Год | 2017 |
Собиратели | ИАВ, КУК |
Брянская область |
Злынковский район |
Карпиловка |
Код | ЖЕП |
Пол | f |
Год рождения | 1961 |
Брянская область |
Злынковский район |
Карпиловка |
XXIIa 15 б | Чем отличаются разные веры: иудаизм, мусульманство и проч.? |
XXIIa 15 г | Христиане ли католики, протестанты, староверы, евреи и др.? Верят ли они в того же Бога? |
XXIIa 14 а | Кто такие староверы, чем они отличаются от других? Как они жили? Как называют нестароверов? Разрешали ли они носить кольца и бусы, курить, есть и пить из их посуды? |
XXIIa 14 в | Протестантство и новые религиозные течения: есть ли в селе общины, если да, то что про них рассказывают? |
Библия, Бог, Вера, Война, Гроб, Дом, Икона, Красный угол, Лес, Молиться, Народное православие, Покойник, Посуда, Предки, Пространство, Родство, Свеча, Свой-чужой, Священник, Сектанты, Старообрядцы, Угол, Цвет, Церковь, Чердак
ФА ВШЭ 1402
1402
[ЖЕП объясняет, почему не хотела пускать собирателей.] Я ду́мала, вы како́е-то, кака́я-то се́кта. А я не зна́ю. Я не люблю́ се́кты, поэ́тому я так сра́зу на вас [нрзб.]. [У вас тут есть секты?] Хо́дют, да говоря́т, з Бря́нска, с кни́жечками про, э́то са́мое. Спра… спра́шиват. [Что за секты?] Свиде́тели Иего́вы, вот така́я. Ти́па, ти́па тако́й, да. Тако́е я вообще́ ненави́жу. Це́рковь есть – пошёл в це́рковь, Богу помоли́лся. Бо́льше ничего́ не признаю́. [А какая у вас?] Пок… у нас, в Злы́нке и в Новозы́бкове. [Православные?] Правосла́вные. Есть старообря́дцы, жива́я церквь есть, но туда́ мы не хо́дим. Ра́ньше бы́ли в Злы́нке старообря́дцы. [Это в каком году?] Када́ це́рковь? Це́рковь и щас есть, старообря́дцы.
[Соб: А чем они…] Ну, от я не зна́ю, чем. Кака́я, кака́я там у них ве́ра. Я зна́ю, что у Новозы́бкове то́же есть це́рковь. В Новозы́бкове то́же есть це́рковь старообря́дцев, что када́ челове́к умира́ет, туда́ голубы́е гробы́, туда зано́сить – отпива́ть. Не на дому́, а пря́мо в це́рковь приво́дят. Но на… с чем, с чем это свя́зано, я не зна́ю. [Голубые гробы?] Даа. [А почему голубые?] Не знаю, я э́того ничего́ не зна́ю, про́сто раз ви́дела, поэ́тому, как заноси́ли туда́ вот. Я ра́ньше на Зыбкове рабо́тала в магази́не, поэ́тому так вот ви́дела. [Это где?] В Новозы́бкове. Це́рковь така́я там. [Они голубые, потому что покрашены так?] Неет, ну, я не п… нее, не покра́шены, а оби́вка голу́бая. Оби́вка. Щас же не кра́сять. Обы́чно во… оби́вка голуба́я. [А куда их заносили?] Ну, у ту це́рковь заноси́ли, отпева́ть. Там отпева́ют. Обы́чно ж, когда́ умира́ет, поко́йник, приезжа́ет же в дом ба́тюшка там отпева́ть, а э́то пря́мо у це́рковь приво́дят. Мо́жет, мо́жет, така́я у них ве́ра, я не зна́ю. Я зна́ю, что