Характеристики текста
Год2023
СобирателиФЕЕ, ШАА
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодГНН
Полf
Год рождения1958
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
XXIIa 8 доп
Ключевые слова
Бог, Богородица, Богослужение, Болезнь, Верх-низ, Время, Говорить, Закрещивание, Зерно, Зима, Икона, Календарь, Кара, Крест, Легенды, Ломать, Мать, Молитва, Над-под, Народное православие, Ноги, Обереги, Обет, Отец, Покойник, Праздники, Предания, Проводы, Пространство, Пшеница, Ребенок, Родители, Родство, Рождество, Свеча, Свеча (обряд), Святки, Солдат, Солома, Тело человека, Христос, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14004
14004
[Какие молитвы читались перед иконой?] Ну, в молитвосло́ве «О́тче наш» и «Ве́рую», и всё по м… по молитвосло́ву, пото́м уже́ молитвосло́в был, ну. А так сама́ вот О́тче наш всё чита́ла, Богоро́дице, де́во, ра́дуйся, Живы́е по́мощи. Перепи́сывали, нам дава́ли Живы́е по́мощи с собо́й. Я вот пое́хала, у меня́ моли́твочка была́. А дава́ла э́то всё па́пкина мать, ба́ба Акси́нья, она́ же у нас в це́ркви была́, рабо́тала.

[… – ГНН приносит и показывает несколько отдельных тетрадных листков с молитвами, см. граф. файл GNN-molitvy.

Л. 1 – молитва «Живый в помощи» – старый, потрепанный, написан карандашом, одним почерком, достался ГНН от бабушки Аксиньи.

Л. 2 и 3 заполнены карандашом, их писал отец ГНН.

Л. 2 – молитва «Да воскреснет Бог».

Л. 3 – «Отче наш».

Л. 4-5 – двойной тетрадный лист, исписанный синей шариковой ручкой, ГНН писала сама.]

[л. 1 написан карандашом, одним почерком]

[л. 1]

Живый в помощи вышняго в

крове бога небеснаго водва-

рится. речет господеви. За

ступник мой еси и прибежище

мое бог мой. и уповаю на него.

Яко той избавит тя от сети

ловчи и от словесе мятежна:

плещма Сваима осенит тя и –

под криле его надеешися:

оружием обыдет тя истина

Его. не убоишися от страха

Нощнаго от стрелы летящия

во дни, от вещи, во тьме прохо-

дящия от срящя и беса полуденнаго.

падет от Страны твоея тысяща.

и тьма одесную тибе к тибе же не

приближится. обаче очима твоима

смотриши, и воздаяние грешников

узриши. Яко ты господи упования

мое. вышняго положил есе при-

бежище твое не приидет к тибе

зло и рана не приближится

телеси твоему яко Ангелом

[л. 1 об.]

Своим Заповесть о тибе.

Сохранити тя вовсех путях

Твоих наруках возьмут тя

да не когда преткнеши о

камень ногу тваю на Аспида

и василиска наступиши и

попереши льва и змея.

Аминь. [написано посередине листа]

передайтя Юркову Ивану Никола [ЮИН]

он имеит ружё Ходит полесу

пусь носит просибя

Эту Молитву

[л 2-3 из одной тетради, написаны карандашом, уже другим почерком]

[л. 2]

Да воскреснет бог и расточатся

врази его и дабежат от лица

его ненавидящии его. Якого

исчезает дым да исчезнут яко тает

воск от лица огня тако да погиб-

нут беси от лица

[л. 2 об. пустой]

[л. 3]

Отче наш Иже еси на небесех

до светится имя Твоё да

придет Царствие Твое да будет

воля твоя яко на небеси и наземли

Хлеб наш насущный дажь

нам днесь и остави нам

долги наши якоже и мы

остовляем должникам нашем

и не веди нас во искушение

Но избави нас от лукавого

[л. 4-5 написаны самой ГНН синей шариковой ручкой]

[л. 4]

[сверху листа нарисован православный крест]

Молитва детей за родителей. [по центру]

Господи, Иисусе Христе, Боже наш!

Ты – сирых хранитель, скорбящих прибежище

плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый,

стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление

мое и не отврати лица Твоего от воздыханий

сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе

милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении

с родившим и воспитавшим мя, родителем моем

(…..); душу же его, яко отшедшую к Тебе и

истинною верою в Тя и твердою надеждою

на Твое человеколюбие и милость, приими

в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею

святою волею, еюже отъят бысть у мене, и

прошу Тя, не отыми точию от него милости

и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия

мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши

в детях, внуках и правнуках даже до третьяго

и четвертого рода: но и милуеши отцев

за молитвы и добродетели чад их, внуков и

правнуков. С сокрушением и умилением

сердца молю Тя, милостивый Судие́, не

наказуй вечным наказанием усопшаго

[л. 4 об.]

