Характеристики текста
Год2023
СобирателиГАК, ЯСС, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодНИО
Полf
Год рождения1956
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIV 19 а Как ее называли? Кто ее делал, когда? Когда устанавливали? Когда в нее первый раз клали ребенка? Кто это делал?
XXIV 19 б Что клали внутрь колыбели? Какие обереги должны были там находиться?
Ключевые слова
Веревка, Дерево, Животное, Земледелие, Игрушки, Колыбель, Конь, Лен, Липа, Народная педагогика, Новорожденный, Обереги, Прядение, Растения, Растения вечнозеленые, Растения-обереги, Ребенок, Сосна, Ткачество, Травы, Укачивание, Утварь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 13493
13493
[Когда делали колыбель для ребенка?] Ну, колыбе́ль. Когда́ принесу́т домо́й, тогда́ колыбе́ль де́лают. Как пра́вило, эта́ колыбе́ль перехо́дит, её и не де́лают. Она́ перехо́дит и перехо́дит, и пра́вда. Щас да́же ка́чки есть, вот че́рез два до́ма у нас на кры́ше, наве́рно, у них лежи́т, там неизве́стно ско́лько ей, лет со́рок. Крова́тка. Но жа́лко вы́бросить, понима́ете. Я то́же таки́е ве́щи… мы не выбра́сываем. […] [А внутрь колыбели что клали?] Ой, здесь интере́сно бы́ло. Здесь, здесь интере́сно. Вы ж ви́дели, в клу́бе не ви́дели? Вы колыбе́ли ви́дели из па́лочек-то э́ти, э́ту? [Соб.: Нет.] Нет? Ну ти́па, ти́па вот. Вот. [… – НИО объясняет, что бумагу для рисунка она берет из фотоальбома.] Вот о́чень просты́е, её чё де́лать-то бы́ло. Вот затеса́ли кру́глики. [Рисует две параллельные палки, означающие деревянные закругленные основы колыбели.] Так, так, э́то чтоб тут ещё одну́, допу́стим. [Рисует перпендикулярную линию, означающую поперечную основу колыбели.] Я худо́жник нева́жный, у меня́ де́ти худо́жники. Э́то я суть, суть расска́зываю, вот, чтоб вы по́няли. Вот э́то деревя́нные, вот э́то деревя́нное. [Указывает на получившуюся прямоугольную основу.] Вот за э́ти места́ верёвки привя́зываются [показывает на места пересечения основ.], к потолку́ кото́рая идёт, что́бы ро́вненько-ро́вненько, чтоб он никуда́ не… не переверну́лся. Вот сюда́ зашива́ется материа́л. [Показывает на квадрат, ограниченный четырьмя основами.] [Какой?] Холст, холщо́вый, льняно́й. Лё… про́сто лён, кре́пкий что́бы он был. И он был чтоб туда́ немно́жко я́мкой. И вот здесь де́лали отве́рстие. [Рисует круг в середине квадрата, см.] [Зачем?] А потому́ что, потому́ что уходи́ли на поко́с, де́ти с детьми́ остава́лись. И вот е́сли ты не сде́лаешь, а он же без штано́в лежи́т, укрыва́ют то́лько. [Просит собирателей не снимать ее рисунок.] [Отверстие снизу?] Сни́зу, вот ребёночек лежи́т, и он пи́сеет, оно́ бежи́т вниз, туда. [Вы застали такие?] Да, да, да, да. [Какое дерево брали?] Ну без ра́зницы, но здесь ж всё… Ли́па, коне́чно. [Почему именно липа?] А потому́ что он лёгкий, и он инфе́кцию к се… в себя́ не впи́тывает и вообще́ не впи́тывает. [А какие впитывают?] А Бог… Ну сосну́ не бу́дешь же де́лать. Там и чуть потепле́е, смола́ выделя́ется, допу́стим. Вон она́ ли́па. У меня́ де́ти вы́резали