Характеристики текста
Год2023
СобирателиАБМ, СВИ, ФЕЕ, ФКЮ
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодКАВ
Полf
Год рождения1952
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Данные об инф.
КодУВА
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Данные об инф.
КодА
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Данные об инф.
КодЛВВ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
XXIIa 10 доп
XXIIa 10 е Запишите рассказы о разрушении церквей.
XXIIa 18 доп
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Беременность, Бог, Богослужение, Вера, Время, Дом, Женщина, Зима, Икона, Календарь, Молитва, Молиться, Народное православие, Обет, Праздники, Пространство, Рождество, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Святки, Священник, Сидеть, Стрельба, Убивать, Церковь, Чудо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 13424
13424
Ма́ма на́ша всё вре́мя говори́ла, что пра́здники вобще́, осо́бенно на Па́ску, говори́т, вот за дере́вней, чуть не до Осиновки – е́здили [в Ермаки в церковь] скри́пские же [из д. Скрипкино] и тамаку́льские [из д. Тамакуль] там и ещё там Песто́вка там, ещё кака́-то была́ дере́вня – грит, отовсю́ду е́здили, о́чередь стоя́ла, и на лошадя́х на… [ЛВВ:] Ну, ты име́ешь в виду́, в це́рковь е́здили. [КАВ:] Да. [ЛВВ:] Когда́ была́ она́ [старая церковь в с. Ермаки разрушена в 1937 г., разговор идет в открытой в 2014 г. в здании бывшего магазина новой церкви]. [КАВ:] И расска́зывала, как уже стреля́ли. Вот, говори́т, мы… богослуже́ние ба́тюшка ведёт, а, – говори́т, – с ру́жьев не… по лю… по лю́дям не стреля́ли, по о́кнам, по ико́нам стреля́ли. Вот, гът, начну́т стреля́ть – лю́ди, грит, – э́то, садя́тся, ну, пря́мо па́дают на по́л. Как то́лько, говорит, перестанут стреля́ть, мы, говори́т, опя́ть встаём, опя́ть начина́ем, ба́тюшка начина́ет вести́ – мы, гъ, они́, говори́т опя́ть – во та́к вот и… [ЛВВ:] Ну, свои́ же лю́ди и стреля́ли, дереве́нские. [КАВ:] Ну, свои́ же лю́ди, ну. Вот и говоря́т, что вот На́дин-то… оте́ц или кто, ро́дственник, вот, я так слы́шала, что… [ЛВВ:] Кото́ра открыва́ла [женщина родом из Еловки, живущая в Москве, которая открывала в 2014 г. открывала новую церковь]. [КАВ:] Кото́ра открыва́ла – вот она́… она́ и говори́ла, что сня́ть прокля́тие, мне на́до откры́ть це́рьковь, чтобы сня́ть прокля́тие э́то. [А:] Людско́е – ты име́ешь в виду́. [КАВ:] Людско́е, ну. Да, что… раз стреля́ли они́. [Ее родственники стреляли?] Ро́дственники её: то́ ли… мо́жет… мо́жет, дед како́й, мо́жет, оте́ц како́й-то… [УВА:] Оте́ц нет, оте́ц не мог, оте́ц же ело́вский, он нет, э́то моло́же был, ну, зна́чит, или де́душка, наве́рно. [КАВ:] Ну, зна́чит, дед, мо́жет, его́. [Он был коммунистом?] [КАВ:] Уɣу́. Са́ми же и стреля́ли. Всё са… [ЛВВ:] Я́сно-поня́тно, что кто́ прие́дет кто́-то э́то, отку́да-то? И с чего́ бу́дет стреля́ть? Я́сно-поня́тно, что свои́ бы́ли. [КАВ:] Но всё равно́, одна́ ведь ико́на ведь сохрани́лася э́та вот. В Оси́новке-то но́сят [имеется в виду икона Воскресения Христова, которую, по преданию, спасли от уничтожения жители и немного позже стали совершать с ней обряд Свеча, передавая в Рождество из дома в дом, совершая молебен и храня ее по году в каждом доме Осиновки. В процессе перенесения иконы из дома в дом присутствующие встают на колени, а икону проносят над ними – см. XXIIa-12]. [ЛВВ:] Зна́чит сберегли́, спря́тали в своё вре́мя, и всё. [На Крещение?] [А:] На Рождество. [АВ:] На Рождество. Дак вон то́же приезжа́ют ведь отовсю́ду, там у-у-уй, наро́ду сто́лько. [КАВ:] Ну, говоря́т, что пра́вда. [ЛВВ:] Ну, ра́ньше ж не́ было [такого количества приезжающих] – то́лько своя дере́вня была́, а щас отовсю́ду е́дут.[КАВ:] И они́ э́то… у на́с вот сын в Иши́ме живёт – и они́, э́то… же́нщина – на телеви́дении рабо́тали, и же́нщина не могла́ до́лго забере́менеть, ну, а они́… он пригласи́л: «Айда́те на седьмо́е [января] к нам под ико́ну! Мо́жет… э́то, забере́менеешь». Она́, пра́вда, прие́хала, приезжа́ла, в Оси́новке На́дя [открывшая церковь] в оккура́т в э́тот год была́, сади́лася под ико́ну и так заходи́ла в дом – и забере́менела. [УВА:] Да, и нет, мно́го вот расска́зывают, что помогает вот, к ико́не что придёшь, помо́лишься там да под ико́ной, тебе́ ико́ну праз тебя пронесу́т. [ЛВВ:] Ну, в основно́м и шли́, чтоб под ико́ной посиде́ть. [Посидеть не просто так?] Нет, ну ка́к бы… [КАВ:] Они́ несу́т, а ты… жела́ние зага́дываешь и моли́твы чита́ешь, Бо́га про́сишь. [ЛВВ:] Ну, про́сишь, жела́ние, Бо́га про́сишь. [А какие еще случаи были?] [КАВ:] Ну, ну, вот что помога́ет э́та ико́на. Что вот в Оси́новке она́ сохрани́лась – вот э́то са́мая ста́рая ико́на. [ЛВВ:] Когда́ сади́шься под ико́ну, когда́ её выно́сят… [УВА:] Они́ её пря́тали, вот, Оси́новские, и они́ её никуда́ не отдаю́т. Приезжа́ли, говори́т, из Ви́кулова её проси́ли – они́ никуда́ её, вот сюда́ даже, в це́рков – они́ нет. Что… как она́ была́, и но́сят вот с одного́ до́ма в друго́й., перено́сят. Ну, мы ходи́ли, они расска́зывали э́то. [КАВ:] Там три́ дома но́сят – четы́ре. Ра́ньше вся дере́вня носи́ла, а щас… [УВА:] Что вот она́ из до́ма в дом. Ну, там то́же же дере́вня была больша́я. И вот. По всей дере́вне так в основно́м. [КАВ:] Она́ через не́сколько лет только в дом приходи́ла. [УВА:] Уɣу́. [УВА:] А щас уже всё. [КАВ:] А пото́м уже всё, ме́ньше, ме́ньше, а щас то́лько у четырёх [нрзб.]. [УВА:] Щас через ка́ждых три го́да меня́ются. [ЛВВ:] Четы́ре челове́ка всего́ там… [УВА:] Но́сят то́ко. Уɣу́.