[Как можно было раньше повлиять на зачатие, чтобы точно забеременеть?] Да́же не зна́ю, не зна́ю. Говори́ли, что вот е́сли, как вот ра́ньше ба́бушка говори́ла, ну е́сли де́вочку на́до, то кладу́т, по-мо́ему, рассчёску, что ли, она́… а е́сли ма́льчика, то фура́жку ло́жили под поду́шку
[смеётся].
[А когда?] Ну, в пе́рвую бра́чную ночь, наве́рное, я так ду́маю, что вот она́. Уже́ давно́ бы́ло, она́ расска́зывала, а так-то вот я…
[Как детям говорили, откуда они появились?] Из капу́сты, как – отку́да? Как им объясни́шь? Э́то уже тепе́рь совреме́нные – бо́лее совреме́нные, а ра́ньше всех в капу́сте находи́ли дете́й.
[А говорили, что есть душа у зародыша?] Коне́чно, как, ребёнок уже́ начина́ет – э́то уже́ ребёнок, ж… живо́е существо́, как к… существо́, человек живо́й появи́лся! Коне́чно.
[Рассказывали, какое наказание ждет женщину за аборт?] Ну, Бог, говори́ли, что Бог нака́зывает, и всё, а так… как – наказа́ние, коне́чно, э́то, мне ка́жется, и же́нщина пережива́ет. Ну э́то уж ре́дко, каки́е, мне ка́жется, она́ и как и… все… вс… мне ка́жется, ка́ждый раз вспомина́ет, что вот: «Вдруг, вот, сде́лала, а вдруг, э́то вот был бы вот э́то, вот э́тот вот ребёнок», Шо – де́вочка или ма́льчик, вы же зна́ете, для же́нщины, как бы. Я сама́ так же вот ду́маю: «Вот сде́лала, а вдруг, вот, мо́жет быть, како́й-то ребёнок был?» Мо́жет, де́вочка была́, вот – два сы́на, ка́жется, вдруг бы де́вочка была бы.
[Как избегали зачатия, если не хотели детей?] Ну, я зна́ю, что вот у нас как-то гвозди́ку па́рили, а в деревня́х – хмель па́рили. В пе́чку в ру́сскую хмель ста́вили – па́рили.
[Первое что вы до хмеля сказали?] Гвозди́ка. Наста́ивали на спиртно́м гвозди́ку, де́лали, вот она́ стоя́ла, выпива́ли, пото́м вот хмель вот э́тот вот, я про хмель слы́шала. А бо́льше я не зна́ю ни про каки́е…
[То есть это пили, чтобы не забеременеть?] Да.
[У выкидыша тоже душа есть, да?] Да. Я вот сама́ в больни́це рабо́тала, у нас же́нщина родила́, ну, вы́кидыш у неё был. Акуше́рка то́же заверну́ла его́, что́… говори́т: «Валенти́на Оста́повна, вы́несите, пожа́луйста», – в газе́тку там, и я вот несу́, зна́ете, и он у меня́ – до сих пор вот тако́е вот чу́вство – я его́ несу́, вот… вот… су́дороги же, ож… вот, дёрнулся в руках – ой, мне да́же вот прям как-то не по себе – ну́жно идти́ бы́ло выбра́сывать всё э́то. Уже, наве́рное, ме́сяца… пять, наве́рное, бы́ло, вот так. Э́то бы сейча́с, мо́жет быть, вы́парили, а в то вре́мя-то как, где здесь, в дере́вне-то, куда́ сде́лаешь?
[Бывало такое, что хоронили выкидыш?] Коне́чно! А куда́ его? Ра́ньше-то, коне́чно, э́то бы́ло. Коне́чно, хорони́ли.
[А как хоронили?] Ну так же, как и… гро́бики ма́ленькие де́лали, и на кла́дбище уноси́ли. Так же, как обы́чные по́хороны проходи́ли.
[То есть, люди приходили, и отпевали?] Коне́чно, да, коне́чно. Ну, отпева́ть – здесь не́кому бы́ло отпева́ть, что… мы, при вот, при мое́й – ско́лько я здесь живу́, не отпева́ли, потому́ что не́кому бы́ло. А це́рковь была́ – наве́рное, коне́чно, отпева́ли. До три́дцать седьмо́го раз здесь была́ це́рковь.
[…] [Как-то называли по-особенному женщину, у которой много детей?] Ну, мать-герои́ня вот у нас же здесь называ́ли, здесь… по-вся́кому, ра́зве, и… как у нас тут же́нщина одна́ сканда́лила с одно́й, и называ́ла её «порося́тница»
[смеётся].
[Почему скандалила?] Ну, у них свои́, наве́рное, там каки́е-то бы́ли исто́рии, а она́ её называ́ла «порося́тница», раз дете́й мно́го.
[Как-то объясняли то, что у кого-то много детей рождается, а у кого-то – никак?] Ну как, как гово…, как посло́вица: бе́дному – на дете́й, а бога́тому – на бога́тство, так же говори́тся? Так что… бе́дному – на дете́й, а бога́тому – на бога́тство.
[Женщина, у которой нет детей, как называется?] Ну не зна́ю, и «пустоцве́том» называ́ли, вот я слы́шала как-то, здесь при разгово́рах с ба́ушками, мо́жет, как-то «Боɣ наказа́л», мо́жет быть и… Вся… вся́кие же разгово́ры бы́ли.
[Можно как-то от бесплодия избавиться?] Ну от беспло́дия… ну, сейча́с-то – коне́чно, сейча́с-то мо́жно, а ра́ньше – не зна́ю. Ну, ходи́ли же к це… в це́рковь, вот, у нас же ико́на вот здесь вот стои́т, вам, мо́жет быть, расска́зывали, вы не́ были у Анны Полика́рповны-то? Она́ же, вот, расска́зывала, что у её до́чери не́ было о́чень до́лго дете́й, она́ вот пе́ред ико́ной попроси́ла – Богоро́дицу, и она́ забере́менела.
[Что это за Богородица?] Ну, Свеча́-то, про Свечу́-то, да́, да.
[Имеется в виду переходящая икона “Свеча” в Осиновке, которая в настоящее время хранится в доме у ШАП, чья дочь молилась перед ней о ребенке и забеременела – см. XXIIa-12.] Вот, на каки́е-то исто́чники же вот е́здили, проси́ли, же вот куда́-то же е́здили, обраща́лись. Мо́жет, ста́рцы каки́е-то вот здесь вот бы́ли, помога́ли. Мо́жет быть, э́то про́сто как совпаде́ние, но всё равно́ же, э́то, помога́ли. Так же, как и сейча́с е́здят, то́же. И купа́ются в исто́чниках, и про́сят кого́-то, и мо́лятся. У меня́ вот то́же не́ было о́чень до́лго дете́й.
[Что вы делали, чтобы они появились?] Ну коне́чно, и лечи́лась, и проси́ла, что́бы родили́сь, и вот, родили́сь. И вот, родили́сь!
[А у кого просили?] Ну, к Бо́женьке обраща́лась.
[То есть, к каким-то святым?] Коне́чно, коне́чно, коне́чно, обраща́лась.
[Помните, каких святых об этом надо просить?] Ну я вот как-то бо́льше обраща́лась к Богоро́дице, к Матро́нушке вот обраща́лась, что вот сама́…
[…] И к ико́не то́же вот к э́той вот же ходи́ла.