Характеристики текста
Год2017
СобирателиИАВ, КУК
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Карпиловка
Информанты
Данные об инф.
КодЖЕП
Полf
Год рождения1961
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Карпиловка
Опросник
XXIIa 15 б Чем отличаются разные веры: иудаизм, мусульманство и проч.?
XXIIa 15 г Христиане ли католики, протестанты, староверы, евреи и др.? Верят ли они в того же Бога?
XXIIa 14 а Кто такие староверы, чем они отличаются от других? Как они жили? Как называют нестароверов? Разрешали ли они носить кольца и бусы, курить, есть и пить из их посуды?
XXIIa 14 в Протестантство и новые религиозные течения: есть ли в селе общины, если да, то что про них рассказывают?
Ключевые слова
Библия, Бог, Вера, Война, Гроб, Дом, Икона, Красный угол, Лес, Молиться, Народное православие, Покойник, Посуда, Предки, Пространство, Родство, Свеча, Свой-чужой, Священник, Сектанты, Старообрядцы, Угол, Цвет, Церковь, Чердак
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1402
1402
[ЖЕП объясняет, почему не хотела пускать собирателей.] Я ду́мала, вы како́е-то, кака́я-то се́кта. А я не зна́ю. Я не люблю́ се́кты, поэ́тому я так сра́зу на вас [нрзб.]. [У вас тут есть секты?] Хо́дют, да говоря́т, з Бря́нска, с кни́жечками про, э́то са́мое. Спра… спра́шиват. [Что за секты?] Свиде́тели Иего́вы, вот така́я. Ти́па, ти́па тако́й, да. Тако́е я вообще́ ненави́жу. Це́рковь есть – пошёл в це́рковь, Богу помоли́лся. Бо́льше ничего́ не признаю́. [А какая у вас?] Пок… у нас, в Злы́нке и в Новозы́бкове. [Православные?] Правосла́вные. Есть старообря́дцы, жива́я церквь есть, но туда́ мы не хо́дим. Ра́ньше бы́ли в Злы́нке старообря́дцы. [Это в каком году?] Када́ це́рковь? Це́рковь и щас есть, старообря́дцы.

[Соб: А чем они…] Ну, от я не зна́ю, чем. Кака́я, кака́я там у них ве́ра. Я зна́ю, что у Новозы́бкове то́же есть це́рковь. В Новозы́бкове то́же есть це́рковь старообря́дцев, что када́ челове́к умира́ет, туда́ голубы́е гробы́, туда зано́сить – отпива́ть. Не на дому́, а пря́мо в це́рковь приво́дят. Но на… с чем, с чем это свя́зано, я не зна́ю. [Голубые гробы?] Даа. [А почему голубые?] Не знаю, я э́того ничего́ не зна́ю, про́сто раз ви́дела, поэ́тому, как заноси́ли туда́ вот. Я ра́ньше на Зыбкове рабо́тала в магази́не, поэ́тому так вот ви́дела. [Это где?] В Новозы́бкове. Це́рковь така́я там. [Они голубые, потому что покрашены так?] Неет, ну, я не п… нее, не покра́шены, а оби́вка голу́бая. Оби́вка. Щас же не кра́сять. Обы́чно во… оби́вка голуба́я. [А куда их заносили?] Ну, у ту це́рковь заноси́ли, отпева́ть. Там отпева́ют. Обы́чно ж, когда́ умира́ет, поко́йник, приезжа́ет же в дом ба́тюшка там отпева́ть, а э́то пря́мо у це́рковь приво́дят. Мо́жет, мо́жет, така́я у них ве́ра, я не зна́ю. Я зна́ю, что Злы́нки то́же ра́ньше, дак ста́рые лю́ди всегда́ покупа́ли гробы́ себе́, ну, с, када́, вот умру́т, хра́нить, всегда́ храни́ли на чердаку́, то́же старообря́дцы, наве́рно. [Это заранее покупали гроб?] Зара́нее, гроб, да. Стоя́ли на чердака́х. Вот. В го́ды войны́ то́чно, потому́ что ма́мка моя, поко́йница, расска́зывала, что када́ у войну́ они́ вали́ли лес, ну, она сама́ с э́той дере́вни, а это вот ме́жду Злынкой на́шей и Новозыбковым, э́тим, там больши́е леса́, там вали́ли лес. [Какие леса?] Ну, в го́ды войны́, лес вали́ли, ну, выво́зили куда́ они́ э́ти, брёвна. Дак они жи́ли у Злы́нки, вот у старообря́дцев э́тих, и на чердаку́ стоя́л гроб. Вот. У ба́бок всегда́ гробы́ стоя́ли. [Здесь так не делают?] Не, не, у нас тако́го не́ту. [Через некоторое время возращаются к разговору о старообоядцах.] [А как старообрядцы отличаются от православных?] Ве́рой, наве́рно, ве́рой о́ни. Они́ ста́рообрядцы, э́то, вот как. Э́то… э́то во… када́… Их бы́ло много. В Злы́нке бы́ло мно́го, их ра́ньше вообще бы́ло ста́рообрядцев. Они́ е́ли да́же, нихто́ с и́хней кру́жки не им\ел пра́во да́же пить. Вот. Всё бы́ло ли́чное, у них. Понима́ете, всё. А так я не, я так не зна́ю, дак вот по кни́жкам, дак это ка… када́-то тако́е чита́ла, а так я с ни́ми не э́то са́мое. У нас никого́, у нас, у нас одна́… Нее, у нас как, у нас есть правосла́вные, кото́рые е́здят в церкоў, и у нас, в Карпи́ловке, была́ ве́ра – шту́нды. Шту́нды их называ́ли. Дак ве́ра-то шту́нды, вся́кое ж – пятидеся́тники, шестидеся́тники. Вот они́ Бо́гу ве́ровали и в специа́льных моле́льный дом, в Злы́нке был ён и езь ли. Там нет ни ико́н, ничего́. В це́рковь пое́дешь, дак. Вы же в це́ркви бы́ли хоть раз? Ходи́ли в це́рковь? В це́ркви же ико́ны, всё там. Мож одно́й ико́не там поста́вить све́чечку, друго́й там за всё, а так. А так, а э́ти, вот э́ти шту́нды на́ши, они́ моли́лись про́сто Бо́гу. У них, у них, своя́ бы́ла ве́ра. Что за ве́ра я то́же не знаю. Ну как у них така́я ве́ра, что Би́блия одна́. Би́блия одна́, а как они́ ве́рують, я не зна́ю. [Они сами откуда? Пришли сюда?] Ну э́то.. это, да́вно у́ж. Вот всё то же. Как… года́ иду́т и, одни́ умира́ют, други́е ве́руют. И вот это́ всё передае́тся так. [А вы говорите, пятидесятники – это кто?] Э́то вот шту́нды эти, кот… када́. Да, вот это кото́рые без… Как… Бо́гу мо́лятся. Они́ мо́гут написа́ть. У нас тут одна ба́бушка была́ ста́ренькая. Дак у них как. Вот у на… на углу́ дак обы́чно ж у правосла́вных ико́ны вися́т, да? А у них нет. У них ток, у ра́мки бы́ло цвета́ми нарисо́вано: «Бог – на́ша любо́ў». Всё. Э́то вот тако́, вот так они́ моли́лись. [Это там же, где у православных угол?] Это да, да, да, да.