Характеристики текста
Год2023
СобирателиПАА, ЮВК, ЮВК
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодВВО
Полf
Год рождения1960
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
IIIa 4 г Кто обмывал покойника, делал гроб, нес гроб на кладбище, мыл дом после выноса тела? Разрешалось ли это делать родственникам? Носят ли еду тем, кто копает гроб, когда они работают? На поминках накрывают ли тем, кто рыл могилу, отдельно?
IIIa 9 г Что делали с едой и выпивкой, которые ставили на стол для покойника на поминках, после окончания поминок (ставили к иконам, оставляли на столе)? Как долго? Что делали потом (выливали, выпивал первый пришедший в дом мужчина)?
IIIa 9 а А) где поминали (на кладбище, дома)? Приглашают ли на поминки или туда приходят сами? В каком порядке поминающие сидят за столом (по старшинству, иначе)? Кто встает первым? Долго ли продолжаются поминки, можно ли быстро вставать из-за стола?
IIIa 4 м Кладут ли приходящие попрощаться деньги в гроб/на блюдце/на окно? Для чего (на поминки)?
IIIa 9 б Как называлось поминальное блюдо (кутья, коливо, сыта, канун и т.д.)? Что это: каша, хлеб, крошенный в сладкую воду, и т.д.? Как его ели (давали каждому по ложке кутьи, клали ее в руку, в рот)? Зависит ли состав блюд от наличия поста? Едят ли кутью в другие дни (например, на сороковины)? Можно ли на поминках чокаться рюмками? Петь? Сколько можно пить рюмок на поминках (четное число)?
IIIa 9 в Какими словами поминали покойников?
Ключевые слова
Верх-низ, Вино, Внутренний-внешний, Водка, Вокруг, Время, Говорить, Гость, Давать-брать, Два, Деньги, Дни, Дом, Еда, Женщина, Жизнь-смерть, Запреты, Звук, Земля, Каша, Кладбище, Крест, Круг, Ложка, Могила, Молиться, Молодой-старый, Мужчина, Над-под, Народное православие, Новый-старый, Первый, Питье, Пища, Покойник, Покрывание, Поминки, Посуда, Похоронный обряд, Приглашение, Пространство, Процессия, Пустой, Путь, Путь обрядовый, Растения, Родство, Рука, Свой-чужой, Семейные обряды, Сидеть, Сосед, Стол, Тело человека, Тот свет, Трапеза ритуальная, Три, Угощение, Утварь, Ходить, Хозяин-хозяйка, Хороший-плохой, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 13367
13367
[Когда похоронили человека, нужно было обойти крест?] Нет, у нас нет э́того. Похорони́ли, венки́ и цвето́чки положи́ли, и всё, и пошли́. И ро́дственники уже́ говоря́т: «Проходи́… пойдёмте все на горя́чий обе́д». У нас так говоря́т: «Пойдёмте на горя́чий обе́д». И все иду́т уже́ помина́ть, все. [Поминают дома?] Ну сейча́с вот, е́сли мно́го наро́ду – в шко́ле, 01:32:36,549 что́бы э́то… Я вот до́ма все де́лала обе́ды, у меня́ вот тётка умерла́, с на́ми жила́, я до́ма… Сверо́вке то́же, то́же всё до́ма де́лали. [Портреты их ставили на стол?] Нет. Не ста́вили. Све́чку ста́вили, води́чку ста́вили, хле́бушек ложи́ли. Ну там бли́нчики поло́жат, что… А потре́ты нет, у нас… [А воду эту надо менять?] Со́рок дней. Меня́ть на́до обяза́тельно. […] [На поминки гости приносили что-то? Может, еду?] Вот зна́ете, вот нигде́ тако́го нет, наве́рное, как в Ермака́х. Мы друг другу здесь о́чень помога́ем. Вот ка́ждый, кто идёт на по́хороны, и мы все… Ну, сейча́с во́дку носи… во́дку несём там, кто-то конфе́тки, кто-то ба́ночки, каки́е-то скля́ночки, ну сейча́с вот бо́льше как-то деньга́ми помога́ют. А у нас обяза́тельно, ес… А ба́бушка вот у нас была́, она́ ра́ньше ходи́ла на по́хороны, кусо́чек хле́бушка, два яи́чка… То что, не́ было же ничего́, а вот с чем-то обяза́тельно шли на… [С пустыми руками нельзя?] С пусты́ми рука́ми не ходи́ли. Вот у на… у нас