Характеристики текста
Год2023
СобирателиАБМ, ГДВ
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Осиновка
Информанты
Данные об инф.
КодШЕА
Полf
Год рождения1986
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
XXIIa 18 доп
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Беременность, Богослужение, Верх-низ, Война, Время, Год, Головные уборы, Давать-брать, Деньги, Дом, Дорога, Еда, Женщина, Жертва, Жесты, Забор, Запреты, Зерно, Зима, Икона, Календарь, Канун, Крест, Курица, Меморат, Милостыня, Молиться, Над-под, Народное православие, Новый-старый, Обет, Одежда, Пение, Пища, Платок, Подпол, Полотенце, Посуда, Праздники, Предания, Пространство, Птицы, Пшеница, Родство, Рождество, Свеча, Свеча (обряд), Святки, Семь, Сено, Сидеть, Скот, Сочельник, Трапеза ритуальная, Украшать, Устная история, Утварь, Хлеб, Церковь, Число, Штаны
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14139
14139
[В Осиновке проводится обряд Свеча, который заключается в том, что каждый год на Рождество икону Воскресение Христово переносят из одного дома в другой, где она стоит до следующего Рождества. Саму икону при этом и называют Свечой. Дом, в котором находится икона, на это время становится открытым для посещения для любого желающего. В доме ШАП, свекрови ШЕА, Свеча находится с Рождества 2023 г. На иконе размером примерно 20х30 см. изображено Воскресение Христово, на клеймах изображены Двунадесятые праздники. Икона помещена в киот с открывающимися створками, к которым прикреплены другие иконы: на левой створке типографские иконы начала XX в. (одна – 1907 г.) Богородицы Троеручицы, Богородицы Неопалимая Купина и между ними маленький образ Сергия Радонежского приблизительно 1970-х гг. На правой створке две иконы типографские Господа Вседержителя начала XX в. и симметрично левой створке между ними висит небольшой образ Сергия Радонежского. Все иконы украшены фольгой, фантиками от конфет и искусственными цветами. Снизу в киот встроен деревянный ящик, где хранятся сгоревшие свечи. Ящик снаружи закрыт салфеткой с изображением новогодних украшений. В верхней части киот завершается треугольным фронтоном, завешенным салфеткой с вышивкой бисером, а на киоте сверху лежит несколько полотенец. Все это стоит на столе, покрытом цветастой клеенкой и поставленном в красный угол. Рядом с иконой на столе располагается коробка из-под конфет, в которой находятся новые свечи. В этой же коробке за створкой киота, почти незаметная, стоит черно-белая фотография в рамке, изображающая голову женщины в платке. Перед столом поставлена табуретка, на котором помещён обернутый фольгой, а поверх нее вышитым полотенцем цилиндрический сосуд с зерном. В зерно воткнуты огарки свечей. См. фото Svecha-Osinovka-ShAP-01 – 23; Svecha-Osinovka-ShAP-svechi-01 – 04. Соб.: Зерно остаётся с того момента, как Свечу переносят?] Да, да. [Когда вместе со свечкой несут его?] Да, да, вме́сте со све́чками, вме́сте с пшени́цей. [Это пшеница?] Да, э́то пшеница. [Пшеницу вы меняете?] Ну да. [Когда уносят из дома икону?] Да, мы уже́ э́ту высыпа́ем, а другу́ю насыпа́ем – све́жую. [В принимающем или отдающем икону доме насыпают пшеницу?] Ну, мо́гут те насы́пать, мо́жем мы. [Куда девают старую