Характеристики текста
Год2023
СобирателиРДВ, ФКЮ
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодЖЕГ
Полf
Год рождения1972
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXa 17 а Как называли и как лечили детскую бессонницу, испуг, крик, что при этом говорили?
XXa 1 б Как можно сглазить, оговорить и т.д.?
XXa 2 Кто мог лечить? Может ли лечение пойти во вред, не принести пользы, почему? Что значит заговор не по крови?
XXa 1 а Какие известны причины появления болезней? Через что болезнь можно наслать? Кто, как считалось, мог наслать болезнь, как это определить?
XXa 17 в Что такое “щетинка“ у ребенка, отчего она появляется, как ее лечили?
XXa 1 д Все ли болезни были раньше? Какие болезни были раньше? Как их лечили?
XXa 17 д Как лечили грыжу? Какая бывает грыжа? Кто мог закусывать грыжу?
XXa 17 б Какую болезнь называли родимцем?
XXa 25 Отчего человек икает? Как от этого уберечься? Приговаривали ли: "Икота, икота, перейди на Федота, с Федота на Якова, с Якова на всякого?" Считалось ли, что если икаешь за столом – добром вспоминают?
XXa 8 Как называли ячмень на глазу, отчего он появляется, как его лечили, что говорили при этом?
Ключевые слова
Бессонница, Болезнь, Бородавки, Брань, Вода, Выворачивание, Глаза, Говорить, Демонология, Заговоры, Знахарь, Икать, Испуг, Кости, Крест, Медицина, Молодой-старый, Мытье, Наоборот, Народное православие, Ноги, Обереги, Плевать, Порча, Приговоры, Ребенок, Родство, Рука, Сглаз, Синий цвет, Слюна, Сон, Сосед, Страх, Тело человека, Умывание, Цвет, Черный цвет, Чистота ритуальная, Ячмень (болезнь)
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 13986
13986
[Соб.: Нам рассказали, что вы помогаете при лечении бородавок, это правда?] Нет… Шипи́цы. [А что это?] Ну, шипи́ца – это вот… борода́вки вот как т… э́ти, как сказа́ть, как приме́рно, ну б… борода́вка, на́ вот така́я, как э́то, вот так вот разва́ливается, как бы. Ну как сказа́ть-то? Как вам объяесни́ть, что тако́е шипи́ца? [Смеётся.] Борода́вка, она́ така́я гла́денькая, да, а шипи́ца – она́ така́я, как… е́сли кода́ она́ больша́я выроста́ет, она́ как бы на таки́е как… воло́кна каки́е-то распада́ется. [Из-за чего она бывает?] Ну вот не зна́ю, у кого́ – что, и смотря́, как, почему́ она́ п… возника́ет, я да́же не могу́ сказа́ть. [А как лечили?] Шепотка́ми [смеётся]. [Да? И что, помогало?] Коне́чно. А кто вам сказал? [Соб.: Учительница немецкого языка.] А, Гали́на Ива́нна? [Соб.: Да.] Босяко́ва. Ну… шепотка́ми, ше… ше… шепта́ла, и как бы э́то, ну мно́го, кто, у меня́ клие́нтов мно́го бы́ло. Мно́го э́то, помогла́ мно́гим лю́дям. Да́же вот кто́-то вот говори́л да́же вот сейча́с же́нщина у нас здесь прие́хала, она́ сы́на приводи́ла ко мне своего́, говорит: «Мы, – гът, – и азо́том выжига́ли, и вся́ко ра́зно, а…» то́ко вот помогло́ то́, что я пошепта́ла [смеётся]. [Соб.: Надо же!] Ну. Ну… [А что шепчете – не скажете?] Ну, как сказа́ть, я как бы никого́ не учи́ла никогда́, и… бою́сь про́сто, что я пото́м могу́, е́сли кто́-то, допу́стим кто́-то сильне́е меня, пот\ом я не смогу́ э́то сде́лать. Полечи́ть. Поэ́тому, я вот в э́том, де́вочки, вам вообще́ ника́к не могу́ помо́чь. [В смысле – сильнее? Кто сильнее?] По энерге́тике. Е́сли кто́-то, допу́стим, вот меня́ посильне́е бу́дет, что и я, допу́стим, вот ну сейча́с вот я вам расскажу́ э́то, а вы у меня́ ока́жетесь сильне́е по энерге́тике. Во́-первых, потому что вы моло́же, во-вторы́х, мы же не зна́ем свою́ а́уру – что наско́лько, чем мы вообще́ облада́ть мо́жем. Я сама, сам… сама́ никогда́ не ду́мала, что я могу́ э́то де́лать. А про́сто вот одна́жды тётя меня́ научи́ла – моя́ тётя, и я начала́ э́то