здесь э́то, у нас вот, кто приезжа́ет на по́хороны, я говорю́: «Вот э́то на́до же, нигде́ тако́го нет, как в Ермака́х». У нас специа́льно ста́вится стол, здесь о́коло поко́йника, и вот всё и несу́т, и несу́т, и несу́т, и несу́т, да. И у нас о́чень помога́ют вот, дру́жеские таки́е вот, по́мощь дру́жеская, сосе́ди все вот помо… по́мощь, огро́мная по́мощь. Помога́ют. [В каком порядке люди сидят за столом?] В любо́м. Кто… вот пришли́, ре… с… приглаша́ешь, что «проходи́те за стол», и все… кто, кто как пошли́ и всё. [Может кого-то первым сажали?] Нет. Вот у нас ра́ньше, ба́бушка говори́ла вот, ба́ба По́ля говори́ла, ра́ньше вот как-то бо́льше дете́й, потому́ что у них ду́ши безгре́шные, они́ должны́ помина́ть. Пе… пе́рвые должны́ бы́ли сади́ться де́ти. Вот дете́й накорми́ли, потому́ что они́ безгре́шные. Э́то вот она́ расска́зывала мне, э́то вот по́мню. А сейча́с уже́, допу́стим, е́сли пришли́ там, в… взро́слые помяну́ли, зна́ем, что вот у них де́ти, я уже́ стара́юсь наложи́ть там мешо́чек чего́-нибудь, ми́лостину каку́ю-то дать, и вот они́ э́то да́рят… [Соб.: А нам говорили еще про копальщиков.] Ко́пальщиков сади́ли, да, ко́пальщиков, да, с… они́ приходи́ли. Ну они́ не садя́тся, что там э́то, ну пришли́, се́ли и всё. А сейча́с же нет ко́пальщиков, сейча́с брига́ды приезжа́ют. А ра́ньше да, ра́ньше ко́пальщики бы́ли. Ко́пальщики, кто гроб де́лал, вот э́то вот. Кто мыл, обяза́тельно бы́ло вот э́то вот. [Всех приглашали?] Всех пригла… всех приглаша́ли. [Кто первый выходит из-за стола?] Кто покури́ть захоте́л, тот и пошёл [смеется]. [Не говорили, что если уже вышел, то нельзя возвращаться?] Возвраща́ются у нас. По не́сколько раз ещё возвраща́ются [смеется]. [С перекура?] Ну. Оно́ же всё остаётся, оно́ же всё остаётся. Проходи́те, дава́йте вот, побы́ли, ну сади́тесь, посиди́те ещё. А так-то ведь оно́ как бы… не должно́, пое́ли и пошли́. [А если еда остается там, то ее не забирают, оставляют там?] Здесь-то, до́ма? [Соб.: Нет.] А, на кла́дбище? [А, вы про дом говорите?] Я до́ма, говорю́, что когда́… поми́нки когда́ в до́ме, что э́то. [Кутью тоже на поминки делают?] Да. [Не говорили, что ее нельзя кому-то есть?] Нет, не зна́ю, не слы́шала. [Может, вдовам?] Нет, нет-нет. У нас здесь не́ было тако́го, не слы́шала, не зна́ю. [Чокаться рюмками можно?] Нет. [Почему?] Потому́ что нельзя́, э́то ж не пра́здник. Что… как бу́дешь чо́каться. Ви… ло́жки ло́жат кве́рху. Вот не так ло́жку ло́жат, что не… а кве́рху вот. Вот так ло́жат ло́жку [показывает рукой ложку, вогнутой стороной вверх]. [Соб.: Вот так, в плане…] Да, что ло́жка должна́ быть откры́тая, а не закры́тая, вот так. Ви… ви́лки не ло́жат, нельзя́ то́же ви́лки почему́-то. Почему́ – не зна́ю. [Почему вилки нельзя?] Не зна́ю вот, не скажу́. Зна́ю, что нельзя на по́хороны, а почему́ – не зн… не зна́ю. А ло́жка вот должна́ быть не… не перевёрнута, а вот так. [А ложка почему так должна быть?] Ну чтоб откры́тая была́, чтоб пое́сть поко́йник, наве́рное, чтоб ел, откры́тая, не закры́тая была́ ло́жка, вот так. [Ей есть можно?] Коне́чно, ло́жкой, да, ло́жки же ло́жат, ка́ждому ло́жку. [Кутья отличается как-то от той, которую на Святки делают?] Да нет. Нет, така́я же кутья́, така́я же. [Какими словами поминали покойника?] Ну всегда́, «земля́ пу́хом», говоря́т, «Ца́рствие небе́сное». А кто-то встал, сказа́л, что вот, тако́й-то, тако́й-то челове́к был, говоря́т же слова́ там каки́е-то. Всё, вста́ли, помяну́ли, вы́пили, закуси́ли и всё. Снача́ла кутья́, пото́м блины́. Обяза́тельно лапшу́ там гото́вили, каку́ю-то дома́шнюю.