незабвеннаго для мене раба Твоего,

родителя моего (….) но отпусти ему

вся согрешения его вольная и невольная

словом и делом, ведением и неведением

сотворенная им в житии его зде на земле,

и по милосердию и человеколюбию Твоему

молитв ради Пречистая Богородицы и всех

святых, помилуй его и вечныя муки избави.

Ты, милосердный Отче отцев и чад! даруй

мне, во вся дни жизни моея, до последнего

издыхания моего, не преставати памятовати

о усопшем родителе моем в молитвах своих,

и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши

его в месте светле, в месте прохладне и в

месте покойне со всеми святыми, отнюдуже

отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.

Милостиве Господи! приими днесь о рабе

Твоем (……) теплую молитву мою сию и

воздай ему воздаянием Твоим за труды

и попечения воспитания моего в

вере и христианском благочестии, яко

научившему мя, первее всего ве́дети

Тя, своего Господа, в благоговении

[л. 5]

молитися Тебе, на Тебе единаго

уповати в бедах, скорбех и болезнях

и хранити Заповеди Твоя, за

благопопечение его о моем духовном

преуспеянии, за тепле приносимыя им

о мне моления пред Тобою и за все

дары, им испрошенные мне о Тебе,

воздай ему Своею милостию, Своими

небесными благами и радостями в

вечном Царствии Твоем. Ты бо еси

Бог милостей и щедрот и человеколюбия

Ты покой и радость верных рабов Твоих

и Тебе славу возсылаем со Отцем и

Святым Духом, и ныне и присно

и во веки веков. Аминь.

[л. 5 об.]

Господи Иисусе Христе,

Сыне Божий,

благослови, освяти, сохрани

чадо мое силою Животворящего

Креста Твоего. Аминь

[росчерк]

Владыко Господи Вседержителю,

буди милостав к детям моим,

приведи их к вере и спасению,

сохрани их под кровом Твоим

Покрый их от всякого лукавого

похотения, отжени от них

всякого врага и супостата,

отверзи им уши и очи сердечные,

даруй умиление и смирение

сердцам их. Аминь.

