Год | 2023 |
Собиратели | ФЕЕ, ШАА |
Тюменская область |
Викуловский район |
Ермаки |
Код | ГНН |
Пол | f |
Год рождения | 1958 |
Тюменская область |
Викуловский район |
Ермаки |
XXIIa 12 | Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего? |
XXIIa 8 доп |
[… – ГНН приносит и показывает несколько отдельных тетрадных листков с молитвами, см. граф. файл GNN-molitvy. Л. 1 – молитва «Живый в помощи» – старый, потрепанный, написан карандашом, одним почерком, достался ГНН от бабушки Аксиньи. Л. 2 и 3 заполнены карандашом, их писал отец ГНН. Л. 2 – молитва «Да воскреснет Бог». Л. 3 – «Отче наш». Л. 4-5 – двойной тетрадный лист, исписанный синей шариковой ручкой, ГНН писала сама.]
[л. 1 написан карандашом, одним почерком]
[л. 1]
Живый в помощи вышняго в
крове бога небеснаго водва-
рится. речет господеви. За
ступник мой еси и прибежище
мое бог мой. и уповаю на него.
Яко той избавит тя от сети
ловчи и от словесе мятежна:
плещма Сваима осенит тя и –
под криле его надеешися:
оружием обыдет тя истина
Его. не убоишися от страха
Нощнаго от стрелы летящия
во дни, от вещи, во тьме прохо-
дящия от срящя и беса полуденнаго.
падет от Страны твоея тысяща.
и тьма одесную тибе к тибе же не
приближится. обаче очима твоима
смотриши, и воздаяние грешников
узриши. Яко ты господи упования
мое. вышняго положил есе при-
бежище твое не приидет к тибе
зло и рана не приближится
телеси твоему яко Ангелом
[л. 1 об.]
Своим Заповесть о тибе.
Сохранити тя вовсех путях
Твоих наруках возьмут тя
да не когда преткнеши о
камень ногу тваю на Аспида
и василиска наступиши и
попереши льва и змея.
Аминь. [написано посередине листа]
передайтя Юркову Ивану Никола [ЮИН]
он имеит ружё Ходит полесу
пусь носит просибя
Эту Молитву
[л 2-3 из одной тетради, написаны карандашом, уже другим почерком]
[л. 2]
Да воскреснет бог и расточатся
врази его и дабежат от лица
его ненавидящии его. Якого
исчезает дым да исчезнут яко тает
воск от лица огня тако да погиб-
нут беси от лица
[л. 2 об. пустой]
[л. 3]
Отче наш Иже еси на небесех
до светится имя Твоё да
придет Царствие Твое да будет
воля твоя яко на небеси и наземли
Хлеб наш насущный дажь
нам днесь и остави нам
долги наши якоже и мы
остовляем должникам нашем
и не веди нас во искушение
Но избави нас от лукавого
[л. 4-5 написаны самой ГНН синей шариковой ручкой]
[л. 4]
[сверху листа нарисован православный крест]
Молитва детей за родителей. [по центру]
Господи, Иисусе Христе, Боже наш!
Ты – сирых хранитель, скорбящих прибежище
плачущих утешитель. Прибегаю к Тебе аз, сирый,
стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление
мое и не отврати лица Твоего от воздыханий
сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе
милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении
с родившим и воспитавшим мя, родителем моем
(…..); душу же его, яко отшедшую к Тебе и
истинною верою в Тя и твердою надеждою
на Твое человеколюбие и милость, приими
в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею
святою волею, еюже отъят бысть у мене, и
прошу Тя, не отыми точию от него милости
и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия
мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши
в детях, внуках и правнуках даже до третьяго
и четвертого рода: но и милуеши отцев
за молитвы и добродетели чад их, внуков и
правнуков. С сокрушением и умилением
сердца молю Тя, милостивый Судие́, не
наказуй вечным наказанием усопшаго
[л. 4 об.]
незабвеннаго для мене раба Твоего,
родителя моего (….) но отпусти ему
вся согрешения его вольная и невольная
словом и делом, ведением и неведением
сотворенная им в житии его зде на земле,
и по милосердию и человеколюбию Твоему
молитв ради Пречистая Богородицы и всех
святых, помилуй его и вечныя муки избави.
