Характеристики текста
Год2023
СобирателиГДВ, СВИ
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодКАВ
Полf
Год рождения1952
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
XXIIa 18 доп
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Беременность, Богослужение, Болезнь, Брань, Время, Давать-брать, Дар, Деньги, Добро-зло, Жизнь-смерть, Запреты, Икона, Календарь, Кара, Ломать, Молиться, Молодой-старый, Над-под, Народное православие, Обет, Праздники, Пространство, Рождество, Свеча, Свеча (обряд), Святки, Священник, Сено, Скот, Скотоводство, Тайно, Угощение, Хлев, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14068
14068
[Соб.: Нам рассказывали, что в соседнем селе есть обряд, когда икону переносят.] Да, да, вот в Оси́новке, вот, ико́ну. […] Они́ там м… ма́ло вообще́ жи́телей. То́лько что вот приезжа́ет мно́ɣо, когда́ перено́сят ико́ну. И ка́ждый – они́ как хотя́т: «Кажется, мы вот ду́маем, что ся́дем под ико́ну – нам здоро́вья бо́льше бу́дет». Лю́ди вон прекло… Они в дом, быва́ют, что не хо́дят, а так вот – ждут. Мно́ɣо наро́ду, мно́ɣо о́чень да́же, когда́ ико́ну несу́т, а, ну, ико́на о́чень тяжёлая. Несу́т ико́ну и сидя… садя́тся под ико́ной, несу́т вот э́ту ико́ну че́рез ɣо́ловы всё и э́то. Они́… мы ɣовори́ли: «Е́сли вам не на́до, то отда́йте нам». Ну, вро́де, там они́ с… там тепе́рь то́лько четы́ре до́ма и но́сит. П… бо́льше нихто́ не хо́чет принима́ть. Там мале́нько бо́льше домо́в, ну – не хотя́т, молоды́е не хотя́т. И э́то… они́… вро́де всё, ɣов[орят]: «Забери́те». Но То́ня-буɣа́лтер гри́т: «На́те, пиши́те, что вы отка́зываетесь, что́бы докуме́нт у нас был». Ну, а там одна́ сказа́ла: «Нет». Она́ и не берёт ико́ну, и что не отдади́м. И вот и она́ оста́лась у них. Ну и, ну пусть, ну пусть, раз э́то и́хний пра́здник. [Почему многие не берут?] Не… молоды́е, не хотя́т. Э́то на́до… у нас пе́ред, э́то, седьмы́м на́до ве́чером – собира́ются у них там лю́ди – ну, они́ са́ми зна́ют, вам обря́д по… расска́жут. Собира́ются лю́ди – э́то каните́ль, э́то на́до уɣоще́ние. Пото́м перенесу́т э́ту ико́ну. Наро́ду сто́лько. Опя́ть их… и́хные ро́дственники, садя́тся опя́ть за стол, угоще́ние. То́лько вот таки́е в во́зрасте. Там четы́ре… Раз, два, три, четы́ре до́ма но́сят, три. [А как называется?] Оси́новка. [Соб.: Нет, тот день, когда делают это.] Рождество́, Рождество́ э́то Ису́са Христа́. [Как сам обряд называется?] Свеча́. [Свеча?] Свеча́. [Почему так называется?] А не зна́ю, э́то у них на́до у… свеча́, да. [Несут только икону или со свечой?] Да, нет, Свеча́. Они вот ра́ньше и ра́нешние как прозва́ли её как, Свечу́: «Вы́нос Свечи́». А мы уже́ в… раз ико́на э́то, мы ви́дим, что э́то ико́на, мы – «Вы́нос ико́ны». А э́то та́к-то называ́ли «Свеча́». [А икона тоже Рождества?] А и́кона «Воскресе́ние Христо́во» вообще́. [А почему так?] Они́ то́же вот э́ту ико́ну где́-то в под… Вот, на́ши расска́зывали, что то́же, когда́ разрушли́ли, пря́тали к… что́-то, вот кто́-то спря́тал, а пото́м уже́ ка́к-то и выноси́ть ста́ли из до́му в дом. И в Ело́вке, ɣоворя́т, была́ така́я же к… Не… не така́я – друɣа́я. Ту то́же выноси́ли. Там чё-то бы́стро не ста́ли выноси́ть. И не зна́ю. А э́ти, ви́дите, до сих по́р. И щас и молоды́е оста́лися, ну вон они́ уже́ молоды́е… в во́зрасте… а помоло́же