Характеристики текста
Год2023
СобирателиАБМ, ОМС, ОМС, ПАА, ЮВК, ЮВК
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодВНИ
Полf
Год рождения1966
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
IIIa 12 а Как назывались общие для всех умерших поминальные дни (родительские дни, поминальницы, Радуница - Пасха мертвых и т.д.)? Запрещалось ли в эти дни мыться в бане, мыть дом? Почему (родителям глаза грязью зальешь)?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
Ключевые слова
Береза, Венок, Время, Головные уборы, Дерево, Деревце обрядовое, Дни, Дни недели, Дом, Запреты, Календарь, Кладбище, Могила, Пища, Поминальные дни, Поминки, Предки, Пространство, Растения, Семейные обряды, Скатерть, Сласти, Стол, Суббота, Троица, Угощение, Утварь, Ходить, Цветы, Церковь, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14165
14165
[В какие дни принято ходить поминать?] Ну, мы хо… ка́к бы в роди́тельский день хо́дим все, обяза́тельно э́то в роди́тельский день. А на Тро́ицу приезжа́ют де́ти, которые не мо́гут прие́хать на роди́тельский день из городо́в, например, к роди́телям сюда́, к ба́бушкам – они́ е́дут в Тро́ицу. Ну, ка́к бы я́ вот, например, сторо́нник того́, чтобы в Тро́ицу, и́менно в Тро́ицу, не ходи́ли, а вот в суббо́ту в Тро́ицкую, но на́ших люде́й не переина́чить. [Родительский день один перед Троицей или их несколько?] Пе́ред Тро́ицей роди́тельский день. [Один?] Оди́н. [Главный день – суббота перед Троицей?] Да, да. [На Троицу зелень домой приносят?] Ну, ка́к бы у нас не прино́сят домо́й, вот це́рковь устила́ют там всё и берёзки ста́вят, а у нас ка́к бы домо́й не прино́сят. Но мы… мы́ вот… ка́к бы в до́ме культу́ры [ВНИ – заведующая домом культуры, организатор празднования Ивана Купалы] у меня́ была́ така́я мечта́ – возобнови́ть э́тот пра́здник, как Ива́н Купа́ла здесь. Мы всё уме́ем, всё зна́ем, но возобнови́ть ника́к не получа́ется: они́ в Тро́ицу иду́т все на кла́дбище. Ну, ника́к их не э́то. Ну, мы зна́ем э́тот обря́д, ка́к он де́лается, что… ника́к. [На кладбище носят березку?] Нет. Но́сят… пи́щу, я́ства, которые венки́ несу́т, кто цветы́ несёт вот та́к. Но перед э́тим иду́т чи́стят, убира́ют кла́дбище, ска́шивают там траву́, убира́ют цветы́ нену́жные, а пото́м уже, у́тром, всё све́жее. [Пищу раскладывают на столики или на могилу?] У кого́ сто́лики, кто на моги́лу ло́жит, подстила́ет что-то, да. ну, э́то, коне́чно… [Рушники?] Да, э́то белору́сское, расстила́ют они́ не рушники́, а щас ска́терти, прино́сят ска́терти, расстила́ют и… и ста́вят. А сейча́с уже бо́льше, коне́чно, уже к совреме́нности, они́ ста́вят сто́лики, ла́вочки и ка́к бы сидя́т за стола́ми помина́ют. Но перед э́тим разнесу́т, поло́ж… поло́жат что́-то на ка́ждую моги́лку: там конфе́ты, пече́нье, что́ там, я́йца. [Скатерть специальная?] Нет, щас любу́ю но́сят.