[Когда делали колыбель для ребенка?] Ну, колыбе́ль. Когда́ принесу́т домо́й, тогда́ колыбе́ль де́лают. Как пра́вило, эта́ колыбе́ль перехо́дит, её и не де́лают. Она́ перехо́дит и перехо́дит, и пра́вда. Щас да́же ка́чки есть, вот че́рез два до́ма у нас на кры́ше, наве́рно, у них лежи́т, там неизве́стно ско́лько ей, лет со́рок. Крова́тка. Но жа́лко вы́бросить, понима́ете. Я то́же таки́е ве́щи… мы не выбра́сываем.
[…] [А внутрь колыбели что клали?] Ой, здесь интере́сно бы́ло. Здесь, здесь интере́сно. Вы ж ви́дели, в клу́бе не ви́дели? Вы колыбе́ли ви́дели из па́лочек-то э́ти, э́ту?
[Соб.: Нет.] Нет? Ну ти́па, ти́па вот. Вот.
[… – НИО объясняет, что бумагу для рисунка она берет из фотоальбома.] Вот о́чень просты́е, её чё де́лать-то бы́ло. Вот затеса́ли кру́глики.
[Рисует две параллельные палки, означающие деревянные закругленные основы колыбели.] Так, так, э́то чтоб тут ещё одну́, допу́стим.
[Рисует перпендикулярную линию, означающую поперечную основу колыбели.] Я худо́жник нева́жный, у меня́ де́ти худо́жники. Э́то я суть, суть расска́зываю, вот, чтоб вы по́няли. Вот э́то деревя́нные, вот э́то деревя́нное.
[Указывает на получившуюся прямоугольную основу.] Вот за э́ти места́ верёвки привя́зываются
[показывает на места пересечения основ.], к потолку́ кото́рая идёт, что́бы ро́вненько-ро́вненько, чтоб он никуда́ не… не переверну́лся. Вот сюда́ зашива́ется материа́л.
[Показывает на квадрат, ограниченный четырьмя основами.] [Какой?] Холст, холщо́вый, льняно́й. Лё… про́сто лён, кре́пкий что́бы он был. И он был чтоб туда́ немно́жко я́мкой. И вот здесь де́лали отве́рстие.
[Рисует круг в середине квадрата, см.] [Зачем?] А потому́ что, потому́ что уходи́ли на поко́с, де́ти с детьми́ остава́лись. И вот е́сли ты не сде́лаешь, а он же без штано́в лежи́т, укрыва́ют то́лько.
[Просит собирателей не снимать ее рисунок.] [Отверстие снизу?] Сни́зу, вот ребёночек лежи́т, и он пи́сеет, оно́ бежи́т вниз, туда.
[Вы застали такие?] Да, да, да, да.
[Какое дерево брали?] Ну без ра́зницы, но здесь ж всё… Ли́па, коне́чно.
[Почему именно липа?] А потому́ что он лёгкий, и он инфе́кцию к се… в себя́ не впи́тывает и вообще́ не впи́тывает.
[А какие впитывают?] А Бог… Ну сосну́ не бу́дешь же де́лать. Там и чуть потепле́е, смола́ выделя́ется, допу́стим. Вон она́ ли́па. У меня́ де́ти вы́резали фигу́ры, лёгкая. Показа́ть? Креати́в. Про́сто в рука́х подержа́ть. Вот она́, э́та ли́па, э́то худо́жница на́ша вы́резала, На́стя.
[Показывает фигурку из липы.] Э́то когда́ она́ бере́менная ходи́ла, она́ сде́лала. Она́ хоте́ла ма́льчика, сде́лала. Она́ сказа́ла: «Я его́ да́же зна́ю, како́й он бу́дет, и в\ижу, како́й он бу́дет».
[И кто был?] Тот и был, как на́до.
[А как она поняла, что будет мальчик?] Так хоте́ла, не принима́ла друго́… друго́го
[смеется]. Всегда́ хоте́ла то́лько ма́льчика.
[В кроватку клали какие-то предметы как оберег?] Вообще́ не, нет. Не зна́ю, тра́вку ло́жили, тра́вку, про́сто траву́.
[Какую?] А каку́ю, я не зна́ю. Она чёрного цве́та, но я её не зна́ю.
[А зачем это делали?] Ну как обере́г. Всё.
[И куда ее клали?] Куда́? Под матра́сик, коне́чно. Сюда́ ж всё равно́. Не бу́дет же на одно́м э́тим… лежа́ть. Там како́е-нибудь одея́ло, кото́рое то́же ды́рка
[смеется].
[Было ли что-то, чего нельзя делать с колыбелью?] Нет, не́ было. Вы́бросил и всё.
[Что выбросил?] Ну вы́рос ребёнок, вы́бросил да и всё. Нет, а что, э́то четы́ре па́лки. Они́… тем бо́лее они́ свя́заны, они́ ведь да́же не приби́ты друг к дру́гу, они́ свя́заны вот по э́тим паза́м, как дом
[показывает на места пересечения перпендикулярных основ на рисунке], как вене́ц в до́ме.
[Колыбель, получается, качается?] Она́ нет, она́… пружи́на в потолке́, пружи́на, пружи́на. Не зна́ю, где они́ бра́ли все, но пружи́ны бы́ли, пружи́ны бы́ли у всех. И вот она́ так пла́вно кача́лась, и тут верёвочку привя́жут где́-нибудь во́зле крова́ти. И вот лежи́т и кача́ет, дёргает за э́ту верёв…
[Возле кровати вешали люльку?] Да, всегда́, коне́чно. Где́-то лежа́нка, где лежа́нка.
[Кто угодно мог качать?] Коне́чно. Ещё пора́дуются, кто покача́л
[смеется].
[Кто делал колыбель?] Кто? Ну как, мужики́. Кто дете́й де́лал, тот и… тот и крова́тки
[смеется].
[Из семьи мужчины?] Да коне… да кака́я ра́зница, был, мо́жет у сосе́дей мо… могли́ взять. Они́ ведь перехо́дные таки́е. Оно́ ведь ка́чки так же передава́лись вот по ро́дственникам.
[Качка – это не то же, что колыбель?] Ка́чка? Да, коне́чно. Ка́чка. Я и говорю́, вот ка́чка лет со́рок уже́ у них. Ещё внук мой там немно́жко у них лежа́л у сва́тьи.
[Что такое качка?] Кач… деревя́нную крова́ть не зна́ете? Про́сто… и кре́сло-кача́лка. Вот так с э́тим, да. И вот он про́сто
[изображает звук качания].
[Делали либо колыбель, либо качку?] Да, ли́бо кача́лка, да. Ка́чка.
[А качка так же примерно утроена?] Нет, не так, она́ уже́ осовреме́ненная всё равно́, там уже́ и…
[Столбики?] А?
[Столбики?] Да, да. Аɣа́. Ограни́чить, чтоб ребёнок не… не вы́валился. Но́гу вы́сунет, пове́сит её и спит. Как обы́чная крова́тка, заве́сишь её одея́лом сбо́ку, чтоб он не уда́рился там, ещё что́-то. Тут вот ещё игру́шки ве́шали. све́рху
[Как их прикрепляли?] На пружи́ну.
[Сверху свисали?] Да, коне́чно. Как пра́вило деревя́нные ко́ники
[смеется].
[Тоже сами вытесывали?] Коне́чно, коне́чно.
[Когда ребенку первый раз надевали рубашку?] Вот э́то я не зна́ю как. Как мо́жно бы́ло оде́ть, так и одева́ли
[смеется].