[Когда заводили тесто на хлеб?] Мать де́лала всегда́ ве́чером.
[Вечером?] Ве́чером. Что́бы… потому́ что он… вот хлеб отлича́лся: был пре́сный хлеб, а у ма́тери всегда́ был ки́слый хлеб. И мы люби́ли вот ки́слый хлеб. Пре́сный – э́то вот он стои́т пя́ть-ше́сть часо́в и выпека́ли, он не успева́л закиса́ть. Но он та́к же… п… пы́шный, подъёмный, но вкус совсе́м друго́й. А ма́ть вот, она́ всегда́ заводи́ла с ве́чера, она́ говори́ла: «Ква́шне ну́жно двена́дцать часо́в отстоя́ть». Вот она́ замеша́ет э́то… ну, соль, горсть со́ли ло́жила, вот зна́ю, что вот она́ ко́вшиками тёплую во́ду налива́ла. Пото́м муку́ просе́ивали, пото́м проме́шивали… весёлка – ну, э́то деревя́нная вот лопа́точка, проме́шивали до густоты́. Ну, чуть… чтоб была́ чу́ть вот гу́ще, чем смета́на. И всё, накрыва́ли чи́стым полоте́нчиком и выста́ивали. Ну, вот закас… заква́ска остава́лась-то вот про́шлая. И всё, вот двена́дцать часо́в он выста́ивал. У́тром печь зата́пливали ру́сскую. Всё, фо́рмы гото́вили, их, зна́чит, сма́зывали жи́ром. И… и ра́ньше ж си́льно расти́тельного ма́сла… пото́м… пото́м уже́ пошло́ расти́тельное, а ра́ньше жир вот выта́пливали, когда́ забива́ли поросёнка и внутряно́й жир выта́пливали. И им сма́зывали э́ти фо́рмы. Ну, вот… и пото́м выкла́дывали фо́рмы, в фо́рмах он до́лжен постоя́ть. До п… до сере… до полови́ны фо́рмы налива́ют. Налива́ют – вот он тако́й вот до́лжен быть… с… консисте́нции, что вот она́ льётся, кастрю́лю нагиба́ешь, оно́ льётся, э́той лопа́точкой ско́лько на́до раз – отсёк. Должно́ полови́на фо́рмы быть, потому́ что хорошо́ поднима́ется. Подня́лся и всё, и в пе́чку. У́гли загреба́ют и в печь.
[На поду пекли?] Кон… нет, фо́рмы. А у́гли – да, выгреба́ют. Не на угля́х. У́гли выгреба́ют из ру́сской пе́чки и всё. И пото́м са́дят. Са́дят называе́тся. Са́дят печь… ой, са́дят хлеб в печь. Так говори́ли – са́дят.
[Были ли какие-то запреты во время приготовления хлеба?] Ну, что э́то говори́ли… что упадёт, да ничё ему́ не сде́лается, он во́зле пе́чки стоя́л, а квашня́ дак… Же́нщинам нельзя́ бы́ло хлеб заводи́ть в определённые дни.
[Во время месячных?] Да.
[Почему?] Ну, с… сыро́й хлеб получа́лся.
[Что делали в такой ситуации? Дети помогали?] Ну, мо́жет, супру́ги да́же, да.
[Можно ли готовый хлеб переворачивать коркой вниз?] Нет, ко́ркой не в э́то… нельзя́, он смина́лся. Зна́ете, как фо́рму… вот фо́рму… во рассти́лали вот та́к вот на стол полоте́нце и из фо́рмы выкола́чивали э́тот потихо́нку хлеб
[показывает, как стучит перевёрнутой на 90 градусов формой по столу, чтобы хлеб медленно вылезал, ложась боком]. Бо́ком, бо́ком. Вот пря́мо вот та́к вот его́, коло́тят фо́рму об э́то… об полоте́нчико, и он… он выхо́дит, аɣа́.
[Он выходит так, как стоит изначально?] Выхо́дит бо́ком, бо́ком. Бо́ком, он не стоит, а бо́ком выхо́дит. Она́ же вот та́к вот пло́ская, бо́ком выхо́дит. И пото́м его́ же ста́вят. Но на ко́рочку нет, не выкла́дывают. Пото́м накрыва́ют. Сма́зывают ко́рочку води́чкой, чтоб она́ мя́гкой была́ и накрыва́ют полоте́нцем.