де́лать. И… про́бовать, у меня́ получа́ется. [Как она вас научила, что делала? За палец держала, может быть?] Нет, она́ мне, вот… она́ про́сто вот так, но э́то, зна́ете, бы́ло, ɣо́споди, прости́, я ещё шко́льницей была – она́ меня́ научи́ла, рассказа́ла мне. Э́то про́сто вот я запо́мнила вот э́то вот, и пото́м, кода́ уви́дела пробле́му у челове́ка, я ду…: «Ну дава́й попро́буем!», что я как бы ничего́ не ожи… не… не ду́мала, не… не э́то, не ожида́ла ничего́, а оно́ – раз, и получи́лось! Пото́м на второ́м челове́ке, на тре́тьем, и у меня́ уже поря́дка я не зна́ю, у меня́ челове́к три́дцать-то то́чно наберётся – кому́ я помогла́. [Соб.: Надо же! А научить можно только того, кто младше?] Да, то́лько тот, кто мла́дше. [Почему?] Ста́рше не… Ну, ну э́то вообще́, как бы, э́то давно́ уже́ тако́е изве́стно, что ста́рше нельзя́ никого́ учи́ть – ста́рше себя́. Вот таки́м веща́м. То́ко что кто мла́дше. [Обязательно родственника учить?] Неет, нет, нет, не обяза́тельно – ро́дственник. Вообще, любо́й челове́к, кото́рому я могу́, хочу, верне́е дать вот э́то вот, что переда́ть. А ро́дственник – нет, э́то соверше́нно не обяза́тельно. [А лечить можно только тех, кто младше?] Нет, не обяза́тельно. Не обяза́тельно. Любо́го, любо́го челове́ка. [А кроме шипицы вы что-то заговариваете?] Зано́зу выта́скивала, про́бовала [смеётся]. Зано́зы – э́то меня́ то́же бабу́ля научи́ла – соседка моя бывшая. Она́ сейча́с поко́йница уже́, она́ о́чень, она́ о́чень мно́го зна́ла всего́, но… она́ меня́ пыта́лась научи́ть, но э́то, понима́ете, опя́ть же, вот… кто как опя́ть же передаёт. Е́сли, допу́стим, я вот у неё… вот э́тот шепото́к вы́учила, как бы… Она́ хоте́ла раз мне его́ как бы сказа́ть и ра… переда́ть, я его и зна́ю. А бо́льше, вот что она́ бо́льше пото́м ещё расска́зывала, я так и всё и всё, и забы́ла сра́зу же, причем, как то́лько вы́шла от неё, и сра́зу же на́прочь всё забы́ла. А шепото́к вот э́тот вот, е́… зано́зу выта́скивать, е́сли кода́ вот зано́за пол… ло́вишь зано́зу где́то, и о́чень тру́дно, допу́чтим, там доста́ть её, что вот она́ не выхо́дит ника́к, и вот то́же поше́пчешь, и пото́м как-то – раз, она́ как-то с лёгкостью выхо́дит. Ну. Но она́ – э́то, я вам не скажу́ её [смеётся]. Она́ така́я, зна́ете, она́ э́… некульту́рная. Не зн… [смеётся]. […] Ну, э́то, ну я вам скажу́ её, вот э́ту вот, как зано́зу выта́скивать [смеётся]. Допу́стим вот… ну, допу́стим, вот, я в ладо́нь пойма́ла. А… Не могу́ вы́тащить её. И вс… и вот, ше́пчешь, допу́стим, что: «Ладо́нь – пизда́, зано́за – хуй, вылеза́й отту́ль». Вот. И всё, и пото́м э́то, она́ раз, так э́то, как-то, вот, с лёгкостью пото́м про́сто легко́ мо́жно бу́дет доста́ть. […] [Может быть, вы ещё знаете, как ячмень лечить?] Ну, про ячме́нь я зна́ю то́ко, что, допу́стим, кода́ ячме́нь на глазу́ всхо́дит, то́ко… то́ко вот что начина́ет рва́ть, когда́. Вот э́то я то́чно зна́ю, что на́до неожи́данно, допу́стим, вот, челове́к пожа́ловался […], на́до про́сто неожи́данно челове́ку плю́нуть в глаз. Вот э́то вот я зна́ю, что. А так, никаки́х шепотко́в вот по э́тому по́воду я не зна́ю. А то что вот… и челове́к обижа́ется, коне́чно, на э́то, челове́к обижа́ется, но пото́м: «Ой, хорошо́, что… ой, спаси́бо». Так что, вот така́я. Э́то вот, э́то то́чно рабо́тает, что прохо́дит бы́стро. [А детей от чего лечите?] Дете́й… Ма́ма меня́ учи́ла то́же шепото́к от испу́га, там, но там он э́то… Э́то вот вот э́тот вот шепото́к я всем ма́мам молоды́м всегда́ говорю́, и не стесня́юсь э́того, и своих… свою́ сноху́ вот то́же учи́ла э́тому шепотку́. Там сбо́рный он получа́ется:

«Уро́ки-призо́ры, испу́ги-переполо́хи,

С ве́тру пришли – до ве́тру пойди́те.

