Характеристики текста
Год2023
СобирателиРДВ, ЯСС, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодВВО
Полf
Год рождения1960
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
IIa 2 д Что делали, чтобы рождались дети желаемого пола?
IIa 2 и Нежелательная беременность. Как можно было избавится от нее? К кому обращались? Считалось ли избавление от нее грехом? Какое наказание за это ждало женщину? Когда?
IIa 2 а Как можно повлиять на зачатие? Делали ли с этой целью что-нибудь на свадьбе?
IIa 2 б Как объясняли детям, откуда они появились?
IIa 2 в Есть ли душа у зародыша, откуда она приходит, когда?
IIa 2 г Как можно избежать зачатия? Что и кто для этого делал?
IIa 2 ж Женщина, имеющая много детей. Как ее называли? Как к ней относились? Что является причиной этого?
IIa 2 з Женщина, не имеющая детей. Как ее называли? Что является причиной бесплодия? Можно ли было ее приглашать в крестные, в няньки, в повитухи, в свидетели на свадьбе и т. п.? Как можно было избавится от бесплодия? К кому обращались? Кому молились?
IIa 2 й Выкидыш. Есть ли у него душа? Где хоронили, в чем? Давали ли имя?
Ключевые слова
Аборт, Беременность, Бог, Богородица, Богослужение, Болезнь, Большой-маленький, Брак, Брачная ночь, Волосы, Время, Головные уборы, Гроб, Девочка, Дети некрещеные, Дразнить, Душа, Женщина, Животное, Икона, Имя, Источник, Календарь, Капуста, Кара, Купание, Мальчик, Медицина, Молиться, Народное православие, Обет, Овощи, Печь, Питье, Поговорка, Подушка, Половой акт, Постель, Похоронный обряд, Праздники, Прозвище, Растения, Расчесывать, Ребенок, Роды, Свадебный обряд, Свеча, Свеча (обряд), Свинья, Святые, Семейные обряды, Скот, Тело человека, Травы, Хмель
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14028
14028
[Как можно было раньше повлиять на зачатие, чтобы точно забеременеть?] Да́же не зна́ю, не зна́ю. Говори́ли, что вот е́сли, как вот ра́ньше ба́бушка говори́ла, ну е́сли де́вочку на́до, то кладу́т, по-мо́ему, рассчёску, что ли, она́… а е́сли ма́льчика, то фура́жку ло́жили под поду́шку [смеётся]. [А когда?] Ну, в пе́рвую бра́чную ночь, наве́рное, я так ду́маю, что вот она́. Уже́ давно́ бы́ло, она́ расска́зывала, а так-то вот я… [Как детям говорили, откуда они появились?] Из капу́сты, как – отку́да? Как им объясни́шь? Э́то уже тепе́рь совреме́нные – бо́лее совреме́нные, а ра́ньше всех в капу́сте находи́ли дете́й. [А говорили, что есть душа у зародыша?] Коне́чно, как, ребёнок уже́ начина́ет – э́то уже́ ребёнок, ж… живо́е существо́, как к… существо́, человек живо́й появи́лся! Коне́чно. [Рассказывали, какое наказание ждет женщину за аборт?] Ну, Бог, говори́ли, что Бог нака́зывает, и всё, а так… как – наказа́ние, коне́чно, э́то, мне ка́жется, и же́нщина пережива́ет. Ну э́то уж ре́дко, каки́е, мне ка́жется, она́ и как и… все… вс… мне ка́жется, ка́ждый раз вспомина́ет, что вот: «Вдруг, вот, сде́лала, а вдруг, э́то вот был бы вот э́то, вот э́тот вот ребёнок», Шо – де́вочка или ма́льчик, вы же зна́ете, для же́нщины, как бы. Я сама́ так же вот ду́маю: «Вот сде́лала, а вдруг, вот, мо́жет быть, како́й-то ребёнок был?» Мо́жет, де́вочка была́, вот – два сы́на, ка́жется, вдруг бы де́вочка была бы. [Как избегали зачатия, если не хотели детей?] Ну, я зна́ю, что вот у нас как-то гвозди́ку па́рили, а в деревня́х – хмель па́рили. В пе́чку в ру́сскую хмель ста́вили – па́рили. [Первое что вы до хмеля сказали?] Гвозди́ка. Наста́ивали на спиртно́м гвозди́ку, де́лали, вот она́ стоя́ла, выпива́ли, пото́м вот хмель вот э́тот вот, я про хмель слы́шала. А бо́льше я не зна́ю ни про каки́е… [То есть