27 II-2022 г. [приписано в нижнем правом углу листа]

[Не говорили, что тем, кто разрушил церковь, была кара?] Чё-то тако́е я слыха́ла, да. [А что именно?] Но что, я забы́ла. Что́-то случи́лося с мужико́м, то ли но́ги отказа́ли, то ли чё. [С каким мужиком?] Кото́рый буры́л це́рковь. «Буры́л», сло́во э́то. [Как?] Буры́л. [Смеётся.] Лома́л. И называ́ли, мо́жет быть, и и́мя, ну, не зна́ю, забы́ла. А ещё где́-то у меня́ бы́ло… [ГНН показывает молитвы.] [Этот листочек от бабы Аксиньи?] Да. О́тче наш писа́ла, ага́. [л. 3] А, нет, э́то не ба́бы Акси́нин по́черк. Э́то па́пка сам писа́л. Па́панька сам. [Запись прерывается, ГНН показывает молитву, которую писал отец, когда провожал ЮИН в армию (л. 1).] Сы́на в а́рмию. В де́тстве-то он, чё, тут с ни́ми был. Ну. Наве́рно, когда́ в а́рмию. Вот таки́е вот дела́. А э́то чё? Э́то моё чё-то. [Показывает на листочек с Молитвой детей за усопших родителей (л. 4-5).] [Соб.: Это молитва детей за родителей.] А, ну, э́то я уже́. Э́то мой по́черк. Э́то я уже́ писа́ла. [Христианству Вас учила мама или бабушка?] Ба́бушка, ба́бушка, ма́мке не́когда бы́ло учи́ть, ма́мка бы́стренько перекре́стится и побежа́ла. Ну, так соблюда́ли все э́ти пра́здники и всё, и вон на Рождество́ ходи́ли, всё они́ называ́ли «к ико́не», «к ико́не». И к пра́здникам гото́вилися, вот всё вот э́то. [К «иконе» – это куда?] Рождество́ Христо́во у нас в Оси́новке. Всё вре́мя. Там была́ ико́на Рождества́ Христо́ва. И её носи́ли когда́ уже́ не разреша́ли, когда́ це́рковь разбомби́ли, э́ту ико́ну сохрани́ли, и вот её пото́м носи́ли из до́ма в дом. Уже́ когда́ послабле́ние немно́жко пошло́, и наро́д стал к ней потихо́ньку ходи́ть: ба́бушки собира́ться, что́бы пе́ред ней помоли́ться и за всех попроси́ть. Пото́м разузна́ли, у кого́ она́ и чё, пото́м дава́й переноси́ть из до́ма в дом – что́бы вдруг, э́то, прице́пятся: нельзя́ же, сове́тская власть. Ну вот. То у одного́, то у друго́го вот так вот. [Поэтому икону переносили?] Поэ́тому переноси́ли. [То есть это не обряд, а чтобы спрятать икону?] Да, да, да, я так понима́ла, да. Да так ма́мка говори́ла. [Эту икону никак не называли – например, Свеча?] Свеча́ называ́ли, Свеча́, да. [Почему?] Ну, не зна́ю, Свеча́. Христо́с всем све́тит, пра́вда, как све́чечка? А све́чи ста́вим. Вот да́же где они́ све́чи бра́ли в тот раз. Мо́жет быть, в Иши́м, в го́род е́здили. Пе́ред ико́ной всегда́ бы́ли све́чи. [Просто церковные?] Церко́вные све́чи. [Не было большой свечи?] Нет, нет, не по́мнню. Таки́е же ма́ленькие. В ча́шечке с пшени́цей, и вот так вот ста́вили, зажига́ли, я вот с де́тства по́мню. [Почему с пшеницей?] Ну, что́бы держа́лась там. Так де́лают вот ле́том в песо́к, или что, чтоб све́чечка держа́лась, а здесь – пшени́чку. [Вздыхает.] [Это белорусский обычай?] Вот э́то я не зна́ю. Ну, наве́рно, из Белору́ссии. Ну, в Белору́ссии тако́го не было, мо́жет быть, в Бе́лоруссии, мо́жет, так не гоня́ли, мо́жет быть, там всё вре́мя э́то христиа́нство-то есть. Э́то же у нас. Белору́ссия же отде́льно была́. А здесь они́ про́сто пря́тались. Вот чё. [А как иконы переносят, вы были?] Ой, всё вре́мя с де́ства там. Э́та ико́на… вот принесли́ к тебе́, и она́ це́лый год у тебя́ стои́т вот так же при́бранная, и всё. Она́ трёхство́рчатая. Не так си́льно большая́, ну, вот така́я вот. [Показывает руками расстояние ок. 40 см.] Одна́ часть, и пото́м две э́тих ство́рочки. [А кто на иконе?] Ну, там, зна́ешь, э́ти… фотогра́фии у кого́ каки́е бы́ли. Христа́, Богоро́дицы, Рождество́ Христо́во, вот у меня́ Рождество́ Христо́во, вот ти́па тако́го, вот. Вишь, мать Бо́жия родила́ вот Христа́, вот так вот, и вот таки́е вот. Си́льно-то где у них бы́ло взять. Вот где найдёт кто, и вот там на ико́не, на э́той, на трёхство́рчатой, вот таки́е же вот, Христо́с, Богоро́дица… [На иконе какие-то картинки вешали?] Ну, вот, де́рево, вот э́ти две ство́рочки, и э́то, осно́ва. [На дереве ничего нет?] На