Характеристики текста
Год2023
СобирателиГАК, ЯСС, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Информанты
Данные об инф.
КодНИО
Полf
Год рождения1956
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XXIV 15 в Выпадавшие молочные зубы выбрасывали, хранили, бросали в определенное место? Что приговаривали, к кому обращались при этом?
XXIV 15 г Как называли коренные зубы, когда они должны появляться?
XXIV 15 б Кто и что дарили на первый зуб? Как это называлось?
XXIV 14 а Когда ребенок должен начать говорить? Как называли ребенка, начавшего говорить рано/поздно? Что могло быть причиной этого?
XXIV 13 б Как называли ребенка, который долго не ходит? Что делали, чтоб он быстрее пошел?
XXIV 13 в Не считалось ли, что ребенок, рано начавший ходить, поздно заговорит? Как про него говорили?
XXIV 3 б Как называли его приемные родители?
XXIV 3 в Как он называл приемных родителей, братьев, сестер?
Ключевые слова
Болезнь, Боль, Говорить, Дар, Добро-зло, Животное, Зубная боль, Зубы, Ложка, Мачеха, Мышь, Народная педагогика, Немота, Нож, Первый, Печь, Приговоры, Ребенок, Родители, Родство, Тело человека, Утварь, Ходить, Ягоды
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14386
14386
[Как назывались неродные дети, которых забрали в семью?] Как… Па́дчерица и́ли па́сынок. [А родителей?] Роди́телей мать… ма́чеха. А как, а как вот отца́ называ́ли? О́тчим. [Отчим и мачеха?] Аɣа́. [Считалось, что приемные родители духовно связаны с детьми?] Да, да, да не зна́ю, не зна́ю, я вот тут исто́рию изуча́ла мое́й снохи́. Фили́пповы, здесь коренны́е. Кото́рые. То ма́чехи таки́е, дово́льно-таки бы́ли зло́бные. О́чень зло́бные. Да́же в кни́ге э́то напи́сано. Да́же пи́шет вот и́менно совреме́нник, пи́шет ме́стный жи́тель опи́сывает, как тут. Как он с ма́чехой жил. [Рассказывает про книгу местного жителя Мельникова по истории села.] [Когда ребенок должен был начать ходить?] Норма́льно в год. Да. [А почему в год? Просто физиологически?] Да, да ра́ньше ведь де́ти не так разви… развива́лись, всё-таки еда́ была́ не насто́лько хоро́шей. Быва́ло, и в два, и в три, а, а ра́ньше инфе́кций ещё бы́ло ско́лько. Здесь была́ инфе́кция, тут да́же в Оси́новке [село в 3 км от с. Ермаки.] больни́цу де́лали, изоли́ровали… каран… на каранти́н. Вот ко́рью, допу́стим, переболе́ют. [Если ребенок долго не ходит, что с ним делали?] До́лго не хо́дит? Пу́ты разреза́ть. [Как это?] Ну он всё равно́ на но́жках стои́т же. Если он не хо́дит совсе́м, то он уже́ и не пойдёт. [Что значит «путы разрезать»?] Пу́ты разреза́ть? Вот ты к себе́ его́ зовёшь, нож в руке́ у тебя́. Вот ты к себе́ зо… зовёшь, зовёшь, вот он шаги́ когда́ де́лает пер… оди́н шаг, второ́й, ты ему́ вот так вот ре́жешь [показывает разрезающие движения в воздухе]. [Делаешь вид, что режешь?] Да, про́сто ре́жешь ему́ ме́жду но́жек. [Ножом?] Ножо́м. [Какие могут быть причины того, что ребенок не ходит?] Ну как пра́вило рахи́т был. Ра́ньше причи́ной большо́й был да, рахи́т, авитамино́зы вот э́ти. Я говорю́, ещё и инфе́кции: корь была́, скарлати́на, ко́клюши, что уго́дно, вот е́сли переболе́ет ребёнок, коне́чно, он ходи́ть… Они́ да́же вот хо́дят, хо́дят, хо́дят норма́льно, переболе́л – всё, и по но́вой начина́ют. [Сколько раз разрезать надо было?] А хоть ско… ну три. Как по пра́вилу [смеется]. [Просто вертикально?] Про́сто, про́сто, разре́зать и всё, вот но́жки, вот, вот. Прям под но́жки [показывает на примере книг в качестве ног], прям туда́. [А если не говорил долго?] Ну тут [задумалась]. Нет, не зна́ю я спо́собов. [Как-то называли тех, кто долго не говорил?] Ну здесь немтыри́ называ́ли. Немты́рь. Нему́шка. У нас немуха́ тут была́ в Оси́новке. Ну с ней разгова́ривать бы́ло лег… легче лёгкого. Вот кто как, я не зна́ю, но я разгова́ривала. Э́то… понима́ли мы с ней, прям вот тру́дностей не́ было. [Она так и не заговорила?] Нет, нет, нет. Она́ и не разгова́ривала. С де́тства не разгова́ривала, но она́ прожила́ полноце́нную жизнь. Она́ и рабо́тала, и общи́тельная така́я была́, вообще́. В Оси́новке жила́. [Куда девали первые зубы?] Выпадали которые? [Да.] Коне́чно, за пе́чку. За пе́чку. «Мы́шка, на тебе́ зуб, дай мне но́вый» [смеется]. «На тебе́ ста́рый моло́чный, дай мне но́вый, костяно́й» [смеется]. Де́ти э́то де́лают. [То есть сам ребенок?] Сам ребёнок, да. [Как называют первые зубы?] Пе́рвые зубы? Да ни… [Соб.: Которые выпадают.] Ника́к. Ника́к. Когда растёт, говоря́т… [Подарки дарят какие-то?] Ну вот пода́рки на пе́рвый зубо́к. [Что дарят?] А э́то пода́рки уже́… хоро́шие пода́рки [смеется]. От роди́телей, от ро́дственников зави́сит. Быва́ет, что и… [То есть все дарят?] В основно́м ло́жку. Ло́жку. [Почему ложку?] Все да́рят. Я, я не зна́ю, кто как да́рит. Но вообще́-то заведёнки тако́й не́ было. Не осо́бо э́то про́сто да, э́то про́сто… Там, где есть. [Когда коренные зубы должны появляться?] Коренны́е… ну не ра́ньше десяти́ ме́сяцев, как пра́вило. И да́льше, и да́льше, и до двена́дцати лет. Они́ по-ра́зному у всех выхо́дят, по-ра́зному. [Как можно облегчить состояние ребенка, когда режутся зубки?] Здесь клю́квой. [Что с ней делают?] Дёсны натира́ть. Здесь. [Соком?] Э́то ме́стное, да. То, что бы́ло. [Просто перемалывают клюкву и мажут?] Нет, её прям в руке́ вот так вот раздави́ли и пря́мо клю́ковкой э́той вот. [И сколько раз так надо сделать?] Ой да хоть ско́лько. То́лько без са́хара. Чё-то старе́ю, и уже́ не вку́сно.