Ты, милосердный Отче отцев и чад! даруй
мне, во вся дни жизни моея, до последнего
издыхания моего, не преставати памятовати
о усопшем родителе моем в молитвах своих,
и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши
его в месте светле, в месте прохладне и в
месте покойне со всеми святыми, отнюдуже
отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание.
Милостиве Господи! приими днесь о рабе
Твоем (……) теплую молитву мою сию и
воздай ему воздаянием Твоим за труды
и попечения воспитания моего в
вере и христианском благочестии, яко
научившему мя, первее всего ве́дети
Тя, своего Господа, в благоговении
[л. 5]
молитися Тебе, на Тебе единаго
уповати в бедах, скорбех и болезнях
и хранити Заповеди Твоя, за
благопопечение его о моем духовном
преуспеянии, за тепле приносимыя им
о мне моления пред Тобою и за все
дары, им испрошенные мне о Тебе,
воздай ему Своею милостию, Своими
небесными благами и радостями в
вечном Царствии Твоем. Ты бо еси
Бог милостей и щедрот и человеколюбия
Ты покой и радость верных рабов Твоих
и Тебе славу возсылаем со Отцем и
Святым Духом, и ныне и присно
и во веки веков. Аминь.
[л. 5 об.]
Господи Иисусе Христе,
Сыне Божий,
благослови, освяти, сохрани
чадо мое силою Животворящего
Креста Твоего. Аминь
[росчерк]
Владыко Господи Вседержителю,
буди милостав к детям моим,
приведи их к вере и спасению,
сохрани их под кровом Твоим
Покрый их от всякого лукавого
похотения, отжени от них
всякого врага и супостата,
отверзи им уши и очи сердечные,
даруй умиление и смирение
сердцам их. Аминь.
27 II-2022 г. [приписано в нижнем правом углу листа]
[Не говорили, что тем, кто разрушил церковь, была кара?] Чё-то тако́е я слыха́ла, да. [А что именно?] Но что, я забы́ла. Что́-то случи́лося с мужико́м, то ли но́ги отказа́ли, то ли чё. [С каким мужиком?] Кото́рый буры́л це́рковь. «Буры́л», сло́во э́то. [Как?] Буры́л. [Смеётся.] Лома́л. И называ́ли, мо́жет быть, и и́мя, ну, не зна́ю, забы́ла. А ещё где́-то у меня́ бы́ло… [ГНН показывает молитвы.] [Этот листочек от бабы Аксиньи?] Да. О́тче наш писа́ла, ага́. [л. 3] А, нет, э́то не ба́бы Акси́нин по́черк. Э́то па́пка сам писа́л. Па́панька сам. [Запись прерывается, ГНН показывает молитву, которую писал отец, когда провожал ЮИН в армию (л. 1).] Сы́на в а́рмию. В де́тстве-то он, чё, тут с ни́ми был. Ну. Наве́рно, когда́ в а́рмию. Вот таки́е вот дела́. А э́то чё? Э́то моё чё-то. [Показывает на листочек с Молитвой детей за усопших родителей (л. 4-5).] [Соб.: Это молитва детей за родителей.] А, ну, э́то я уже́. Э́то мой по́черк. Э́то я уже́ писа́ла. [Христианству Вас учила мама или бабушка?] Ба́бушка, ба́бушка, ма́мке не́когда бы́ло учи́ть, ма́мка бы́стренько перекре́стится и побежа́ла. Ну, так соблюда́ли все э́ти пра́здники и всё, и вон на Рождество́ ходи́ли, всё они́ называ́ли «к ико́не», «к ико́не». И к пра́здникам гото́вилися, вот всё вот э́то. [К «иконе» – это куда?] Рождество́ Христо́во у нас в Оси́новке. Всё вре́мя. Там была́ ико́на Рождества́ Христо́ва. И её носи́ли когда́ уже́ не разреша́ли, когда́ це́рковь разбомби́ли, э́ту ико́ну сохрани́ли, и вот её пото́м носи́ли из