[Ранее информанты говорили, что белорусский говор жителей разных окрестных деревень интонационно различается.] [Этот говор с Белоруссии пришел?] [ШЛА:] С Белору́ссии, с Белору́ссии.
[Как-то называли первопроходцев, основавших Ермаки?] Самохо́ды.
[Мы еще слышали слово «чалдоны», это кто?] Чалдо́ны – э́то ту́тошние, уже́ кото́рые родили́сь и ра́ньше где́-то пришли́ с До́на. «Вя́тские» их зва́ли всё, «вя́тские». Вя́тская ɣубе́рния, Вя́тская о́бласть, вот э́ти, кото́рые-то поприходи́ли. Вот их зва… они́ уже́ чалдо́ны, их называ́ли. Где́-то река́ Чал и Дон, где́-то была́. Вот и их зову́т чалдо́ны.
[Они на междуречье?] Ну а мы́, а мы уже́… Нет, они́ пришли́ отту́да сюда́. То́же здесь жить, на на́ши зе́мли, сюда́. А э́ти с Белору́ссии пришли́, а шли они́ пешко́м. Ре́дко ко… кому́ везло́. У кого́ де́ньги были́, тот на по́езде е́хал, а э́ти в основно́м кто на коня́х, кто пешко́м шли. Вот их и шшас и зову́т «самохо́ды».
[Почему они именно сюда пришли?] Ну а потому́ что тут ходи́ли на разве́дку. С дереве́нь пуска́ли наро́д смотре́ть, где како́е ме́сто хорошо́ обжи́ть мо́жно. А пришли́, что здесь: ре́чка есть, а са́мое ɣла́вное – лы́ко… э́тот, как он… как она́ называ́лась-то?
[ЕАШ:] И́ва, оси́на?
[ШЛА:] Ось… нет.
[ЕАШ:] Липня́к.
[ШЛА:] Липня́к, ли́па. Кора́. Лы́ко, ла́пти плели́. Называ́лося лы́ко, моча́лу э́ту дра́ли, вот, ко… кору́ э́ту. Обдира́ли ли́пу, пото́м ка́к-то её мочи́ли в ре́чке, и вот э́ти… от неё э́ти, ну, моча́ла была́ то́же, что́-то де́лали, ра́ньше ж тря́пок-то не́ было. А с э́тих… с э́той же коры́ пото́м плели́ ла́пти, ла́пти бде…
[ЕАШ:] Получа́ется, из ли́пы де́лали…
[ШЛА:] Кору́ э́ту, ла́пти и моча́лу.
[ЕАШ:] Ла́пти, ко… короба́ ра́зные де́лали.
[ШЛА:] Ну, вся́кую у́тварь э́ту.
[ЕАШ:] Получа́ется, и в ба́не мы́лись, вехо́тки де́лали.
[ШЛА:] Вехо́тки э́ти де́лали.
[ЕАШ:] Вот то вот, да. Её ка́к-то перевя́зывали. Я да́же по́мню, ещё я была́ в де́тстве, у нас па́па э́то всё де́лал. И мы мы́лись не с того́, что вот совреме́нные э́ти вехо́тки, а вот э́той и́менно, «моча́лка» она́ называ́лась, моча́лка.
[ШЛА:] Моча́лка, моча́ло э́то.
[ЕАШ:] Она́ пря́мо с коры́. Она́ така́я ме́лкая-ме́лкая, и её про́сто свя́зывают в тако́й кусо́к, ну и в хозя́йстве там что́-то мы́ли, там чугуны́ там, посу́ду.
[ШЛА:] Э́то всё моча́лкой э́той.
[ЕАШ:] Э́той моча́лой.
[А как вы сказали, «вехотка»?] [ЕАШ:] «Вехо́тка» её называ́ли.
[ШЛА:] Её «вяхо́тка» называ́ли у нас, вяхо́тка.
[ЕАШ:] И из неё де́лали та́кже ки́сточки кра́сить пе́чки.
[ШЛА:] Кра… бели́ть.
[ЕАШ:] Её перевя́зывали, и ну поучи́лась обы́чная, как ве́ничек, вот и ей бели́ли.
[ШЛА:] Ну. Мача́ли снача́ла их в кипято́к, что́бы она́ мя́гкая была́, зама́чивали пото́м. Ну, пото́м бели… бели́ли их в основно́м. Э́то ща́с-то мы уже́ покупны́ми ма́жем, а тогда́-то э́той вехо́ткой то́лько.
[ЕАШ:] Ну что́-то де́лали. Проце́сс-то я э́то не ви́дела, а ви́дела, что вот уже́ бы́ли со́зданы. В двухты́сячных ещё, мне к\ажется, э́то бы́ло, что вот эти вехо́тки делали.
[… – ШЛА перечисляет, как обживались и чем питались самоходы.] [ШЛА:] С ты́сячу восемьсо́т девяно́сто пе́рвый, наве́рно, Оси́новка… Оси́новка, не зна́ю, и там. А Жигули́ то́же э́тот год, ты́сячу восемьсо́т… Ба́бушке бы́ло три го́да, она́, говори́т, прие́хали, приве́зли. А она́ ты́сячу восемьсо́т девяно́сто пя́того. Вот. Вот, зна́чит, ты́сячу восемьсо́т девяно́сто восьм… второ́м году́ привезли́ в Жигули́. Там уже́ избу́шки де́лали.
[… – рассказывает про то, как обживались первопроходцы.]