[Не рассказывали про такой обычай, когда на сороковой день целовали икону?] Со́роки? Не зна́ю, э́то у нас в Оси́новке же но́сят ико́ну.
[Речь идет об обряде Свеча, который до сих пор существует в с. Осиновка и проходит каждый год на Рождество.] [Соб.: Когда кто-нибудь умер и на сороковой день.] А, со́рок дней, э́то со́рок дней, э́то поко́йник в до́ме. Ну, у нас ещё есть э́то. Выво́дят из до́ма его́ и провожа́ют на кла́дбище.
[А не рассказывали, что на сороковой день берут икону из дома, где умер человек, выносят целуют?] За огра́ду. И всё прошшаются, как душа́ челове́ка до сорока́ дней поко́йника в до́ме счита́ется что прожива́ет, его́-то похорони́ли, а душа́ как в до́ме. И вот со́рок дней и́ли шесть неде́ль пра́зднуют, и в двена́дцать часо́в, по́сле двена́дцати, выно́сят за огра́ду и все проща́ются ро́дственники, ико́на-то в ха́те была́.
[После двенадцать днем?] Да. И пото́м его́ провожа́ют, как ду́шу его́, на кла́дбище.
[Вместе с иконой идут?] Нет, ико́на то́лько за огра́ду.
[А потом ее куда?] Ико́ну опя́ть в дом.
[А сами идут на кладбище?] Да, провожа́ют. Там – в после́дний раз уже́, как говори́тся.
[А на кладбище что делают?] Ну чё, так же са́мое, как у живо́го. Угошшает уже́ поко́йник там уже́ сам. Пришёл на ме́сто – душа́ к поко́йнику. Те́ло-то там, душа́ в до́ме шшита́ется до сорока́ дней.
[Угощает покойник?] Ну, родны́е угошша́ют, а как уже́ – от поко́йника где́-то там. Я не… не вника́ю в э́ти систе́мы.