уже́ не хотя́т, молодня́… молоды́е вон лю́ди не хотя́т бра́ть. [Вы каждый год ходите туда?] Ну, я ника́к не моɣу́. У меня́ лю́ди по́сле ико́ны там т… ой, по́сле Свечи́ э́той сюда́ прихо́дят, све́чи мне ста́вят. И я веду́ [службу (КАВ – глава местной православной общины, в отсутствие сященника читает молитвы в церкви)] ещё. У́тром что́-то мне на́до почита́ть, я ника́к. А вот когда́ не́ было, я… да, приходи́лось не́сколько раз то́же, когда́ ико́ну – сади́лись. [… – Через некоторое время разговор возвращается к той же теме.] [Раньше меньше людей приезжало?] Там мы б… то́лько вот д… с дере́вни, там прие́зжих не́ было, то́лько дереве́нские. Вот на́ши когда́ приду́т, а когда́ не при… не все́ ходи́ли, а то́лько ы́хные, дереве́нские бы́ли. [В какой момент стало так много народу приезжать?] Ну, я не зна́ю да́же. Э́то у и́х на́до спроси́ть. К… у ни́х… ра́ньше доро́ɣи же у на́с не́ было, то́лько до Ермако́в ещё ко́е-как авто́бус ходи́л. И вот у на́с ɣлава́ [сельской администрации, ОСА] и сказа́ла, что не… у… они́ нам когда́ хоте́ли свечу́ э́ту отда́ть, они ɣовори́т: «Нет, вы из-за́ Свечи́ бу́дете – вам доро́гу сде́лают. Не зна́ю, ста́ли лю́ди приезжа́ть, ста́ли де… ло́жить де́ньɣи. Вот не́которые прихо́дят же и как на поже́ртвование отда́ют тых де́нег. И во́т они́, мне ка́жется… не зна́ю. Ну и всё равно́ в ка́ждой сто́ит в ха́те и э́той… ну, то́же быва́ло, одна́ ба́бушка приняла́ ико́ну и умерла́. У меня́ э́тот, кото́рый… до́чка моя́ выходи́ла вза́муж, свёкр… то́же у них стоя́ла [икона], и свекро́вь так до́ма была́… […] а свёкр в э́том же ɣоду́, прям когда́ ико́на у них в до́ме, и у́мер он то́же. […] [Не говорили, почему так?] Чё у нас говори́ли, у нас уже́ чё ɣовори́ли, что… уже́ ико́на не ста́ла помоɣа́ть им. Что вот ра́ньше ка́к-то бо́лее… ну, лю́ди добре́е бы́ли, всё, а сейча́с вот чё-то уже́ два уже́ слу́чая бы́ло, что таки́х. [Это связано с тем, что люди другие стали?] С… ну, мы… так… э́то мн… на́ше мне́ние, у ка́ждого своё мне́ние, ну… […] [Икона живая, она может помогать, а может и перестать?] Коне́чно, коне́чно, мне ка́ж… у нас да́же вот, подожди́те, расскажу́. Вот э́та и… кото́рый сват у меня́ у́мер, ист… ико́на стоя́ла от сва́тьи, одна́ оста́лася, и… на́до выноси́ть ико́ну в одно́ вре́мя! Ну, её вон выноси́ли в де́вять часо́в что ли утра́, а тут одна́ пришла́: «Ой, да пуска́й…» – лю́ди прихо́дят, де́ньги ло́жат им. «Ой, да пусть ещё, у них тако́е ɣо́ре, пусть ещё поло́жат». Ну, и возьми́ эта́ ча́ша у них разлома́лася. Ико́на-то уже́ в… про́сится на… в друɣо́е ме́сто, а они́… вот подожди́ да подожди́. Во прям на глаза́х у всех чу́до бы́ло. Чё там разби́лось и́ли чё развали́лася с деньга́ми та ча́ша. Во есче́ мале́нько все лю́ди – дава́йте, дава… на у́лице же хо́лодно, лю́ди жду́т и в ва́ленках, и всо… и вот тогда́ то́лько. Ну, мы… в дере́вне так ду́маем, что э́то уже́ вре́мя переноси́ть, а вы всё ещё до́ма де́ржите. [Это было в доме, где умер человек?] Да, да. Э́то на второ́й… он ещё живо́й был. А, нет, нет, он уже́ у́мер, когда́ переноси́ли, да, его́ не́ было. Он у́мер во вре́мя… когда́ ещё она́ у них стоя́ла, да. [Они не хотели переносить, потому что им приносили деньги?] Ну, э́то мы́ уже так в дере́вне… мы… м… нельзя,\ пра́вда, суди́ть э́то… а мы уже́ так. […] Да зна́ете