[В Осиновке существует обряд передачи иконы из дома в дом каждый год на Рождество – Свеча.] [ШЛА:] Ну сейча́с у на́с… ра́ньше здесь в дере́вне ико́ну, ну… не ико́ну… Э́та ико́на вот ту́т стои́т, в э́том до́ме вы бы́ли?
[Указывает в направлении дома, где хранится икона.] [Соб.: Да.] Ну вот э́та ико́на по… по году́ стои́т. Бы… была́ дере́вня больша́я, а сейча́с ма́ленькая ста́ла, раз разъе́хались все, ну вот четы́ре до́ма – мы берём. Вот сейча́с э́тот до́м, я, пото́м там на конце́ и вот э́тот, с э́той стороны́ до́м. И опя́ть вот. Че́рез три го́да она́ прихо́дит. Опя́ть. А та́к же ра́ньше дере́вня-то домо́в шеся́т была́. Дак вот и… до́лго шла́. А та́к я уже́ на своём веку́ здесь живу́ со́рок пять ле́т, брала́ уже́ три ра́за. У меня́ она́ стоя́ла, ико́на.
[…] [Ранее говорили о рушниках, на которые кладут хлеб, обходя село во время засухи – см. карточку XV-1 а, б, в, 6.] А на ико́ну, э́то на ико́ну, но́сят когда́ вот, ве́шают
[рушник]. Что она́ год виси́т у ни́х. На э́тим… на э… на э́тим… ну, на ико́не. А пото́м когда́ уже́ ико́ну в сосе́дний дом беру́т, де́ньги… де́ньги… ну де́ньги остаю́тся в э́том до́ме, а что тря́пки таки́е нада́рят, они́ таки́е что, полоте́нца – э́то уже́ в сле́дующий дом туда́ идёт. Тем остаётся хозя́евам. А э… де́ньги уже́ тут.
[А деньги почему тут?] Ну вот таки́е о… обы́чаи. Я не зна́ю, ну вот у на́с как они́… Встреча́ем Рождество́ – ну лю́ди прихо́дят, что… клад\ут на ико́ну. Кто что́. Кто де́ньги, кто материа́л како́й, плато́к, и э́то… Ра́ньше же не́ было, ж… бе́дно жи́ли, война́. Носи́ли таки́е каки́е-нибудь материа́лы по ме́тру, покладу́т и е́то… А сейча́с уже́ лю́ди приезжа́ют же издалёка. Ну что они́ же не повезу́т э́тот материа́л э́тот, ну кто́ вот и кладёт, кто ско́лько что…
[Кому передавали хлеб, когда икону переносили?] Ну вот к… кто… Я, приме́рно, принима́ю – мне даю́т хле́б, со́ль. Я беру́. Рушники́: у меня́ рушни́к, и у н… у ни́х рушни́к. Вот. Я свою́ бу́лку, они́ свою́ бу́лку. Мы меня́емся бу́лками хле́ба. Мы с…
[И рушниками?] И рушника́ми. Э́тими же руш… э́тим отдаём, а э́то забира́ем себе́. Вот.
[То есть икону должны обязательно в рушнике отдавать и в рушнике принимать?] Нет, ико́на – она́ отде́льно идёт, а э́то хозя́йки до́ма несу́т.
[ЕАШ:] Хле́б ещё, да, получа́ется?
[ШЛА:] Хле́б. Хле́б на рушнике́ и со́ль све́рху там. Ну кто там сде́лают ды́рочку, что… потому́ что мо́жет упа́сть же, зима́. И туда́ вот насы́пят со́ль и всё.
[А ничего при этом не говорили? Просто меняются и всё?] Ну меня́ются, поцалу́ются да и… е́то… потому́ что уже́ лю́ди забыва́ют уже́, чт… ра́нешное. Но а мы… когда́ ико́ну несу́т, пе́сни пою́т.
[А песни не знаете, какие?] Не, я не зна́ю. Э́то вот у на́с «Вечо́рки» пою́т. Анса́мбль. Они́… они́ приезжа́ют, они́ пою́т э́ты-от пе́сни у на́с. Вот.