Злы́нки то́же ра́ньше, дак ста́рые лю́ди всегда́ покупа́ли гробы́ себе́, ну, с, када́, вот умру́т, хра́нить, всегда́ храни́ли на чердаку́, то́же старообря́дцы, наве́рно. [Это заранее покупали гроб?] Зара́нее, гроб, да. Стоя́ли на чердака́х. Вот. В го́ды войны́ то́чно, потому́ что ма́мка моя, поко́йница, расска́зывала, что када́ у войну́ они́ вали́ли лес, ну, она сама́ с э́той дере́вни, а это вот ме́жду Злынкой на́шей и Новозыбковым, э́тим, там больши́е леса́, там вали́ли лес. [Какие леса?] Ну, в го́ды войны́, лес вали́ли, ну, выво́зили куда́ они́ э́ти, брёвна. Дак они жи́ли у Злы́нки, вот у старообря́дцев э́тих, и на чердаку́ стоя́л гроб. Вот. У ба́бок всегда́ гробы́ стоя́ли. [Здесь так не делают?] Не, не, у нас тако́го не́ту. [Через некоторое время возращаются к разговору о старообоядцах.] [А как старообрядцы отличаются от православных?] Ве́рой, наве́рно, ве́рой о́ни. Они́ ста́рообрядцы, э́то, вот как. Э́то… э́то во… када́… Их бы́ло много. В Злы́нке бы́ло мно́го, их ра́ньше вообще бы́ло ста́рообрядцев. Они́ е́ли да́же, нихто́ с и́хней кру́жки не им\ел пра́во да́же пить. Вот. Всё бы́ло ли́чное, у них. Понима́ете, всё. А так я не, я так не зна́ю, дак вот по кни́жкам, дак это ка… када́-то тако́е чита́ла, а так я с ни́ми не э́то са́мое. У нас никого́, у нас, у нас одна́… Нее, у нас как, у нас есть правосла́вные, кото́рые е́здят в церкоў, и у нас, в Карпи́ловке, была́ ве́ра – шту́нды. Шту́нды их называ́ли. Дак ве́ра-то шту́нды, вся́кое ж – пятидеся́тники, шестидеся́тники. Вот они́ Бо́гу ве́ровали и в специа́льных моле́льный дом, в Злы́нке был ён и езь ли. Там нет ни ико́н, ничего́. В це́рковь пое́дешь, дак. Вы же в це́ркви бы́ли хоть раз? Ходи́ли в це́рковь? В це́ркви же ико́ны, всё там. Мож одно́й ико́не там поста́вить све́чечку, друго́й там за всё, а так. А так, а э́ти, вот э́ти шту́нды на́ши, они́ моли́лись про́сто Бо́гу. У них, у них, своя́ бы́ла ве́ра. Что за ве́ра я то́же не знаю. Ну как у них така́я ве́ра, что Би́блия одна́. Би́блия одна́, а как они́ ве́рують, я не зна́ю. [Они сами откуда? Пришли сюда?] Ну э́то.. это, да́вно у́ж. Вот всё то же. Как… года́ иду́т и, одни́ умира́ют, други́е ве́руют. И вот это́ всё передае́тся так. [А вы говорите, пятидесятники – это кто?] Э́то вот шту́нды эти, кот… када́. Да, вот это кото́рые без… Как… Бо́гу мо́лятся. Они́ мо́гут написа́ть. У нас тут одна ба́бушка была́ ста́ренькая. Дак у них как. Вот у на… на углу́ дак обы́чно ж у правосла́вных ико́ны вися́т, да? А у них нет. У них ток, у ра́мки бы́ло цвета́ми нарисо́вано: «Бог – на́ша любо́ў». Всё. Э́то вот тако́, вот так они́ моли́лись. [Это там же, где у православных угол?] Это да, да, да, да.
