[Был праздник, когда только заложили дом? Или новоселье?] У нас не было. Ну новосе́лье есте́ственно отмеча́ли уже́ по́сле того́, как вхо́дишь в дом, там, зна́чит, то тут поня́тно. А так я не…
[А новоселье так и называли?] Угу́, так и говори́ли, новосе́лье. Что в но́вый дом заселя́ешься.
[Когда строили, звали кого-то на помощь?] Э́то да, коне́чно, ра́ньше стро́или… мужчи́н бы́ло о́чень мно́го, дере́вня-то была́ э́то… э́то вы сейча́с е́сли шли по у́лице, здесь шли, ви́дели ско́лько пусты́х мест? Я говорю́: «Как у стару́хи зуб,
[исправляется] рот». То есть домо́в-то уже́ – зубо́в – не́ту, как у стару́хи, так и тут. И поэ́тому у нас жилы́х-то вот домо́в: на́ши вот три до́ма, пото́м там три до́ма, и в о́бщем-то вы зна́ете, вот так, э́то вообще́. А тогда́-то бы́ло мно́го, мужико́в молоды́х бы́ло мно́го, поэ́тому дом стро́или всем ми́ром. По́мочь.
[Помочь?] По́мочь. Э́то для вот… ну любу́ю там, дом стро́или, хлеб вот там зна́чит, э́то, вот тогда́ по́мочи, и обы́чно хозя́йка… ниче́м не плати́ли, ниче́м не плати́ли, то́лько хозя́йка корми́ла. У́тро, ве́чер… в обе́д, ве́чер. А и вот когда́ уже́, допу́стим, да, вот вы говори́те, дом, допу́стим, скла́дывали там, подводи́ли под кры́шу, то обы́чно, ну ве́чером уже́ там да, гуля́ния могло́… хозя́йка могла́ организова́ть гуля́ние.
[Когда подвели под крышу?] Да, под кры́шу, там кры́шей накры́ли, вот там уже́, зна́чит, как бы заверша́ли. А там остальны́е все э́ти дни доде́лки, э́то уже́ пото́м де́лалось. А вот когда́ дом-то ста́вили уже́ на мох, то есть ста́вят, брёвна кла́ли и мох, мхом прокла́дывали, вот тогда́ уже́ э́то, ве́чером, зна́чит, как бы собира́лись, немно́жко гуля́ли.
[А не говорили, что могли как-то испортить дом?] Ну поня́тно. Ну зна́ете, ра́зные вот э́то говори́ли, ра́зное. Ну допу́стим: ну вот что хозя́йка там пло́хо угоща́ла с хозя́ином, могли́… как-то вот я то́чно не зна́ю, девчо́нки, могли́ положи́ть ши́шку в мох. И в определённые дни, когда́ ве́тер с опре́де… с э́той стороны́ дул, э́та ши́шка могла́ издава́ть зву́ки. И вот, вот действи́тельно, ну предста́вьте себе́ ночь, да? Зима́. И вдруг что-то где-то завы́ло, неприя́тно, поэ́тому… вот тако́е я слы́шала. Но кому́ так де́лали? Я не… нико… не ви́дела, не слы́шала, никогда́.