Характеристики текста
Год2023
СобирателиАМА, АМА, ЮВК, ЮВК
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодВВН
Полf
Год рождения1952
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Данные об инф.
КодВАМ
Полm
Год рождения1953
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIa 0 доп
XXIa 5 доп
Ключевые слова
Имя, Народ, Посуда, Прозвище, Свой-чужой, Сковорода, Утварь, Утварь печная
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 13469
13469
[Ранее информантка рассказывала об истории создания музея в школе.] [ВВН:] А подсказа́л нам созда́ть его́ руководи́тель… дире́ктор Ви́куловского краеве́дческого музе́я. Тепе́рь он уже́, коне́чно, у́мерший давны́м давно́, почи́вший. Э́то Давы́дов Анато́лий Васи́льевич. Ка́к-то одна́жды я прие́хала к стомато́логу, а в э́том зда́нии был музе́й. Ну, о́чередь на́до было жда́ть, и я зашла́ туда́. Ну и вот сказа́ла, говорю́: «Я́ бы хоте́ла вот собира́ть слова́ ермако́вские». О́чень интере́сный го́вор здесь. Я прие́хала – я мно́гого не понима́ла. Мно́гих сло́в я не понима́ла. У меня́ оте́ц… с отцо́вской ли́нии – все прие́зжие с Орло́вской о́бласти. А ма́ть-то… чалдо́нка, как г… В о́бщем как чалдо́ны – э́то те лю́ди, кото́рые иско́нно ру́сские. То́ есть те́, кото́рые вот в э́той ме́стности жи́ли, вот они та́м. Чалдо́ны зде́сь жи́ли в Тамакуля́х [Тамакуль – деревня приблизительно в 8 км. от Ермаков]. Да. И во́т, зна́чит, когда́ я прие́хала, привели́ меня́ на посто́й к хозя́йке, определи́ли мне жи́тельство, и она́ как начала́ говори́ть – вообще́ ничего́ не понима́ю. Вообще́. [Изображает неразборчивую речь.] Бы́стро говори́ла. Ну, наприме́р, чапельни́к. Вот шо тако́е чапельни́к? Зна́ете, нет? [Соб.: Нет.] Э́то сковоро́дник, сковоро́дку… сковоро́дку подцепля́ть – и в пе́чку, зна́чит, наприме́р, что́-то жа́рить. И вот э́тих сло́в о́чень мно́го. Наприме́р, кульпачо́к. Что тако́е ку́ль, кульпачо́к? Ку́ль – э́то большо́й мешо́к, а кульпачо́к – э́то ма́ленький. Ли́бо брю́ква, ли́бо… ну́ вот… Ср… сра́зу-то мне́ эти слова́-то вообще́ оч\ень присн… Бураки́ вот э́ти вот, цибу́ля, га́нки. Э́то се́нки. И вот я мно́гого не понима́ла, и… когда́ ста́ла дете́й-то учи́ть… Ну ско́лько я уже́ прорабо́тала? Ну э́то, наве́рное, уже́ бы́ли во́семьдесят седьмо́й, мо́жет быть, вот та́к, год. И, зна́чит, я заду́малась, что созда́ть слова́рь вот э́тих вот сло́в диале́ктных. Э́то диалек\тные слова́. Ну зна́ете, что тако́е диале́ктные слова́? Э́то сво́йственно определённой ме́стности, го́вору. Го́вор э́тот. И вот э́то… я с ним подели́лась, он говори́т: «Ве́ра Никола́евна, а зна́ете, что́ вот я вам посове́тую? Организу́йте музе́й». [… – Разговор на другие темы, через некоторое время приходит ВАМ.] [Как называется здешний диалект?] [ВАМ:] О, тем бо́лее