Век по ве́ку, отны́не – до ве́ку».

И вот э́ти вот с… шепото́к ше́пчется на во́ду. Води́чку про́сто набира́ешь в кру́жечку, на во́ду ше́пчется три ра́за. Перекрести́ть в конце, «Аминь!» сказа́ть, э́ту води́чку, и помы́ть ребёнка вот э́той води́чкой – те́мечко, под се́рдцем, ру́чки, но́жки. [Вытирать потом можно?] Ну, я не вытира́ла, как бы, зна́ю, что э́то должно́ быть – само́ вы́сохнуть должно. Но о́чень хорошо́ вот э́тот вот шепото́к в ба́не говори́ть, когда́ ребёнка в ба́не там и́ли в ва́нной мо́ешь. Что вот, на во́ду нашепта́л, и вот э́то. Ну… как-то вот, ещё моя́ тётя, опять же, от уро́ка лечи́ла, она́ как-то там ло́жки, вот э́то вот всё перемыва́ла, но я – нет, вот, вот э́тот шепото́к шепта́ла, что де́ти – когда́ свои́х дете́й ро́стила, э́то вот ма́ма мне сказа́ла, и вот я как бы э́то, по́льзовала. Помога́ло то́же. [От детской бессонницы то же самое помогало?] Ну, нет, я не ду́маю, что… ну опя́ть же, ребёнок почему не спит? Зна́чит, что́-то кто́-то на него́ кри́во посмотре́л, кто́-то что́-то поду́мал про себя́. И как бу́дто бы ребёнка сгла́зил. [Кто может сглазить?] Сгла́зить мо́жет хоть кто. Я так ду́маю, что хоть кто. Что пройти́ вот про́сто полюбова́ться, допу́стим, э́тим же ребёнком: «Ой, ребёнок как хорошо́ игра́ет!» Всё. Под… про себя́ поду́мал, а для ребёнка э́то отрази́лось. Опя́ть же вот э́то игра́ет роль энерге́тика на́ша. [Может кто-то больше быть подвержен сглазу, а кто-то – меньше?] Гла́зят обы́чно ь- говоря́т, что у кого́ чёрные глаза́. [Соб.: Да?] Да. Вот обы́чно говоря́т, что сгла́живает… мо́жет сгла́зить челове́ка тот, кто… у кого́ глаза́ тёмные. Но, опя́ть же, вот у меня́ ма́ма, допу́стим, что моя́ ма́ма, у неё голубы́е глаза́, си́… ну, бо́льше се́рые, наве́рное. И ей нельзя́ совершенно смотре́ть на новорождённых вот э́тих вот там теля́т, порося́т и так да́лее. Е́сли то́лько вот она́ посмо́трит, всё. Она́ да́же сама́ об э́том зна́ет. Дете́й ма́леньких. Она́ сама́ об э́том зна́ет, поэ́тому, когда́ приба́вка была́ у нас, допустим вот мы хозя́йство держа́ли, ма́ма никогда́ не ходи́ла, не смотре́ла, не… ни на что. Потому́ что я, гът; «Я зна́ю, что я могу́ сгла́зить», что… пото́м э́та скоти́нка мо́жет умере́ть. Также ребёнок пото́м залива́ется но́чью, что она́ мо́жет там посмотре́ть, полюбова́ться на него, и… поэ́тому, я ду́маю, не обяза́тельно, что пря́мо… чёрные глаза́ игра́ют роль. Про́сто вот опя́ть же, ну я да́же не зна́ю, как э́то объяснить, что явля́ется причи́ной… Не могу́ да́же сказа́ть. Ну, когда́, понима́ешь, когда́ ребёнок неспоко́йно себя́ ведёт но́чью, уже́ вся́ко ду́маешь, что, коне́чно, где́-то и мы са́ми, мо́жет, полюбова́лись, похохота́ли над ним […], а он вот пото́м неспоко́йно но́чью чу́вствует. И поэ́тому сра́зу – то́лько ви́дишь уже како́е-то бепоко́йство у ребёнка, сра́зу шепото́к, и всё. [Есть такое, что может помочь только шепоток от человека, который сглазил?] Мо́жет быть тако́е, коне́чно. Мо́жет быть и тако́е, что… Как вот у нас, я зна́ю, был слу́чай на дере́вне: ребёнок ма́ленький за огра́дой также вот води́лись с ребёнком, и же́нщина прошла́ – про́сто посмотре́ла, что ой, как высоко папа подки́дывает ребёнка, и ребёнок э́тот залива́ется пото́м от слёз, и зака́тывается, и пла́чет, и всё, и ничего́ с ним не могли́ сде́лать ни ба́бушки, ни де́душки, что всё. А пото́м на́чали про́сто вспомина́ть, что «а кто проходил ми́мо?», и «аɣа, вот э́та же́нщина проходи́ла мимо». И всё, и вот пото́м пришли́ к э́той же́нщине, спроси́ли её, что «а вот ты, э́то, проходи́ла, дък вот что?». «Да вы что, да я вообще про́сто вот то́лько посмотре́ла, полюбова́лась, что как па́па высоко́ подки́дывает ребёнка». И всё, и пото́м про́сто вот умы́ли води́чкой, кото́рую она́ там налила́ в буты́лочку куда́-то, и… про́сто вот что от себя́ отдала́ э́ту во́ду. [Знаете, что такое родимец?] Ну э́то те́мечко когда́ бьётся на э́том, на голове. Что не зароста́ет. [Волосы, то есть, не растут?] Почему́? Нет, нет. Ребёнок же, когда́ рожда́ется, те́мечко вот здесь у него́ же о́чень-о́чень мя́гкое, кость вот э́та не сроста́ется, и вот она́ пото́м… ну э́то то́же кака́я-то получа́ется осо́бенность, вот что – почему́ он не зароста́ет. Он к ме́сяцу до́лжен уже́ зарости́, всё, затяну́ться э́та ко́сточка. Но вот у не́которых дете́й… почему́ э́то получа́ется, опя́ть же, не изве́стно. Он не затя́гивается, что кость не нароста́ет. Вот то́же э́то вот то́же ба́бушки помога́ли. […] [А от икоты никак не помогали?] Ну ико́ту – там уже сам уже́, когда́ заи́чешь, «ико́та-ико́та, перейди́ на Федо́та», и так да́лее. «С Федо́та – на Я́кова, с Я́кова – на вся́кого». Э́то уже, мне ка́жется, все зна́ют. Ну ещё у меня́ вот, как сказа́ть, у меня́ ребёнок вот мой ста́рший – то́же постоя́нно у него́ ико́та была́, я его заставля́ла затыка́ть нос и у́ши вот так вот [показывает, как затыкает нос мизинцами, а уши – большими пальцами], вот так вот вот… мизи́нцами он нос затыка́л, а здесь – у́ши, и я его пои́ла водо́й – то́же о́чень хорошо́ помога́ло. [… – собиратели задают еще несколько вопросов, на которые ЖЕГ не знает ответов.] Не зна́харки же мы [смеётся]. [Соб.: Мало ли, иногда вообще обычные люди знают неожиданно много.] Дък вот, зна́ете, вот я опя́ть же говорю́, что вот сосе́дка меня́ учи́ла – она́ мно́го мне вообще́, да, мно́го всего́ расска́зывала, и… ну вот, не запо́мнила я тогда́. Вот, я говорю́, я то́лько вы́шла от неё. Как получи́лось, что она́ мне… мне расска́зывала. Я пришла́ к ним в го́сти, а у них была́ о́чень больша́я соба́ка – кавка́зец, и она́ у них всегда́ была́ на при́вязи. А я зашла́, вот что́-то на́до бы́ло мне к ним, к сосе́дям свои́м, и она́ у них бе́гала по огра́де. И вот она́ как на меня́ пры́гнула, и вот так вот на… на пле́чи мне вста́ла, вот, и вот э́та вот больша́я вот э́та вот мо́рда пе́редо мной, я как испуга́лась! Си́льно испуга́лась, вот она́ меня́ лечи́ла тогда́ то́же, сра́зу же, что я запла́кала да́же, и вот я когд\а зашла к ней домо́й, она́ меня́ вот полечи́ла, что всё, и я на́прочь забы́ла, заче́м я пришла́, во́-первых, что… До того́ я испуга́лась, и вот пото́м она́ мне и начала́, как бы, расска́зывать вот э́то вот всё, что… вот а ты вот э́тот слу́чай, а е́сли вот