пшеницу?] Ну, куря́м. [Курям?] Уɣу́. [Украшение на иконе каждый год заново делают, или оно сохраняется?] Да, так… Так и остаё… так и… как оно и е́сть, да. [Как устроен обряд?] Ну, я, в… в при́нципе, я не зна́ю, нет. [Вы участвуете в обряде?] Ну, быва́ет. [Вы же ее принимали, приносили в дом?] Ну, в… в основно́м, принима́ет свекро́вь моя́, вот. Та́к что. Ши́бко я тако́го ничё не зна́ю. […– Через некоторое время разговор возвращается к той же теме.] [Полотенце на Свече вы повесили, или так и оно и висело при перенесении?] Кото́рое? [Соб.: Которое снизу закрывает киот.] А, кото́рое… вот э́та шту́чка закры́та. Вот э́то вот, да? Э́то тут так и бы́ло. Э́то, вида́ть, кто́-то из… там по… покло́… поло́жили. [Откуда сверху полотенца?] Ну, э́то вот, кто приезжа́ет к ико́не. И вот как – ми́лостинка, и́ли как она́ называ́тся. Вот они́ кладу́т. [Приносят в день переноса иконы?] Почему́? Они́ в любо́й день приезжа́ют, вот. [Много приезжает людей в течение года?] Ну, быва́ет, ну… [Столик, на котором стоит Свеча, здесь был, или его специально поставили?] Не, почему́ – са́ми его́ ста́вим. [Специально поставили?] Уɣу́. [Свечки здесь откуда?] Све́чки мы са́ми покупа́ем. [Которые горят, эти свечи вы тоже ставите?] Ну, поче… – вот лю́ди приезжа́ют, они́ их ста́вят. Когда́ мно́го нако́пится, мы их собира́ем, туды́ в я́щик кладём, пото́м в це́рковь уво́зим. [Старые?] Да-да, ста́рые. [Там, под иконой, находится ящик?] Да, там я́щик. [Блестящее украшение вокруг иконы давно сделали?] Ну да, э́то, наве́рно, как её ре… реставри́ровали, наве́рно, когда́ де́лали, и, наве́рно, вот э́то вот всё сде́лали, укра́сили и… [Не знаете, откуда взялась икона?] Я да́же не зна́ю. Ну зна́ю, что её вот э́та вот же́нщина, в войну́ что э́то спря́тала у себя́ в по́дполе или где́ там, вот [достает из-за створки киота фотографию – см. фото Svecha-Osinovka-ShAP-04 и Svecha-Osinovka-ShAP-Prokopcova-01 – 06]. Ну э́то ба́бушка про неё зна́ет – я не зна́ю, зна́ю, что вот э́та вот же́нщина спря́тала её. [Откуда эта фотография?] Ну, наве́рно, из архи́ва где́-то нашли́. Мо́же, в музе́е или где́ она́ была́. [Это не фотография вашей родственницы?] Нет, нет, э́то не ро́дственница. [Соб.: Она стоит здесь, потому что?..] [ШЕА перебивает:] Да, что́ вот она́ к э́той ико… ико́ну что вот спасла́ она́. [И фотографию потом понесут в другой дом?] Да, вме́сте с ико́ной э́ту вот фотографию перено́сят. [Остальные иконы это уже ваши?] Да, э́то уже на́ши, э́то уже́ наши. [Соб.: Там позади икона ещё украшена чем-то.] А, та, за́дняя са́мая? [Соб.: Да.] Ну э́то там э́тим – мишуро́й обде́лана она́. [Для чего это украшение?] Ну, про́сто так заде́лали, чтоб мале́нько краси́во стоя́ла. [Если Свеча переносится, то иконы в углу всё время стоят там?] Да, уɣу́. Остальны́е здесь, да. [Свечки привозите из Викулова?] Ну, да, в Ви́кулово в це́ркви покупа́ем. [Когда происходит перенос? В Рождество?] Да, с… седьмо́го, седь… да, седьмо́го января́, да, до десяти́ часо́в перено́сят. [До десяти?] Да. [Откуда её сейчас к вам принесли?] Вот щас к нам пришло́ от И́ры Юрко́вой [ЮИВ]. Э́то вон то́т зелёный дом – отту́дова перенесли́ к нам. [Зелёный дом на той стороне?] Да, э́то вот на то́й стороне́, да. [Через дорогу?] Да-да. А