де́реве ничё не́ту. А вот э́ти вот ико́ночки. Схо́дите, посмо́трите. [То есть на дереве уже стёрлось изображение?] Нет, там не было, там не было, э́то они́ са́ми, белору́ссы, так да́же мо́жно сказа́ть топо́рная рабо́та, вот э́тот вот я́щичек сде́лать, и э́ти ство́рки сде́лать, э́то уже́ они́ са́ми мужики́ приду́мывали. [И налепляли?] И са́ми налепля́ли, у кого́ что бы́ло. [Это и есть свеча?] Да, да, да. А Свеча́ из-за́ того́, что она́ све́тит, что к ней все иду́т. Вот е́дут, иду́т неизве́стно отку́да. Все иду́т. И ра́ньше, ра… ра́ньше все ходи́ли. [Как выбирали, кому передавать икону?] Ну, кто си́льно вот, наприме́р, кто си́льно хо́чет, кто… кто мо́жет, что… кто бу́дет находи́ться здесь, наприме́р, це́лый год. Вот вдруг челове́ку на́до помоли́ться, ико́н же не было ни у кого́, а така́я потре́бность-то есть в челове́ке. И вот чтоб он был, никуда́ не уе́хал, вот в любо́й день приди́, да́же ве́чером, но́чью приди́, кому́ пло́хо, к ико́не, что́бы могли́ откры́ть и о́коло неё он бы помоли́лся. Вот так вот. [Могли кому-то не дать икону?] Нет, тако́го не слыха́ла. Не зна́ю, не слы… [Может, плохой человек захочет взять?] Вот, вспо́мнила. Кто́-то оди́н отказа́лся. По како́й причи́не? Мо́жет быть, уезжа́ть собира́лся, и́ли чё, что год здесь не пробу́дет. Вот по́мню тако́е, да, таку́ю мы́сль, что отказа́лась от ико́ны. [Были последствия отказа?] Не́, не слыха́ла, не слыха́ла. Ну, ма́ло ли, вон, вся дере́вня разъе́халась, аɣа́, так что. [Что происходит после того, как икона год стоит?] Це́лый год стои́т, к ней иду́т вот кому́ чё на́до, вот пло́хо челове́ку, вот он прихо́дит к ико́не, с ней разгова́ривает, заж… зажгёт све́чечку, попро́сит чё-нибудь у неё, ну, как к Х… Христу́ иду́т, так и к ней шли. [И возле иконы пшеница для свечки?] Да, вот э́та пшени́ца и све́чечки. Прихо́дишь, зажига́ешь, и… [А как переносят?] Ой, а перено́сят: все собира́ются, моли́твы чита́ют… [Какие молитвы?] Сейча́с-то, сейча́с-то, э́то, побо́льше вот всё зна́ем. Каки́е ба́бушки ра́ньше зна́ли, те и чита́ли. Все моли́твы прочита́ют. А из це́ркви же бы́ли кни́ги, когда́ це́рковь э́то са́мое… У них да́же Би́блия была́, я ви́дела её: вот така́я вот, в желе́зной опра́ве, вот как пока́зывают, Кири́лл мо́лится вот на тако́й, така́я была́ кни́га. И э́ту кни́гу они́ чита́ли, они́ уже́ зна́ли, в како́е вре́мя, каки́е там гла́вы чита́ть, вот. Собира́лись, весь ве́чер чита́ли. И с утра́ пора́ньше наро́д шёл. [Вечером – старые люди?] Да, да, да. [Утром уже приходят все?] Да. [Как её переносят?] Ну да, два челове́ка беру́т. Она́ така́я тяжёленькая, потому́ что… ну, из до́сок про́сто, не фане́рка лёгонькая. [А как несли по улице?] Всегда́ с… соло́мы от э́того до́ма… соло́мы насте́лят, что́бы лю́ди-то на коле́нки приса́живалися пе́ред ней, чтоб над тобо́й её пронести́. На коле́нки все вста́нут, оди́н мужик\ несёт с одно́й стороны́, друго́й – с друго́й, и вот так вот несу́т-несу́т, а лю́ди уже́ все си… сидя́т. [Почему сидят?] Ну, высоко́ же не подни́мешь, им тяжело́, ну и как пе́ред Христо́м на коле́ни па́дают. И всё, и над голова́ми проно́сится. [Что делает тот, к кому икона переходит?] Он встреча́ет её, встреча́ет. [У себя дома?] У себя́ до́ма, аɣа́. Ну, уж… сто́лько наро́ду всегда́, я уж не зна́ю, чё, ну… ну хле́б выно́сят, наве́рное, и со́ль, а мо́жет, со́ль нет… В о́бщем, встреча́ют. Всегда́ сто́ль… наро́ду, я никогда́ не ви́жу, с чем они́ встреча́ют, ну вот наро́д, наро́д. [Есть истории, что икона кому-то помогла?] Ну, зна́ешь, вот таки́е ве́рующие лю́ди… Помогла́ вот про́сто так ска́жут, ну: «Сла́ва Бо́гу за всё», типа. А вот так чтоб конкре́тно расска́зывать, всё, тако́е не расска́зывают. Вот. Что́бы, ви́дно уж, помогла́ – да Сла́ва Бо́гу за всё, и все. И си́льно таки́х разгово́ров я не слыха́ла никогда́, что: «Вот, я вы́лечился там, или чё-то». Или ещё: «С Бо́жьей по́мощью. Всё хорошо́ – с Бо́жьей по́мощью». Вот так. [Вздыхает.]