языкове́д-литера́тор [о жене]. [ВВН:] Ну вот, диале́кты-то во́т они́ самохо́дские, вот э́ти диале́кты и е́сть. [То есть названия у него нет специального?] Нет, ну про́сто диале́кты вот, свя́занные с самохо́дами. И я когда́ прие́хала, я, зна… А я пе… вот ещё сра́зу к диале́кту… [ВАМ:] Та́м дере́вня. И та́м дере́вня. И ту́т дере́вня. И все по-ра́зному. Все разгова́ривают. [ВВН:] Вот у меня́, зна́чит, был з… четвёртый кла́сс. [ВАМ говорит одновременно:] Го́вор тако́й. [ВВН:] Кла́ссным руководи́телем я была́ у них, а учи́ла четвёртый и два седьмы́х кла́сса. И вече́рнюю шко́лу. И вот зна́ете, все… пришли́ все по-ра́зному. Са́мый чи́стый го́вор был ермако́вский. Бли́же к о́бщелитерату́рному го́вору бы́л. А… ху́же все́х говори́ли оси́новские [из с. Осиновка] де́ти. Ой, вот зна́ете, «ёстика», «нема́шика». Что́ это тако́е? «Нема́шика». [Смеётся.] А вот они́ пото́м… Ой, я не могу́. Зна́чит, са́мый чи́стый у ермако́вских бы́л. Пото́м у оси… у… На второ́м ме́сте ело́вские [жители с. Еловка]. И после́дние – э́то оси́новские. Бы́ли ещё Реза́новские [Резанова – ныне не существующая деревня, находившаяся примерно в 15 км. от Ермаков] ребяти́шки, но они́ то́же чалдо́ны. Они́ не относи́лись к э́тим. У ни́х то́же го́вор бли́же к литерату́рному бы́л. Но они о́кали. «Молоко́ то́. Моло… молоко́ то́». [Смеётся.] Вот так… вот та́к вот они́ о́кали, ребяти́шки. Вот мне э́тот го́вор и э́то… запо́мнился. Напи́шут ребяти́шки сочине́ние, я но́чью в основно́м проверя́ла, на́до было пла́ны писа́ть, да всё. Проверя́ю: не зна́ю что тако́е. Пра́вильно, непра́вильно написа́ли, там речевы́е оши́бки или каки́е-то. Бужу́ То́лю – му́жа бужу́. Э́то… что… То начина́ю хохота́ть, он подска́…: «Что?» И уже вот пе́ред пе́нсией ребяти́шки пи́шут, наприме́р «Вид с в…» Сочине́ние бы́ло у пятикла́ссников «Ви́д с моего́ окна́». Они пи́ш… Де́вочка пи́шет: «Смотрю́ со своего́ окна́ и ви́жу: лежа́т кали́вья». Что тако́е кали́вья? А я да́же не зна́ю, впервы́е слы́шу. А уже́ пе́ред пе́нсией. Ну, а э́то, ока́зывается, ботва́ от карто́шки. Аɣа́. Пото́м: «Чем занима́лись в выходны́е дни?» Вот суббо́та, воскресе́нье. Ну мы в суббо́ту-то ра́ньше рабо́тали. А они́ пи́шут… Оди́н пи́шет: «Моя́ ма́мка мы́ла мосты́». Ну, одно́ из предложе́ний. А мо́ст у на́с всего́ оди́н в Ермака́х. А он в Оси́новке живёт. В Оси́новке не… В Оси́новке тако́й мо́стик, ма́ленький тако́й бы́л. Как он мосты́ мы… как она́ мосты́ мы́ла? А, ока́зывается, мосты́ – э́то полы́. По́л в до́ме. Тепе́рь пи́шут «га́нки». Га́нки – э́то се́нки. Вот. Одна́ де́вочка ело́вская пи́шет мне: «Мы таска́ли тел… тельпухи́, всё воскресе́нье мы таска́ли тельпухи́». Что тако́е тель… Э́то чу́рки. Э́то чу́рки дро́в. В о́бщем, вот. О́чень интере́сным показа́лся мне и го́вор, и са́ми жи́тели.