вот ны́нче мы бу́дем переноси́ть – э́то вот сюда́, по сосе́дству. [В жёлтый дом?] Да-да, в э́тот жёлтый дом. [Когда решается, куда переносить икону? Сразу вы знаете, что будете брать?] Да, мы сь… [Вы берёте и знаете, кто будет потом брать?] Да, да, да, что они́ бу́дут брать. Тут вот четы́ре до́ма берём. [Всего тут сейчас четыре дома берут?] Да, вот в на́шем краю́ здесь вот берёт вот э́та вот И́ра, баба Зо́я [ЮЗП], тёть Ли́да и мы́, вот. В тот край она́ уже́ не хо́дит. [Почему в тот край не ходит?] Ну, потому́… ну там е́сть, но они́ не беру́т. [То есть она часто теперь сюда приходит?] Да, че́рез три го́да, счита́ется, что она́ прихо́дит к нам. [Соб.: Нам рассказывали, что икону хотели отдать в Никольскую церковь в Ермаках, но кто-то один решил не отдавать.] Ну, э́то на́до где́-то здесь спра́шивать, не зна́ю да́же. Да мо́же, ба́ба Зоя, мо́же, реши́ла, что не отдава́ть. Я не зна́ю да́же. [Кто несёт икону?] Ну, мы ны́нче бу́дем носить: мой супру́г и де́верь. Вот они́ понесу́т. Ну там помога́ют – она́ о́чень тяжёлая, да, и что они́ там меня́ются. [Из-за того, что люди приезжают, ведь долго её нести?] Да, лю́ди приезжа́ют с утра́, седьмо́го. Ну, в часов ше́сть они́ уже ту́т вот. Се́но сте́лим мы за э́той, за огра́дой. И вот на э́то се́но они́ садя́тся, беру́т пото́м э́то се́но домо́й, скоти́не. [Скотине?] Да, разбира́ют. [Как садятся?] На коле́нки, да, да. [Над ними надо пронести?] Над… да, чтоб она́ э́то, над ни́ми прошла́, вот. [Несут двое?] Да, ну они́ где по два́, где по три́ е́сли садя́тся, то они́ прохо́дят че́рез неё, что́бы им ле́гче бы́ло им проноси́ть. [Сено бросают от дома до дома?] Да, да. [И по участку тоже?] Да, ну да вот та́к вот, доро́гу вот. От да вот так вот доро́жку сте́лим, вот. [Сколько занимает времени перенести икону?] Ну, по-ра́зному. Мо́же, с час там э́то хо́дят, потому́ шо е́сли наро́ду о́чень мно́го, то тогда́ с час, бо́льше ча́са ухо́дит, вот. [Сено сразу разбирают?] Да, разбира́ют. Ну, мо́же, где како́й клочо́к-то остаётся. [Приезжают только свои?] Не, почему́ – приезжа́ют отовсю́ду. [Отовсюду?] Да, да, да. У на́с да́же оди́н раз с Сургу́та бы́ли и вот с то́й стороны́, с Москвы́ бы́ли – отовсю́ду бы́ли, мно́го наро́ду бы́ло, вот. [Стол готовят?] Да, шесто́го вот ны́нче бу́дем мы стол готов\ить. Ну, приду́т сосе́дки, там, ро́дственники приезжа́ют. Вот, а те, кто уже́ при́мут, они седьмо́го де́лают стол. [Стол делается только для своих?] Ну да, э́то кото́рые принима́ют – для свои́х, а шесто́го – там для все́х, ну. [Шестого вся деревня может?] Да, да, да. Да. [Седьмого только для своих?] То́лько вот кото́рые принима́ть бу́дут. Там они́ уже́ для свои́х то́лько де́лают. [Какие-то специальные блюда готовят?] Нет, почему́. Всё, что э́то, всё, что в магази́не, мо́жно сказа́ть. И всё, что до́ма. [Постная ли, непостная пища подаётся, уже не важно?] Ну, не зна́ю. Наве́рно, они́ уже́ э́то вот, не соблюда́ют, я ду́маю так. [Во время трапезы при переносе к иконе приносят какие-нибудь подарки?] Ну вот они́ е́сли шесто́го прихо́дят вот за сто́л, они́ несу́т полоте́нцы, де́ньги несу́т – таку́ю, ну вот там вс… всё чт… что у них е́сть, я ду́маю так. Вот. [Угощение не несут?] Да, в полоте́нце, да с… и́ли салфе́тку там