[Соб: А чем они…] Ну, от я не зна́ю, чем. Кака́я, кака́я там у них ве́ра. Я зна́ю, что у Новозы́бкове то́же есть це́рковь. В Новозы́бкове то́же есть це́рковь старообря́дцев, что када́ челове́к умира́ет, туда́ голубы́е гробы́, туда зано́сить – отпива́ть. Не на дому́, а пря́мо в це́рковь приво́дят. Но на… с чем, с чем это свя́зано, я не зна́ю. [Голубые гробы?] Даа. [А почему голубые?] Не знаю, я э́того ничего́ не зна́ю, про́сто раз ви́дела, поэ́тому, как заноси́ли туда́ вот. Я ра́ньше на Зыбкове рабо́тала в магази́не, поэ́тому так вот ви́дела. [Это где?] В Новозы́бкове. Це́рковь така́я там. [Они голубые, потому что покрашены так?] Неет, ну, я не п… нее, не покра́шены, а оби́вка голу́бая. Оби́вка. Щас же не кра́сять. Обы́чно во… оби́вка голуба́я. [А куда их заносили?] Ну, у ту це́рковь заноси́ли, отпева́ть. Там отпева́ют. Обы́чно ж, когда́ умира́ет, поко́йник, приезжа́ет же в дом ба́тюшка там отпева́ть, а э́то пря́мо у це́рковь приво́дят. Мо́жет, мо́жет, така́я у них ве́ра, я не зна́ю. Я зна́ю, что Злы́нки то́же ра́ньше, дак ста́рые лю́ди всегда́ покупа́ли гробы́ себе́, ну, с, када́, вот умру́т, хра́нить, всегда́ храни́ли на чердаку́, то́же старообря́дцы, наве́рно. [Это заранее покупали гроб?] Зара́нее, гроб, да. Стоя́ли на чердака́х. Вот. В го́ды войны́ то́чно, потому́ что ма́мка моя, поко́йница, расска́зывала, что када́ у войну́ они́ вали́ли лес, ну, она сама́ с э́той дере́вни, а это вот ме́жду Злынкой на́шей и Новозыбковым, э́тим, там больши́е леса́, там вали́ли лес. [Какие леса?] Ну, в го́ды войны́, лес вали́ли, ну, выво́зили куда́ они́ э́ти, брёвна. Дак они жи́ли у Злы́нки, вот у старообря́дцев э́тих, и на чердаку́ стоя́л гроб. Вот. У ба́бок всегда́ гробы́ стоя́ли. [Здесь так не делают?] Не, не, у нас тако́го не́ту. [Через некоторое время возращаются к разговору о старообоядцах.] [А как старообрядцы отличаются от православных?] Ве́рой, наве́рно, ве́рой о́ни. Они́ ста́рообрядцы, э́то, вот как. Э́то… э́то во… када́… Их бы́ло много. В Злы́нке бы́ло мно́го, их ра́ньше вообще бы́ло ста́рообрядцев. Они́ е́ли да́же, нихто́ с и́хней кру́жки не им\ел пра́во да́же пить. Вот. Всё бы́ло ли́чное, у них. Понима́ете, всё. А так я не, я так не зна́ю, дак вот по кни́жкам, дак это ка… када́-то тако́е чита́ла, а так я с ни́ми не э́то са́мое. У нас никого́, у нас, у нас одна́… Нее, у нас как, у нас есть правосла́вные, кото́рые е́здят в церкоў, и у нас, в Карпи́ловке, была́ ве́ра – шту́нды. Шту́нды их называ́ли. Дак ве́ра-то шту́нды, вся́кое ж – пятидеся́тники, шестидеся́тники. Вот они́ Бо́гу ве́ровали и в специа́льных моле́льный дом, в Злы́нке был ён и езь ли. Там нет ни ико́н, ничего́. В це́рковь пое́дешь, дак. Вы же в це́ркви бы́ли хоть раз? Ходи́ли в це́рковь? В це́ркви же ико́ны, всё там. Мож одно́й ико́не там поста́вить све́чечку, друго́й там за всё, а так. А так, а э́ти, вот э́ти шту́нды на́ши, они́ моли́лись про́сто Бо́гу. У них, у них, своя́ бы́ла ве́ра. Что за ве́ра я то́же не знаю. Ну как у них така́я ве́ра, что Би́блия одна́. Би́блия одна́, а как они́ ве́рують, я не зна́ю. [Они сами откуда? Пришли сюда?] Ну э́то.. это, да́вно у́ж. Вот всё то же. Как… года́ иду́т и, одни́ умира́ют, други́е ве́руют. И вот это́ всё передае́тся так. [А вы говорите, пятидесятники – это кто?] Э́то вот шту́нды эти, кот… када́. Да, вот это кото́рые без… Как… Бо́гу мо́лятся. Они́ мо́гут написа́ть. У нас тут одна ба́бушка была́ ста́ренькая. Дак у них как. Вот у на… на углу́ дак обы́чно ж у правосла́вных ико́ны вися́т, да? А у них нет. У них ток, у ра́мки бы́ло цвета́ми нарисо́вано: «Бог – на́ша любо́ў». Всё. Э́то вот тако́, вот так они́ моли́лись. [Это там же, где у православных угол?] Это да, да, да, да.