[А скотину как-то защищали, чтобы не сглазили?] Ну скоти́ну то́же ка́к-то защища́ли. А как скоти́ну, чтоб не сгла́зили? Ну, не пока́зывали телёнка, вы́мя не пока́зывали, е́сли вы́мя набуха́ет, коро́ва те́лится, не пока́зывали, что́бы не смотре́ли, до́ма держа́ли. Пока́ уже́ раздо́ишь, что. Е́сли: «Вы́мя, – ска́жут, – оо, вы́мя большо́е» – коро́ва молока́ не даст. А коро́вам мо́жет не дать, уɣу́, коро́ва мо́жет не дать молока́. То́же э́то, и коро́ву лечи́ли.
[До этого говорили о том, что детей носили лечить к бабушкам.] Скоти́ну лечи́ли, лечи́ли. То́же ба́бушки лечи́ли.
[А как лечили?] Ну, на воде́, ка́к-то во́ду, придёшь, водо́й пома́жешь. Во́ду поле́чат, водо́й…
[Воду от нее нужно принести?] Ну из до́му я могу́ принести́, пойти́… пойти́. И́ли там она́ нальёт ба́бушка. И поше́пчет, и коро́ве дашь, и́ли пома́жешь вы́мя ей.
[А пока идешь от нее с водой?..] Разгова́ривать нельзя́. Хоть кого́ ле́чат, разгова́ривать нельзя́. Разгова́ривать нельзя́. Вот.
[Что-то еще делали, чтобы скотину защитить?] А что ещё де́лали? А ничё бо́льше не де́лали. Ничё не де́лали, я не зна́ю. Ничё не де́лали.
[Было такое, что что-то нельзя делать, когда родился теленок?] А подожди́, а что нельзя́ де́лать, е́сли роди́лся телёнок? Ну, я не зна́ю. Дава́ть нельзя́ ничего́. Хто вот придёт что́-то ска́жет: «Дай там хле́ба, займи́ и́ли там что дай». Нельзя́ дава́ть в тот день, когда́ те́лится.
[И что тогда случится?] Что, наве́рно, сгла́зишь. Уɣу́. Нельзя́ дава́ть. Вот в тот день, хто придёт, ничё не даю́т.
[Это только с теленком так?] К… х… Э́то со вс… э́то вся скоти́на так, вся скоти́на, кака́я вот есть, что нельзя́. Е́сли вот цыпля́тки вы́велись, нельзя́ в тот день дава́ть ничего́.
[… – Отвлекаемся на другой вопрос, потом возвращаемся к теме.] Вот э́ти порося́тки когда́, э́то то́же, дава́ть ничё нельзя́. Нельзя́ из до́му выноси́ть, ничё не дава́ть. И не скажи́ что… Скажи́, что нет у меня́ тако́го. И не дать челове́ку – придёт. Там де́нег занима́ть придёт. И не дать, и э́то… ка́к-то неудо́бно и нельзя́. Не́ту, ска́жешь, и всё. Вот таки́е ещё у нас бы́ли заведёнки.