куда́. Вот та́к, да. [И всё, да? Какую-нибудь одежду тоже не приносят?] Уɣу́. Нет, тако́го ни ра́зу не ви́дела. [Хлеб или печенье могут?] Ну, вот тако́е быва́ет, что прино́сят, да. [Ткань не приносят никакую?] Ну, ск… материа́л, что он бы́л. А прино́сят, да. [Вы не делаете новое какое-то украшение каждый год?] Ну, а тот… в том году́ де́лала Зо́я Петро́вна [ЮЗП], вот. Тот ора́нжевый дом, вот э́то вот они́ всё меня́ли, потому́ что тут вот мале́нько попо́ртилось, и вот они́ за́ново э́то ста́рые поснима́ли. Вида́ть, они́ уже́ всё. И вот но́вые мале́нько прицепи́ли. [Вы тоже будете смотреть, чтобы если что что-нибудь подделать?] Да, да. [Полностью украшения не снимают и заново не делают?] Нет. [Икона кому-нибудь помогала?] Ну, к… Ну, вот кото́рые вот приезжа́ли, грит: «Мы у вас бы́ли уже́, что вот на́м помогло́». Да, быва́ло тако́е. [Это были посторонние люди?] Да. Ну вот почему́ посторо́нние? У на́с вот Зо́я, вот ма́мина [свекрови, ШАП] дочь. Она́ вот до́лго не могла́ забере́менеть и вот пото́м сходи́ла под ико́ну и вот родила́ Ста́сика, вот. Семь ле́т не могла́ она́ забере́менеть, вот. [Это золовка ваша?] Уɣу́, да, уɣу́. [Не замечали, что свечи по-разному горят?] Ну, они́ быва́ет, что и треща́т, быва́ет, что и ту́хнут. И что ого́нь – то большо́е пла́мя, то поме́ньше пла́мя. [Это что-то значит?] Ну, вида́ть, зна́чит, чё-то э́то серьёзное чё-то зна́чит у кого́ так. [Чего-то нужно ждать?] Да, уɣу́. [Не имеет значения, сколько там свечей?] Нет. [Что за посуда, в которой находится зерно со свечами?] Да, э́то про́сто кастру́ля, обделанная э́той. [Обычная?] Да, про́сто обде́лана фольго́й и материа́лом. [Пшеница доверху насыпается?] Да, да, она́ по́лная пшени́цы. [Икона в последнее время не стала реже помогать людям?] Нет, не зна́ю да́же так. […] [Пели ли какие-то песни при переносе Свечи?] Ну да, ра́ньше пе́ли. А щас, вида́ть, распа́лся мале́нько э́тот коллекти́в. [Этот коллектив приходил петь?] Да, «Россия́ночка» там, ещё «Око́лица» [фольклорный коллектив из Тюменского р-на], что́ ли, бы́ли, что они́ приходи́ли и пе́ли. [Вы не застали этого уже?] Почему́? Я заста́ла их. Они́ вот когда́ ико́ну несу́т, они́ по у́лице иду́т и пою́т. [Не помните, что они пели?] Ох, да́же нет. [Может быть, помните, о чем были примерно пели?] Ну, вида́ть каки́е-то про це́рковь чё-то пою́т, мо́жет, чё про ико́ну. [Это скорее песни или молитвы?] Ну, они́ пе́сни, скоре́е всего́, пою́т. Они́ вот и в до́м заходи́ли пе́ли ка́к-то го́да через три́, у на́с когда́ она́ была́. Они́ у на́с тут пе́ли, пото́м от на́с, как… к на́м приноси́ли – то́же они́ шли с ико́ной и пе́ли, вот. [В дом, в котором стоит икона, может любой зайти?] Да. [Как в церковь?] Да, да, да. [Есть какие-то правила, как нужно себя вести, когда приходишь к иконе? Может быть, как-то нужно перекреститься особо?] Ну да, они́ вот з… захо́дят, кре́стятся, пото́м чита́ют свои́ моли́твы там пр… з… за чё они про́сят, за чё зажига́ют све́чку, вот. [Можно ли к иконе поворачиваться спиной?] Ну, тако́го я не слы́шала. Не зна́ю да́же. [Как нужно одеваться?] Ну они все́ прихо́дят в плато́чках, в ю́бочках, что в штана́х не прихо́дят – тако́го ни ра́зу не ви́дела. Что как в це́рковь иду́т, что вот э́то – так и сюда́.