ещё, перебью́ вас. Ещё та́м же, зна́ете, у нас вот ти́хо, мы ж… а там же и мат на ма́те в до́ме. У… есть и матеря́тся, и б… и пья́нки, и ɣуля́нки. Э́то то́же ико́не с… посто́йка в тако́м… мне то́же э́то ка́жется непра́вильным. Есть и… хоро́шие лю́ди, а есть же вот там… у А́нны Полика́рповны там и сын пьёт, и мат на ма́те, и сноха́ там, и там вообще́ чу́ши. [И в этом доме тоже икона стояла?] Стоя́ла, ско́лько раз стоя́ла. Я и ɣоворю́, во заче́м во таки́м отдава́ть, ну раз их во́дют, ну раз мы… э́то ж то́же не на́до. [Не связывают ли потерю чудодейственных свойств иконы с тем, что много людей стало к ней приезжать?] Не зна́ю… […] ка́ждый хо́чет, наве́рное, за свои́х здоро́вье. И с ребяти́шками ведь ездю́т. Что во… один… одна́ сказа́ла, что, говори́т: «Вот моя́ до́чка…» – вот э́та вот, у кото́рой стоя́ла ико́на, говори́т… там интервью́ она́ дава́ла, что не бере́менела ско́лько лет, а побыла́… тут и на ико́не у меня́ побыла́, и у нас, когда́ ико́на, говори́т, стоя́ла, всё, забере́менела. Л… лю́ди вот так слы… вот у меня́ да́же племя́нник оди́н, говори́т, в Иши́ме одна́ не моɣла́ забере́менеть. До́лго жи́ли, не забере́… прие́хали, он привёз друзе́й свои́х, э́то друɣ, друзья́ ихние́. Привёз сюда́. Она́ уе́хала, ведь забере́менела. Уе́хала, и там и забере́менела. И вот так слу́хи иду́т, что она́ помоɣа́ет. Но в са́мом де́ле все ико́ны помоɣа́ют, любо́му помоли́сь, э́то во… коне́чно, помоɣа́ли. Ну, ве́рить на́до, помоɣа́ют. И вот и лю́ди приезжа́ют… приезжа́ют. Они́ да́же вот… я у… у одно́й спра́шивала: «Ну, а ле́том к вам?» Она́ говори́т: «А к кому́ в ɣо́сти приезжа́ют, прихо́дят, и мо́лятся, и преклоня́ются к ико́не». [Можно зайти в дом, где стоит икона?] Да, да. [Любой может зайти?] Да, да, любо́й, любо́й. [В вашей деревне были люди, которым помогала икона?] […] Ну, заболе́ют лю́ди, садя́т, ну, вро́де ещё ɣод прожи́л, мо́жет быть, и в са́мом де́ле. Мы наде́емся, что помоɣа́ет. Помоɣа́ем и ду́маем, что помоɣа… раз мы живём, мы… и мо́лимся, и про́сим, и ду́маем, что помоɣа́ет. [Под икону нужно встать, когда её из одного дома в другой переносят?] Да. Вот с одно́го до́ма перено́сят, садя́тся… как вот они́ садя́тся… вперёд, наве́рное, ико́ну… да, ɣолово́й вперёд. Они́ че́рез э́ти ɣо́ловы несу́т. По-мо́ему, так, да. [Дорогу устилают чем-то?] Доро́гу постила́ют, они́ вам расска́жут пото́м, се́но. Се́но. Специа́льно доро́жку постила́ют, и э́то… [Это сено потом забирают к себе?] А се́но куда́-то убира́ют. Ну, кто до се… берёт домо́й, кто… ра́ньше говори́ли, что, е́сли се́но э́то принесо́ш, на́до во дворы́, где скоти́на у кого́ ведётся, на́до во положи́ть туда́, что́бы… для скоти́ны хорошо́ бу́дет, и всё… и бра́ли лю́ди в паке́тиках и набира́ли, что… ну, не зна́ю. [Для скотины хорошо, потому что она здоровая будет?] Здоро́вая бу́дет, да, скоти́на. Для здоро́вья. […] [Когда несут икону, читают какие-то специальные молитвы?] Ну, мы… мо́жет, кто́-то и чита́ет, зна́ет, а кто́-то идёт про́сто, ничё не зна́ет, хоть посиди́т, ну там, мо́жет, в уме́ поду́мает, что «Бо́женька, дай ты, там, здоро́вья, мои́м де́ткам, мои́м те́м там», вот. Как бы не помоɣа́ет, коне́чно, всё помоɣа́ет ико́на, на́до ве́рить. Ведь ве́ришь, она́ и помоɣа́ет. А е́сли ве́рить не бу́дешь, она́ и коне́чно, никому́ не помо́жет.