до́ма в дом. Уже́ когда́ послабле́ние немно́жко пошло́, и наро́д стал к ней потихо́ньку ходи́ть: ба́бушки собира́ться, что́бы пе́ред ней помоли́ться и за всех попроси́ть. Пото́м разузна́ли, у кого́ она́ и чё, пото́м дава́й переноси́ть из до́ма в дом – что́бы вдруг, э́то, прице́пятся: нельзя́ же, сове́тская власть. Ну вот. То у одного́, то у друго́го вот так вот. [Поэтому икону переносили?] Поэ́тому переноси́ли. [То есть это не обряд, а чтобы спрятать икону?] Да, да, да, я так понима́ла, да. Да так ма́мка говори́ла. [Эту икону никак не называли – например, Свеча?] Свеча́ называ́ли, Свеча́, да. [Почему?] Ну, не зна́ю, Свеча́. Христо́с всем све́тит, пра́вда, как све́чечка? А све́чи ста́вим. Вот да́же где они́ све́чи бра́ли в тот раз. Мо́жет быть, в Иши́м, в го́род е́здили. Пе́ред ико́ной всегда́ бы́ли све́чи. [Просто церковные?] Церко́вные све́чи. [Не было большой свечи?] Нет, нет, не по́мнню. Таки́е же ма́ленькие. В ча́шечке с пшени́цей, и вот так вот ста́вили, зажига́ли, я вот с де́тства по́мню. [Почему с пшеницей?] Ну, что́бы держа́лась там. Так де́лают вот ле́том в песо́к, или что, чтоб све́чечка держа́лась, а здесь – пшени́чку. [Вздыхает.] [Это белорусский обычай?] Вот э́то я не зна́ю. Ну, наве́рно, из Белору́ссии. Ну, в Белору́ссии тако́го не было, мо́жет быть, в Бе́лоруссии, мо́жет, так не гоня́ли, мо́жет быть, там всё вре́мя э́то христиа́нство-то есть. Э́то же у нас. Белору́ссия же отде́льно была́. А здесь они́ про́сто пря́тались. Вот чё. [А как иконы переносят, вы были?] Ой, всё вре́мя с де́ства там. Э́та ико́на… вот принесли́ к тебе́, и она́ це́лый год у тебя́ стои́т вот так же при́бранная, и всё. Она́ трёхство́рчатая. Не так си́льно большая́, ну, вот така́я вот. [Показывает руками расстояние ок. 40 см.] Одна́ часть, и пото́м две э́тих ство́рочки. [А кто на иконе?] Ну, там, зна́ешь, э́ти… фотогра́фии у кого́ каки́е бы́ли. Христа́, Богоро́дицы, Рождество́ Христо́во, вот у меня́ Рождество́ Христо́во, вот ти́па тако́го, вот. Вишь, мать Бо́жия родила́ вот Христа́, вот так вот, и вот таки́е вот. Си́льно-то где у них бы́ло взять. Вот где найдёт кто, и вот там на ико́не, на э́той, на трёхство́рчатой, вот таки́е же вот, Христо́с, Богоро́дица… [На иконе какие-то картинки вешали?] Ну, вот, де́рево, вот э́ти две ство́рочки, и э́то, осно́ва. [На дереве ничего нет?] На де́реве ничё не́ту. А вот э́ти вот ико́ночки. Схо́дите, посмо́трите. [То есть на дереве уже стёрлось изображение?] Нет, там не было, там не было, э́то они́ са́ми, белору́ссы, так да́же мо́жно сказа́ть топо́рная рабо́та, вот э́тот вот я́щичек сде́лать, и э́ти ство́рки сде́лать, э́то уже́ они́ са́ми мужики́ приду́мывали. [И налепляли?] И са́ми налепля́ли, у кого́ что бы́ло. [Это и есть свеча?] Да, да, да. А Свеча́ из-за́ того́, что она́ све́тит, что к ней все иду́т. Вот е́дут, иду́т неизве́стно отку́да. Все иду́т. И ра́ньше, ра… ра́ньше все ходи́ли. [Как выбирали, кому передавать икону?] Ну, кто си́льно вот, наприме́р, кто си́льно хо́чет, кто… кто мо́жет, что… кто бу́дет находи́ться здесь, наприме́р, це́лый год. Вот вдруг челове́ку на́до помоли́ться, ико́н же не было