́й-то челове́к был, говоря́т же слова́ там каки́е-то. Всё, вста́ли, помяну́ли, вы́пили, закуси́ли и всё. Снача́ла кутья́, пото́м блины́. Обяза́тельно лапшу́ там гото́вили, каку́ю-то дома́шнюю.