[ВНИ проводит экскурсию по музею в ДК с. Ермаки, показывает коллекцию вышитых полотенец с акцентом на то, что это продолжение белорусской традиции (Ермаки основали выходцы из Могилёвской губернии).] Вот э́ти вот рушники́, которые вися́т вот, льняны́е рушники́ вот – они́ здесь выра́щивали лён. Они́ его пря́ли, мочи́ли, тка́ли, и вот э́то вот их орна́менты – кра́сно-чёрный-бе́лый – э́то орна́менты белору́сов. Они́ вышива́ли рушники́, но рушники́ они́ вышива́ли, ка́к сказа́ть, по ка́ждому слу́чаю: роди́лся ребёнок – вы́шили рушни́к. Испо́лнилось ребёнку совершенноле́тие, четы́рнадцать – вы́шили ему́ рушни́к. Зате́м жени́лся – вы́шили ему сва́дебный рушни́к. Зате́м появи́лся кто́-то у них в семье́, де́ти, – то́же ка́ждому повыши… вышива́ли. И когда умира́л челове́к – ему то́же вышива́ли и завя́зывали на кла́дбище на крест. То есть рушники́ со…
[Соб. перебивает: На крест вешали новый рушник?] Да. Рушники́ сопровожда́ли их ка́к бы… всю жи́знь. Обрати́ть внима́ние ну́жно, что… ну, они́ по два́ есть, по три ме́тра есть рушники́. У них то́лько края́ вы́шитые, про́швой обде́ланные там, и они са́ми обвя́зывали, а среди́на практи́чески вся пуста́я. Она чи́стая, она́ не вышива́лась. Э́то счита́лось, что доро́га, по которой иду́т они – вот вы́шитый, например, рушни́к на сва́дьбу – посреди́не доро́га, Бог открыва́ет доро́гу им, и они́ по э́той доро́ге должны́ пройти́, она́ должна́ быть чи́стая. Поэ́тому вот вышива́лись так.
[На похороны если вышивали рушник, то вешали на крест?] Да.
[А что делали с рушником, приготовленным на рождение?] Крести́ть его… крести́ли. Э́тим рушнико́м его́…
[Принимали?] Коне́чно, коне́чно.
[А на свадьбу?] А на сва́дьбу – выноси́ли хлеб. Роди́тели выноси́ли хлеб… Ну, ка́к обы́чно выно́сят: кто бо́льше отку́сит, кто хозя́ин в до́ме бу́дет. Хлеб – обяза́тельно на вы́шитый рушни́к.
[Называли просто «хлеб»?] Ну, «сва́дебный карава́й» называ́ется. Но его стря́пали са́… са́ми стря́п… стря́пали, и выноси́ла мать – в како́… в како́й избе́ они бу́дут жить – вот встреча́ла мать вот с э́тим рушнико́м.
[Женихова мать?] Женихо́ва, да. У жениха́ же обы́чно живу́т, неве́ста идёт к жениху́.
[Все эти рушники здешние?] Да, да. Ну, пото́м уже вы́шивки – вот те́ вы́шивки, и доро́жки вышива́ли, вот те́ вот вы́шивки уже́ иду́т
[показывает на цветы, вышитые гладью, см. фото Museum-VNI-Ermaki-09] мале́нько посовреме́ннее, там уже добавля́ли цветы́ кра́сные там, а в основно́м-то вышива́ли ром… ро́мбы. Вот э́то вот вы́шитый рушник – де́рево
[вышивка представляет собой вазу, в которой растение с семью цветками, вышито квадратиками, см. фото Museum-VNI-Ermaki-03] – э́то де́рево семе́йное, то́ есть сколько чле́нов семьи́ в до́ме, и ва́за специа́льная, и в э́той ва́зе ка́к бы идёт благода́ть всем чле́нам семьи́.
[…] [Почему вы сказали, что рушник на совершеннолетие дарят в 14 лет?] Ну… в четы́рнадцать сейча́с… Э́то сейча́с, потому́ что па́спорт в четы́рнадцать получа́ют.
[Поэтому?] Поэ́тому, ну.
[А раньше?] В восемна́дцать.
[Из-за паспорта?] Ну, па́спорт же ра́ньше в восемна… семна́дцать… в восемна́дцать дава́ли, ну.
[То есть по паспорту?] Ну.
[Что с ним делал тот, кто получил?] Ну, ка… он счита́лся ка́к бы его́, он умыва́лся. Умыва́лся э́тим рушнико́м ка́ждое у́тро.
[Их использовали как полотенца?] Есть вот ещё… Да, коне́чно. Есть… о́н же не про́сто лежа́л у них, а его́ испо́льзовали.