ни у кого́, а така́я потре́бность-то есть в челове́ке. И вот чтоб он был, никуда́ не уе́хал, вот в любо́й день приди́, да́же ве́чером, но́чью приди́, кому́ пло́хо, к ико́не, что́бы могли́ откры́ть и о́коло неё он бы помоли́лся. Вот так вот. [Могли кому-то не дать икону?] Нет, тако́го не слыха́ла. Не зна́ю, не слы… [Может, плохой человек захочет взять?] Вот, вспо́мнила. Кто́-то оди́н отказа́лся. По како́й причи́не? Мо́жет быть, уезжа́ть собира́лся, и́ли чё, что год здесь не пробу́дет. Вот по́мню тако́е, да, таку́ю мы́сль, что отказа́лась от ико́ны. [Были последствия отказа?] Не́, не слыха́ла, не слыха́ла. Ну, ма́ло ли, вон, вся дере́вня разъе́халась, аɣа́, так что. [Что происходит после того, как икона год стоит?] Це́лый год стои́т, к ней иду́т вот кому́ чё на́до, вот пло́хо челове́ку, вот он прихо́дит к ико́не, с ней разгова́ривает, заж… зажгёт све́чечку, попро́сит чё-нибудь у неё, ну, как к Х… Христу́ иду́т, так и к ней шли. [И возле иконы пшеница для свечки?] Да, вот э́та пшени́ца и све́чечки. Прихо́дишь, зажига́ешь, и… [А как переносят?] Ой, а перено́сят: все собира́ются, моли́твы чита́ют… [Какие молитвы?] Сейча́с-то, сейча́с-то, э́то, побо́льше вот всё зна́ем. Каки́е ба́бушки ра́ньше зна́ли, те и чита́ли. Все моли́твы прочита́ют. А из це́ркви же бы́ли кни́ги, когда́ це́рковь э́то са́мое… У них да́же Би́блия была́, я ви́дела её: вот така́я вот, в желе́зной опра́ве, вот как пока́зывают, Кири́лл мо́лится вот на тако́й, така́я была́ кни́га. И э́ту кни́гу они́ чита́ли, они́ уже́ зна́ли, в како́е вре́мя, каки́е там гла́вы чита́ть, вот. Собира́лись, весь ве́чер чита́ли. И с утра́ пора́ньше наро́д шёл. [Вечером – старые люди?] Да, да, да. [Утром уже приходят все?] Да. [Как её переносят?] Ну да, два челове́ка беру́т. Она́ така́я тяжёленькая, потому́ что… ну, из до́сок про́сто, не фане́рка лёгонькая. [А как несли по улице?] Всегда́ с… соло́мы от э́того до́ма… соло́мы насте́лят, что́бы лю́ди-то на коле́нки приса́живалися пе́ред ней, чтоб над тобо́й её пронести́. На коле́нки все вста́нут, оди́н мужик\ несёт с одно́й стороны́, друго́й – с друго́й, и вот так вот несу́т-несу́т, а лю́ди уже́ все си… сидя́т. [Почему сидят?] Ну, высоко́ же не подни́мешь, им тяжело́, ну и как пе́ред Христо́м на коле́ни па́дают. И всё, и над голова́ми проно́сится. [Что делает тот, к кому икона переходит?] Он встреча́ет её, встреча́ет. [У себя дома?] У себя́ до́ма, аɣа́. Ну, уж… сто́лько наро́ду всегда́, я уж не зна́ю, чё, ну… ну хле́б выно́сят, наве́рное, и со́ль, а мо́жет, со́ль нет… В о́бщем, встреча́ют. Всегда́ сто́ль… наро́ду, я никогда́ не ви́жу, с чем они́ встреча́ют, ну вот наро́д, наро́д. [Есть истории, что икона кому-то помогла?] Ну, зна́ешь, вот таки́е ве́рующие лю́ди… Помогла́ вот про́сто так ска́жут, ну: «Сла́ва Бо́гу за всё», типа. А вот так чтоб конкре́тно расска́зывать, всё, тако́е не расска́зывают. Вот. Что́бы, ви́дно уж, помогла́ – да Сла́ва Бо́гу за всё, и все. И си́льно таки́х разгово́ров я не слыха́ла никогда́, что: «Вот, я вы́лечился там, или чё-то». Или ещё: «С Бо́жьей по́мощью. Всё хорошо́ – с Бо́жьей по́мощью». Вот так. [Вздыхает.]