э́тот слу́чай бу́дет, и вот, ч… та́кже вот всё в стихотво́рной фо́рме, вот как\-то всё так э́то бы́стро. Каза́лось вообще насто́лько про́сто всё, а на са́мом деле, когда́ я вы́шла, я вообще́ всё забы́ла, и ничего́ да́же вот… про зано́зу вс… запо́мнила. [… – отвлекается на рассказ о том, что её стали часто кусать пчёлы. Через некоторое время возвращаемся к теме. Вопрос: То есть, вы говорите, что сглаз – это случайно?] Да, я ду́маю, да, да, дък э́то же да, да, э́то получа́ется, как бы, не то́ что там – на вред. [Кто-то может специально навести сглаз?] Ой, ну э́то уже, зна́ете, э́то уже́ челове́к грех на себя́ берёт, коне́чно. [Ну, то есть, бывает такое?] Ну, лю́ди же вся́кие, коне́чно. И зави́стливые, и вся́ко-ра́зно мо́гут. [Как это называется?] Ну, так же, э́то вот, сглаз, наве́рное, и называется. [Соб.: Тоже сглаз.] Ну. Ну вот зна́ю то́чно, что вот… мо́жно ещё когда́ вот, я рабо́таю же, вот, на по́чте России, там же то́же мно́го наро́ду прихо́дит, и лю́ди вся́кие быва́ют, что вот там и э́ти, и… була́вочки себе́ ве́шаешь на грудь, у меня́ да́же вот на бе́йджике була́вочка, что… на вся́кий слу́чай, мо́жно сказа́ть. А вообще́, вот, домо́й прихо́дишь, вот, как вы́жатый лимо́н, и вот ка́жется, что «ой, вот вчера́ вро́де норма́льно пришла, а сего́дня уже́ вся́ больна́я така́я, всё не могу́». А ну что, захо́дишь в ва́нную, умыва́ешься, и пото́м вот про́сто берёшь вот э́тим вот, изна́ночной стороно́й [показывает изнаночную сторону кофты] лицо́ вытира́ешь про́тив часово́й стре́лки… [Булавочку носить и лицо вытирать – это для ежедневной защиты?] Да, я ду́маю, да. Да. Потому́ что умы… умы́ться, вода́ же как бы смыва́ет всё с челове́ка, получа́ется, всё… весь негати́в. [Когда лечите, чувствуете себя как-то по́другому или плохо?] Да нет, как бы э́то… Ну, пра́вда, тут вот сама́ пото́м выжига́ла у себя́ вот шипи́цы, когда́ вот что́-то тут у меня́ мно́го-мно́го бы́ло, э́тот… клие́нтов, мо́жно сказа́ть. И пото́м сама́ смотрю́, что у меня́ по рука́м у само́й пошли́ шипи́цы. И вот я выжига́ла, вот да́же вот шра́мики есть, ви́дите? [Показывает белые шрамики в виде точек на тыльной стороне ладони.] Ну что вот… Я уже́… вот я сама́, я́ сама себя́ уже́ лечи́ть не́ могу. Уже́ не могу́ сама́ себя́ лечи́ть. Я не могла́ ника́к вы́вести шипи́цы у своего́ сы́на мла́дшего. Объясня́ла, что почему́… Пото́м… пото́м сказа́ли, что, вида́ть, у него́ а́ура сильне́е. Пото́м вот я ему́ научи́ла его́, сказа́ла, как сде́лать, вот у него́ прошло́, раз он сам себе́ сде́лал. А я вот сама́ себе́ не могла́. И я пото́м выжига́ла уже́ вот э́ти вот пять-шесть штук, получа́ется, чистоте́лом. Потому́ что я сама́ ничего́ не могла́ сде́лать. [Чистотел только от них помогает?] Не… дак а нет, в апте́ке. [Соб.: А, в смысле – настойка.] Да, концентра́т чистоте́ла, да. Концентра́т, и вот я им выжига́ла уже, и вот шра́мики оста́лись. А когда́ вот, допу́стим, я шепчу́ уже́, у люде́й да́же шра́мов не остаётся, вообще́ следа́ не остаётся, ничего́. [А кровь, может, вы знаете, как останавливать?] Кровь – неет, ни ра́зу не приходи́лось. Кровь – ни ра́зу…