[Ранее информантка рассказывала об истории создания музея в школе.] [ВВН:] А подсказа́л нам созда́ть его́ руководи́тель… дире́ктор Ви́куловского краеве́дческого музе́я. Тепе́рь он уже́, коне́чно, у́мерший давны́м давно́, почи́вший. Э́то Давы́дов Анато́лий Васи́льевич. Ка́к-то одна́жды я прие́хала к стомато́логу, а в э́том зда́нии был музе́й. Ну, о́чередь на́до было жда́ть, и я зашла́ туда́. Ну и вот сказа́ла, говорю́: «Я́ бы хоте́ла вот собира́ть слова́ ермако́вские». О́чень интере́сный го́вор здесь. Я прие́хала – я мно́гого не понима́ла. Мно́гих сло́в я не понима́ла. У меня́ оте́ц… с отцо́вской ли́нии – все прие́зжие с Орло́вской о́бласти. А ма́ть-то… чалдо́нка, как г… В о́бщем как чалдо́ны – э́то те лю́ди, кото́рые иско́нно ру́сские. То́ есть те́, кото́рые вот в э́той ме́стности жи́ли, вот они та́м. Чалдо́ны зде́сь жи́ли в Тамакуля́х
[Тамакуль – деревня приблизительно в 8 км. от Ермаков]. Да. И во́т, зна́чит, когда́ я прие́хала, привели́ меня́ на посто́й к хозя́йке, определи́ли мне жи́тельство, и она́ как начала́ говори́ть – вообще́ ничего́ не понима́ю. Вообще́.
[Изображает неразборчивую речь.] Бы́стро говори́ла. Ну, наприме́р, чапельни́к. Вот шо тако́е чапельни́к? Зна́ете, нет?
[Соб.: Нет.] Э́то сковоро́дник, сковоро́дку… сковоро́дку подцепля́ть – и в пе́чку, зна́чит, наприме́р, что́-то жа́рить. И вот э́тих сло́в о́чень мно́го. Наприме́р, кульпачо́к. Что тако́е ку́ль, кульпачо́к? Ку́ль – э́то большо́й мешо́к, а кульпачо́к – э́то ма́ленький. Ли́бо брю́ква, ли́бо… ну́ вот… Ср… сра́зу-то мне́ эти слова́-то вообще́ оч\ень присн… Бураки́ вот э́ти вот, цибу́ля, га́нки. Э́то се́нки. И вот я мно́гого не понима́ла, и… когда́ ста́ла дете́й-то учи́ть… Ну ско́лько я уже́ прорабо́тала? Ну э́то, наве́рное, уже́ бы́ли во́семьдесят седьмо́й, мо́жет быть, вот та́к, год. И, зна́чит, я заду́малась, что созда́ть слова́рь вот э́тих вот сло́в диале́ктных. Э́то диалек\тные слова́. Ну зна́ете, что тако́е диале́ктные слова́? Э́то сво́йственно определённой ме́стности, го́вору. Го́вор э́тот. И вот э́то… я с ним подели́лась, он говори́т: «Ве́ра Никола́евна, а зна́ете, что́ вот я вам посове́тую? Организу́йте музе́й».
[… – Разговор на другие темы, через некоторое время приходит ВАМ.] [Как называется здешний диалект?] [ВАМ:] О, тем бо́лее языкове́д-литера́тор
[о жене].
[ВВН:] Ну вот, диале́кты-то во́т они́ самохо́дские, вот э́ти диале́кты и е́сть.
[То есть названия у него нет специального?] Нет, ну про́сто диале́кты вот, свя́занные с самохо́дами. И я когда́ прие́хала, я, зна… А я пе… вот ещё сра́зу к диале́кту…
[ВАМ:] Та́м дере́вня. И та́м дере́вня. И ту́т дере́вня. И все по-ра́зному. Все разгова́ривают.
[ВВН:] Вот у меня́, зна́чит, был з… четвёртый кла́сс.
[ВАМ говорит одновременно:] Го́вор тако́й.
[ВВН:] Кла́ссным руководи́телем я была́ у них, а учи́ла четвёртый и два седьмы́х кла́сса. И вече́рнюю шко́лу. И вот зна́ете, все… пришли́ все по-ра́зному. Са́мый чи́стый го́вор был ермако́вский. Бли́же к о́бщелитерату́рному го́вору бы́л. А… ху́же все́х говори́ли оси́новские
[из с. Осиновка] де́ти. Ой, вот зна́ете, «ёстика», «нема́шика». Что́ это тако́е? «Нема́шика».
[Смеётся.] А вот они́ пото́м… Ой, я не могу́. Зна́чит, са́мый чи́стый у ермако́вских бы́л. Пото́м у оси… у… На второ́м ме́сте ело́вские
[жители с. Еловка]. И после́дние – э́то оси́новские. Бы́ли ещё Реза́новские
[Резанова – ныне не существующая деревня, находившаяся примерно в 15 км. от Ермаков] ребяти́шки, но они́ то́же чалдо́ны. Они́ не относи́лись к э́тим. У ни́х то́же го́вор бли́же к литерату́рному бы́л. Но они о́кали. «Молоко́ то́. Моло… молоко́ то́».
[Смеётся.] Вот так… вот та́к вот они́ о́кали, ребяти́шки. Вот мне э́тот го́вор и э́то… запо́мнился. Напи́шут ребяти́шки сочине́ние, я но́чью в основно́м проверя́ла, на́до было пла́ны писа́ть, да всё. Проверя́ю: не зна́ю что тако́е. Пра́вильно, непра́вильно написа́ли, там речевы́е оши́бки или каки́е-то. Бужу́ То́лю – му́жа бужу́. Э́то… что… То начина́ю хохота́ть, он подска́…: «Что?» И уже вот пе́ред пе́нсией ребяти́шки пи́шут, наприме́р «Вид с в…» Сочине́ние бы́ло у пятикла́ссников «Ви́д с моего́ окна́». Они пи́ш… Де́вочка пи́шет: «Смотрю́ со своего́ окна́ и ви́жу: лежа́т кали́вья». Что тако́е кали́вья? А я да́же не зна́ю, впервы́е слы́шу. А уже́ пе́ред пе́нсией. Ну, а э́то, ока́зывается, ботва́ от карто́шки. Аɣа́. Пото́м: «Чем занима́лись в выходны́е дни?» Вот суббо́та, воскресе́нье. Ну мы в суббо́ту-то ра́ньше рабо́тали. А они́ пи́шут… Оди́н пи́шет: «Моя́ ма́мка мы́ла мосты́». Ну, одно́ из предложе́ний. А мо́ст у на́с всего́ оди́н в Ермака́х. А он в Оси́новке живёт. В Оси́новке не… В Оси́новке тако́й мо́стик, ма́ленький тако́й бы́л. Как он мосты́ мы… как она́ мосты́ мы́ла? А, ока́зывается, мосты́ – э́то полы́. По́л в до́ме. Тепе́рь пи́шут «га́нки». Га́нки – э́то се́нки. Вот. Одна́ де́вочка ело́вская пи́шет мне: «Мы таска́ли тел… тельпухи́, всё воскресе́нье мы таска́ли тельпухи́». Что тако́е тель… Э́то чу́рки. Э́то чу́рки дро́в. В о́бщем, вот. О́чень интере́сным показа́лся мне и го́вор, и са́ми жи́тели.