[Что делают с ногтями у младенцев?] То́же обстрига́ешь и их э́то, в пе́чку.
[Обстригать можно было?] Обстрига́ть мо́жно бы́ло, да. Ну, ра́ньше обку́сывали, но… ну мы, я вот уже́, когда́ у меня́, я не по́мню, что́бы мне кто́-то обгрыза́л но́гти, мне, ви́дно, ма́ма уже́ то́же подстрига́ла
[…].
[А что с детскими волосами делали?] Ну вот, зна́ете, обы́чно в го… обы́чно до го́да, до го́да не стригу́т, не подстрига́ют. В год вот э́то, в год их подстрига́ют, и во́лосы, вот у меня́…
[И куда волосы девают?] Ну, вот пе́рвые во́лосы когда́ сострига́ют, они́ у меня́ вот до сих пор. Вот, до́чери со́рок пять лет бу́дет в ноябре́, и вот…
[Они у вас хранятся?] Да-да-да, нет, ей со́рок… да, со́рок пять бу́дет. И вот… Нам в про… э́то, нам в про́шлом году́ со́рок пять бы́ло, я всегда́… Мы с му́жем уже́ со́рок пять лет живём.
[Как стригли детям волосы?] Маши́нкой. Вот маши́нки-то вот как ти́па ручны́е, но сейча́с обы́чные э́ти, а тогда́ ручны́е маши́нки бы́ли, вот их… и́ми подстрига́ли. Но э́то была́ пробле́ма – подстри́чь. Как то́лько не завлека́ли, что то́лько… потому́ что ребёнок…
[Как завлекали?] А всё, вот чу́ть ли не пляса́ли пе́ред ним
[смеётся]. Вот, ну что́бы про́сто увле́чь че́м-то его́, отвле́чь от э́того, и вро́де и не бо́льно, а иногда́ – кто́-то споко́йно, кто́-то… у нас сыну́ля дък о-ой крича́л… пла́кал. Пото́м посмотре́л: «Я – ысый, я – ысый»
[имитирует детскую речь]. Всё, па́льцем на себя – ы́сый. И вот так, вот так вот.
[Как считалось, когда ребенок должен начать нормально говорить?] Ну, зна́ете, все де́ти по-разному, все… кто́-то ра́но, кто́-то вот да́же из вну́чек я из свои́х возьму́: у нас Маргари́та чуть попо́зже ста́ла говори́ть, ну она́ говори́ла, но э́то. А Ка́тя уже́ го… по́сле двух лет ста́ла
[…]. И вот, так что… Вот, и они́ все а вот мла́дшая, так та совсе́м ра́но начала́ у нас треща́ть, потому́ что…
[Может, её как-то называли из-за этого?] Коне́чно. То – ой, я всё: «Ну, за… залепета́ла, залепета́ла, лепету́нья». Вот так вот. Ну и всё, как, там уже́ как на своё, кого́ как. Вот Маргари́та – я всё её Ма́ргарет. Ну, а её пото́м ста́ли звать Маргари́та-Маргари́та, ой, Рита-Рита, а мы вот с де́душкой как привы́кли её – Маргари́та, и всё, она́ у нас всё – Маргари́та, Марго́, то эт… ну, э́то, всё. Маргари́точка, Маргари… а что, Маргари́тушка, Маргари́тушка, Ма… э́то, Ма́ргарет. Ка́тя у нас, у меня́ – Му́ха.
[Почему?] Катю́ша-Му́ша мы её. А я говорю: «Ты Катю… ты Катю́шка-Му́шка», а она говорит: «Я – му́ха, я – му́ха» – ма́ленькая. Вот, я… ну, э́то то́лько мы то́же с де́дом, в основно́м я ещё. И вот так, так их обы́чно. Вот, э́то. А О́ля, ой, я её, мы её вся́ко: э́ти девчо́нки ху́денькие, а э́та у нас – плю́шечка. И вот, и я и Плю́шечкой, и Лапоту́шечкой и как то́лько… Ну, как ба́бушка свои́х вну́ков, зна́ете.
[Грудных детей как-то по-особому называли?] Ну, зна́ете, ну как также, вот, ласково. И э́то, и по… то по и́мени, то ещё како́е-нибудь ласка́тельное – кто как, у кого́ где. Ну, кто́-то, где́-то, зна́ете, я, коне́чно, с э́тим не ста́лкивала́сь, но вот, ка́к-то их и называ́ли ра́ньше, вот, дете́й, когда́ вот они́ бы́ли ещё грудничка́ми ма́ленькими. Но я не зна́ю, я не скажу́. Я слы́шать – слы́шала, но уже́ сейча́с забы́ла, э́то когда́ бы́ло?
[Слово «грудничок» до какого возраста употребляется?] Ну вот, пока́, скоре́е всего, что вот, до го́да, наве́рное, девчо́нки, а пото́м уже…
[То есть, не зависит от кормления?] Да-да-да. Грудничо́к. Всё, и… Ещё, мо́жет, ча́ю?