это пили, чтобы не забеременеть?] Да. [У выкидыша тоже душа есть, да?] Да. Я вот сама́ в больни́це рабо́тала, у нас же́нщина родила́, ну, вы́кидыш у неё был. Акуше́рка то́же заверну́ла его́, что́… говори́т: «Валенти́на Оста́повна, вы́несите, пожа́луйста», – в газе́тку там, и я вот несу́, зна́ете, и он у меня́ – до сих пор вот тако́е вот чу́вство – я его́ несу́, вот… вот… су́дороги же, ож… вот, дёрнулся в руках – ой, мне да́же вот прям как-то не по себе – ну́жно идти́ бы́ло выбра́сывать всё э́то. Уже, наве́рное, ме́сяца… пять, наве́рное, бы́ло, вот так. Э́то бы сейча́с, мо́жет быть, вы́парили, а в то вре́мя-то как, где здесь, в дере́вне-то, куда́ сде́лаешь? [Бывало такое, что хоронили выкидыш?] Коне́чно! А куда́ его? Ра́ньше-то, коне́чно, э́то бы́ло. Коне́чно, хорони́ли. [А как хоронили?] Ну так же, как и… гро́бики ма́ленькие де́лали, и на кла́дбище уноси́ли. Так же, как обы́чные по́хороны проходи́ли. [То есть, люди приходили, и отпевали?] Коне́чно, да, коне́чно. Ну, отпева́ть – здесь не́кому бы́ло отпева́ть, что… мы, при вот, при мое́й – ско́лько я здесь живу́, не отпева́ли, потому́ что не́кому бы́ло. А це́рковь была́ – наве́рное, коне́чно, отпева́ли. До три́дцать седьмо́го раз здесь была́ це́рковь. […] [Как-то называли по-особенному женщину, у которой много детей?] Ну, мать-герои́ня вот у нас же здесь называ́ли, здесь… по-вся́кому, ра́зве, и… как у нас тут же́нщина одна́ сканда́лила с одно́й, и называ́ла её «порося́тница» [смеётся]. [Почему скандалила?] Ну, у них свои́, наве́рное, там каки́е-то бы́ли исто́рии, а она́ её называ́ла «порося́тница», раз дете́й мно́го. [Как-то объясняли то, что у кого-то много детей рождается, а у кого-то – никак?] Ну как, как гово…, как посло́вица: бе́дному – на дете́й, а бога́тому – на бога́тство, так же говори́тся? Так что… бе́дному – на дете́й, а бога́тому – на бога́тство. [Женщина, у которой нет детей, как называется?] Ну не зна́ю, и «пустоцве́том» называ́ли, вот я слы́шала как-то, здесь при разгово́рах с ба́ушками, мо́жет, как-то «Боɣ наказа́л», мо́жет быть и… Вся… вся́кие же разгово́ры бы́ли. [Можно как-то от бесплодия избавиться?] Ну от беспло́дия… ну, сейча́с-то – коне́чно, сейча́с-то мо́жно, а ра́ньше – не зна́ю. Ну, ходи́ли же к це… в це́рковь, вот, у нас же ико́на вот здесь вот стои́т, вам, мо́жет быть, расска́зывали, вы не́ были у Анны Полика́рповны-то? Она́ же, вот, расска́зывала, что у её до́чери не́ было о́чень до́лго дете́й, она́ вот пе́ред ико́ной попроси́ла – Богоро́дицу, и она́ забере́менела. [Что это за Богородица?] Ну, Свеча́-то, про Свечу́-то, да́, да. [Имеется в виду переходящая икона “Свеча” в Осиновке, которая в настоящее время хранится в доме у ШАП, чья дочь молилась перед ней о ребенке и забеременела – см. XXIIa-12.] Вот, на каки́е-то исто́чники же вот е́здили, проси́ли, же вот куда́-то же е́здили, обраща́лись. Мо́жет, ста́рцы каки́е-то вот здесь вот бы́ли, помога́ли. Мо́жет быть, э́то про́сто как совпаде́ние, но всё равно́ же, э́то, помога́ли. Так же, как и сейча́с е́здят, то́же. И купа́ются в исто́чниках, и про́сят кого́-то, и мо́лятся. У меня́ вот то́же не́ было о́чень до́лго дете́й. [Что вы делали, чтобы они появились?] Ну коне́чно, и лечи́лась, и проси́ла, что́бы родили́сь, и вот, родили́сь. И вот, родили́сь! [А у кого просили?] Ну, к Бо́женьке обраща́лась. [То есть, к каким-то святым?] Коне́чно, коне́чно, коне́чно, обраща́лась. [Помните, каких святых об этом надо просить?] Ну я вот как-то бо́льше обраща́лась к Богоро́дице, к Матро́нушке вот обраща́лась, что вот сама́… […] И к ико́не то́же вот к э́той вот же ходи́ла.