Характеристики текста
Год2023
СобирателиАБМ, ГАК, ОМС, ОМС
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Викулово
Информанты
Данные об инф.
КодМВД
Полf
Год рождения1942
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
XXIIa 18 доп
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Богослужение, Вера, Время, Дорога, Запреты, Икона, Календарь, Купля-продажа, Ломать, Меморат, Народ, Народное православие, Начало, Обет, Праздники, Прозвище, Пространство, Родство, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Сосед, Супруги, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14180
14180
[Запись встречи в викуловском РДК с основательницей ансамбля «Вячорки» В. Д. Михиенко, уроженкой с. Ермаки. Ранее МВД рассказывала о переходящей иконе Свеча в Осиновке и связанном с ней обряде перенесения, когда ее раз в год на Рождество торжественно переносят из дома, где она хранится, в другой, где она будет стоять следующий год – см. XXIIa-12, 18 доп. В контексте рассуждений о том, что в советское время никто не запрещал молиться и держать в доме иконы, а в упадке веры виноваты сами люди, возвращается к теме.] Вам, наве́рно, рассказа́ли исто́рию про ико́ну, что вот когда́ о́чередь дошла́ до бригади́ра Петра Ива́ныча Шарай\кина, что ему́… он коммуни́ст был, и о́чередь в дере́вне [ожидающих возможности принять Свечу в своем доме] оɣро́мная была́. И им принесли́… у сосе́дей стои́т ико́на и следущ… и к йи́м [икону переносили по порядку по одной стороне улицы, потом по другой], и он жене́ г… сказа́л, что «аɣа́, я коммуни́ст, да меня́ вро́де того́ что…» – что нельзя́ к ему́ э́ту ико́ну нести́. Жена́ сказа́ла: «Зна́чит, нельзя́ – иди́ в д… в друго́й куда́-то, вро́де… а я приму́ э́ту ико́ну». Ну, и что́бы ему́ не… вро́де позвони́ли пе́рвому секретарю́ райко́ма па́ртии, Станисла́ву Матве́ичу Хлы́нову, и ɣоворя́т: вот така́я исто́рия. А он им отве́тил: «Не на́ми э́то заведено́ – не нам э́то прекраща́ть». Всё! Э́то вот ито… исто́рия-то пошла́ – не выходи́ла све́рху, чтоб кто́-то запрети́л ему́, а исто́рия – про́сто челове́к подстрахова́лся. Ска́жут – аɣа́, вот… он и бригади́ром, всю жизнь бригади́ром в Оси́новке рабо́тал. Я как бу́дто сего́дня там ещё ила́, я всё объяс… а то поколе́ние тем бо́лее. Вот. И нихто́ не запреща́л э́ту ико́ну переноси́ть, нихто́ не запреща́л. Да, что в три́дцать седьмо́м разɣра́били це́рьков – э́то, вы зна́ете, э́то бы́ло повсеме́стно. […] [В Осиновке рассказывают, что эту икону спасли из разрушенной церкви, но она не похожа на храмовую похожа на домашнюю – откуда она взялась?] Она́ на дома́шнюю похо́жа, и, вы зна́ете, я… В де́тстве, по́мню, что у де́да жена́ была́… Ну, её ро́дственники в Оси́новке жи́ли, бы́ли таки́е Ковалько́вы. И я не зна́ю, их тепе́рь уже [нет в живых] – э́то моё де́тство – и вот тогда́ информа́ция, когда́ вот ста́ли интересова́ться, и мно́го ведь исто́рий: хто говори́т, из це́ркви, то говоря́т, ку… э́то, ɣде́-то привезли́ из Белору́ссии вро́де везли [жители Осиновки и Ермаков – потомки самоходов, переселенцев из Могилевской губернии], кто́-то говори́т, купи́ли. И вот э́та исто́рия, что вот э́тот Ковалько́в купи́л у кого́-то в О́мской о́бласти, вот там дере́вни за Оси́новкой [Осиновка расположена в 10–15 км от современной границы Тюменской и Омской областей] бы́ли О́мской о́бласти, уже́ пото́м ни присоедини́лись, которые по э́ту сто́рону Иши́ма-реки́, к нам. [Резанова?] Реза́нова, Колмако́ва, Бодаго́ва [располагались примерно в 10 км. к северо-западу от Ермаков, ныне не существуют] – там три дере́вни вот э́ти были, вот, ну там все́ они́ называ́ю… называ́лись челдо́нами, вот, у нас бы́ли там самохо́ды, вя́тские – Битьёва [расселённая в 1970-х деревня в 9 км. к северу от Ермаков], э́то вя́тские, которые пришли́ из Пе́рмского кра́я и засели́лись, шика́рнейшая дере́вня была, красота́, но лю́ди разъе́хались: не было доро́г и была с[т]лань, э́то пото́м сде́лали через Оси́новку объездну́ю доро́гу. И вот он… и… у меня́ из де́тства, что вот э́тот Ковалько́в вот э́ту ос… где́-то купи́л ико́ну и принёс. Но, по-ви́димо, деды́ у их каки́-то бы́ли. В Белору́ссии ведь перено́сят ико́ну, но то́лько ле́том. […] Поэ́тому, зна́ете, до и́стины никто́ не докопа́лся. […] Вот, у меня́ от де́тства оста́лось, что вот э́тот Ковалько́в ɣде́-то купи́л, взя́л, вы́менял на како́-то. Э́то то́же тепе́рь уже нихто́, но они́, вот э́та семья́, всегда́ была́ у де́да. И у меня́ всегда́ ощуща́лось, что вот он принёс ико́ну. [И как тогда все это началось? Он купил себе?] Наве́рно. [А как начали переносить?] А переноси́ть – я ду́маю, что э́то… вы зна́ете, наве́рное, вот, в то вре́мя ещё жи́ли лю́ди, которые пришли́ из Белору́ссии. И вот, наве́рно, все́-так их бы́ло предложе́ние – тех люде́й.