фигу́ры, лёгкая. Показа́ть? Креати́в. Про́сто в рука́х подержа́ть. Вот она́, э́та ли́па, э́то худо́жница на́ша вы́резала, На́стя. [Показывает фигурку из липы.] Э́то когда́ она́ бере́менная ходи́ла, она́ сде́лала. Она́ хоте́ла ма́льчика, сде́лала. Она́ сказа́ла: «Я его́ да́же зна́ю, како́й он бу́дет, и в\ижу, како́й он бу́дет». [И кто был?] Тот и был, как на́до. [А как она поняла, что будет мальчик?] Так хоте́ла, не принима́ла друго́… друго́го [смеется]. Всегда́ хоте́ла то́лько ма́льчика. [В кроватку клали какие-то предметы как оберег?] Вообще́ не, нет. Не зна́ю, тра́вку ло́жили, тра́вку, про́сто траву́. [Какую?] А каку́ю, я не зна́ю. Она чёрного цве́та, но я её не зна́ю. [А зачем это делали?] Ну как обере́г. Всё. [И куда ее клали?] Куда́? Под матра́сик, коне́чно. Сюда́ ж всё равно́. Не бу́дет же на одно́м э́тим… лежа́ть. Там како́е-нибудь одея́ло, кото́рое то́же ды́рка [смеется]. [Было ли что-то, чего нельзя делать с колыбелью?] Нет, не́ было. Вы́бросил и всё. [Что выбросил?] Ну вы́рос ребёнок, вы́бросил да и всё. Нет, а что, э́то четы́ре па́лки. Они́… тем бо́лее они́ свя́заны, они́ ведь да́же не приби́ты друг к дру́гу, они́ свя́заны вот по э́тим паза́м, как дом [показывает на места пересечения перпендикулярных основ на рисунке], как вене́ц в до́ме. [Колыбель, получается, качается?] Она́ нет, она́… пружи́на в потолке́, пружи́на, пружи́на. Не зна́ю, где они́ бра́ли все, но пружи́ны бы́ли, пружи́ны бы́ли у всех. И вот она́ так пла́вно кача́лась, и тут верёвочку привя́жут где́-нибудь во́зле крова́ти. И вот лежи́т и кача́ет, дёргает за э́ту верёв… [Возле кровати вешали люльку?] Да, всегда́, коне́чно. Где́-то лежа́нка, где лежа́нка. [Кто угодно мог качать?] Коне́чно. Ещё пора́дуются, кто покача́л [смеется]. [Кто делал колыбель?] Кто? Ну как, мужики́. Кто дете́й де́лал, тот и… тот и крова́тки [смеется]. [Из семьи мужчины?] Да коне… да кака́я ра́зница, был, мо́жет у сосе́дей мо… могли́ взять. Они́ ведь перехо́дные таки́е. Оно́ ведь ка́чки так же передава́лись вот по ро́дственникам. [Качка – это не то же, что колыбель?] Ка́чка? Да, коне́чно. Ка́чка. Я и говорю́, вот ка́чка лет со́рок уже́ у них. Ещё внук мой там немно́жко у них лежа́л у сва́тьи. [Что такое качка?] Кач… деревя́нную крова́ть не зна́ете? Про́сто… и кре́сло-кача́лка. Вот так с э́тим, да. И вот он про́сто [изображает звук качания]. [Делали либо колыбель, либо качку?] Да, ли́бо кача́лка, да. Ка́чка. [А качка так же примерно утроена?] Нет, не так, она́ уже́ осовреме́ненная всё равно́, там уже́ и… [Столбики?] А? [Столбики?] Да, да. Аɣа́. Ограни́чить, чтоб ребёнок не… не вы́валился. Но́гу вы́сунет, пове́сит её и спит. Как обы́чная крова́тка, заве́сишь её одея́лом сбо́ку, чтоб он не уда́рился там, ещё что́-то. Тут вот ещё игру́шки ве́шали. све́рху [Как их прикрепляли?] На пружи́ну. [Сверху свисали?] Да, коне́чно. Как пра́вило деревя́нные ко́ники [смеется]. [Тоже сами вытесывали?] Коне́чно, коне́чно. [Когда ребенку первый раз надевали рубашку?] Вот э́то я не зна́ю как. Как мо́жно бы́ло оде́ть, так и одева́ли [смеется].