[Про соседние сёла всё только хорошее говорят? Нет такого, что в каком-то селе живут плохие люди?] Нет, у нас нет тако́го. Быва́ет вот, как они́, ста́рове́ры там, и́ли ещё что́-то вот тако́е вот, там каки́е, не зна́ю. А у нас вот Оси́новка
[село в Викуловском районе Тюменской области, 3 километра от с. Ермаки] – э́то, ну, а там вы́ходцы и… вот, е́сли пойдёте, де́вочки, там вообще́ – там то́чно бу́льбаши, настоя́щие.
[Речь идет о самоходах – потомках переселенцев из Могилевской губернии, ныне Гомельской области Белоруссии, пришедших в Сибирь в конце XIX в. Их можно отличить по особому говору.] Там уже разгово́р: «Чаɣо́ табе́? Куды́ ты пошёл? Што табе́ на́до?» У меня́ там ма́мины двою́родные сёстры жи́ли: «А-ай-яй-яй, а я так раɣата́ла, а я так раɣата́ла!» Я пото́м, как тётя Та́ся э́та ушла, я говорю: «Мам, а что э́то тако́е?» Она говорит: «Смея́лась!» –
[смеётся] и всё. И вот, и у них таки́е мно́го там, вот Зо́я есть – Юрко́ва, так она́ то́же с пра́вой стороны́, она́ мо́жет порасска… вот, она́, мо́жет, что́-то то́же зна́ет.
[…] [ЗГН:] Ра́ньше, вот, дере́вни близлежа́щие, там ў ка́ждой дере́вне свой пра́здник. Вот, в Ело́вке вот, пе́ред Ермака́ми там, там на Покроў все с э́тих дереве́нь на Покро́в туда́.
[ЗВИ:] В Ело́вке.
[ЗГН:] Е́дут на теле́гах, а наза́д на саня́х на́до – снег выпада́л.
[ЗВИ одновременно:] Снег выпада́л.
[ЗГН:] Э́то всё вре́мя на Покров снег. В Оси́новке – на Рождество, а в Ермака́х…
[ЗВИ:] Мико́ла.
[ЗГН:] На Мико́лу.
[ЗВИ:] Никола́я Уго́дника – зи́мний. Мико́ла.
[ЗГН:] Тогда́ уже́ с тех дереве́нь сюда́ е́дут отмеча́ть э́тот пра́здник.
[А есть какие-то особенности празднования Рождества?] […] На Рождество́ там всегда́… пра́здник в Оси́новке
[село Викуловского района Тюменской области, в 3 км от с. Ермаки], и ико́ну передаю́т сосе́ду.
[В Осиновке проводится обряд Свеча, который заключается в том, что каждый год на Рождество икону Воскресение Христово переносят из одного дома в другой, где она стоит до следующего Рождества. Саму икону при этом и называют Свечой.] От сосе́да к сосе́ду идёт… вдоль дере́вни. По одно́й стороне́. И ка́ждый го́д-от к сосе́ду, он до́лжен встреча́ть госте́й и провожа́ть.
[А кто передаёт? Тот, у кого была икона, хозяева дома?] Да́.
[ЗВИ:] Вот ны́нче она́ стои́т, допу́стим, вот у То́ни. Вот так вот я про́сто вам говорю́, вот она́ у То́ни. И всё, и сейча́с она́ бу́эт… А в Оси́новке там то́лько две у́лицы и ответвле́ния. Э́то вот… оно́ идёт е́сли по ле́вой стороне́, идёт-идёт и туда́, в туда́ ответвле́ние, э́тот отро́сточек, там Куи́мовка
[название одного из концов с. Осиновка] была́.
[ЗГН говорит одновременно:] Ну э́то когда́ было.
[ЗВИ:] Ну э́то я… дак я вам про́сто говорю́. И пото́м да́льше э́то… выхо́дит из э́того отро́сточка и пошла́ да́льше вдо́ль дере́вни. Пото́м она́ раз в год то́лько перехо́дит, верне́е раз не то что в год, а раз перехо́дит, вот она́ дошлы́ до конца́ дере́вни, раз, перешла́, и пошло́ по э́той стороне́. Опя́ть дошла́ до конца́ и опя́ть та́к же. И вот там… бы́ли свои́ обы́чаи. Ве́чером… я сама́ с ба́бушкой ходи́ла туда́, ве́чером собира́лись бабу́льки, и они́ там пе́ли… ну и моли́лись, и всё. Всё, они́ там ничего́ не е́ли, ничего́ не пи́ли. А у́тром уже́ вот то́же они́ пи… по… помоли́лись, по… э́то, помоли́лись опя́ть же, всё, пришло́ вре́мя икону переноси́ть, вот то, что ве́чером приноси́ли там, отре́зы каки́е-то, де́нюжку там что́-то, э́то всё остава́лось у э́того хозя́ина, у кото́рого она́ простоя́ла год, а у́тром вот уже́ когда́ прихо́дят пе́ред вы́носом, ну кто́-то приезжа́ет, помоли́ться там, попроси́ть что́-то за ико́ну за э́ту, и э́то… у ико́ны верне́е, и пото́м – она́ намо́леная – и пото́м э́то вот всё собира́ют и несу́т уже́ в друго́й дом. И она́ вот опя́ть стои́т, и всё вот что бу́дет в тече́ние го́да приходи́ть, приноси́ть, э́то вот уже́ пото́м опя́ть оста́нется в э́том доме, и вот, и да́льше пошло́.
[Кто угодно может принять участие в переносе?] Кто уго́дно мо́жет прийти́ уча́с… приня́ть уча́стие, вот вы мо́жете подойти́, мо́жете све́чку заже́чь там пря́мо э́то, зна́ете. Кто́-то чего́-то попро́сит, а пото́м, когда́ выноси́ть начина́ют ико́ну, доро́гу соло́мой выстила́ют, вот от э́того до́ма до сле́дующего выстила́ют соло́мой, и вот ико́ну выно́сят, все на коле́ни па́дают, и стоя́т под э́то… и вот ико́ну пронесли́ над тобо́й…
[ЗГН говорит одновременно:] Вдвоём несу́т ико́ну…
[ЗВИ говорит одновременно:] Да, вот.
[ЗГН говорит одновременно:] А э́тот ручеёк с людьми́
[показывает руками].
[В середине?] Да, в середи́… он внизу́ остаётся.
[ЗВИ говорит одновременно:] Да, под э́т… под э́той ико́ной, и вот они́ с одно́й и с друго́й стороны́ ико́ну э́ту но́сят.
[А почему именно солома?] А вот не зна́ю, соло́мой всегда́. Соло́мой, ну щас где соло́ма, то се́но.
[ЗГН:] Щас се́ном, соло́мы нет
[смеется]. Ну да, и вот соло́мой, всегда́ соло́мой. Мо́жет, потому́ что на коле́ни приходи́лось встава́ть, не зна́ю, вот мо́жет и́з-за э́того…