Характеристики текста
Год2023
СобирателиГДВ, ФВА, ФВА
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Еловка
Информанты
Опросник
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 19 в Где ставили крест (в голове, в ногах)? Почему? Как он выглядел? Не вешали ли на него полотенца, платки? С какой целью? Делают ли на нем надписи, эпитафии? Кто их сочиняет? Вставляли ли в крест иконку? Делают ли крышу над крестом? Ставят ли вместо креста столбик? Зачем? Что делают, если крест сгнил на могиле? Можно ли его заменять?
IIIa 19 доп
IIIa 19 з Можно ли в том случае, если человек не был отпет, принести ему на могилу отпетый комок земли? Если умер далеко, привезти комок земли с могилы домой? В какой день это делается?
IIIa 4 з Что делают с одеждой, в которой человек умер (сжигают), с водой, мылом, тряпками, которыми мыли покойника? Используется ли мыло в народной медицине? Что делают с одеждой, оставшейся от покойника (раздают родственникам, нищим)?
IIIa 4 а Как называется покойник (умерший, почивший, усопший)?
Ключевые слова
Болезнь, Венок, Время, Говорить, Год, Голова, Головные уборы, Давать-брать, Дар, Девять, Дни, Дом, Еда, Жертва, Жизнь-смерть, Запреты, Звук, Земля, Кладбище, Крест, Крыша, Меморат, Надгробие, Народное православие, Начало, Обереги, Обет, Одежда, Платок, Покойник, Полотенце, Поминки, Посыпание, Похоронный обряд, Предания, Пространство, Речь ритуальная, Свадебный обряд, Священник, Семейные обряды, Сорок, Стол, Тело человека, Утварь, Хороший-плохой, Цвет, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14424
14424
[Не говорили, что в доме покойника запрещено было что-то делать?] Не, е́сли хоро́ший умира́е, то ничоɣо,\ норма́льно у до́ме. [Может, нельзя было спать на кровати покойника или трогать его вещи?] [Инф. не слышит, соб. повторяют вопрос.] Не, вот… Я не зна́ю, ра́нше бы́ло, и сейча́с так. Е́сли умира́е поко́йник, справля́ють… Умира́е, прово́дють яɣо́, де́вять дней справля́ють, со́рок дней, а пото́м полɣо́да и ɣо́д. А ўжо́ де́вять дней про́йде, ничо́ не тро́ɣают з до́му, ничо́, не бяру́ть ве́шши. А ўжо́ як со́рок дней про́йде, э́то ўжо яɣо́ прово́дют туда́. Ужо́ с… па… там ужо́, и ён ужо́ не бу́де домо́й ходи́ть. Ужо со́рок дней привяду́ть яɣо́ и ɣа… и ɣово́руть: «Пу́хом тэбе́ зяме́лька, мы к тэбе́ бу́дем ходи́ть, а ты чтоб к на́м обра́тно не ходи́ў», – это та́к, як со́рок дней. А тогда́ ужо́ бяру́т ве́шши, д… раздаю́ть, кому на́до, там, свое,\ и́ли внуча́та, и́ли де́ти, тогда́ ужо бяру́т, а до сорока́ дней вяшше́й не тро́гають, ничо́ не тро́ɣають. И, вот, до ɣо́ду, ще ɣо́д справля́ють, с… ну, столы́ ɣото́вют, справля́ют, а пото́м ужо́ ɣод-два, ужо́ ста́вють пам… зра́зу храсты́ ста́вють, як умира́е, а пото́м ужо́ земля́ обля́жется, ста́вють па́мятники, во, отпева́ют. Вот со́рок дней про́йдё, до сорока́ дней отпе́… отпева́ють, е́здют у це́ркву, отпева́ють. Отту́ль поп дае́ зяме́льку, э́ту зяме́льку прыво́зють и т… на яɣо́ моɣи́лку посыпа́ють, Э́то уже як со́рок дней пройдё, отпе́ють яɣо́ – всё, ён ужо́ ушёў от нас, ужо́ не при́йде бо́льше, во. Вот, и э́то так у… и тяпе́рь так вяде́тся. [Можно ли шуметь в доме до сорока дней?] Как шуме́ть? [Соб.: Петь песни, шуметь.] Не-не. [Соб.: Стучать, может быть, нельзя.] Не-не, до сорока́ дней нихто́ не… Вот е́сли молодёжь, она ужо́ и танцева́ть не выхо́де и пе́сни не пою́т, вот. [Свадьбы в это время тоже нельзя играть?] Не, св… сва́дьбы ужо́ никако́й – отменя́ють, ужо́ по́сле сорока дне́й, а ужо́ по… со́рок дней про́йде е́то ужо́ всё де́лають, вот. […– Через некоторое время разговор возврашшается к той же теме.] [В какой одежде хоронили?] В како́й оде́жде? [Соб.: Да.] А, ка́ждый поко́йник, ну ужо́ ɣо́ды про́йдуть х… пятьдеся́т, там, шестьдеся́т лет – шша́с же за сме́рть не бярэ́ть: и со́рок умира́ють, и два́дцать. Она́ [недавно у СЕТ умерла сватья] ужо́ собе́, прыпаса́е одёжу, прыспаса́е, вот, пла́тте, там, или ю́бку, и ко́хту, плато́к, полоте́нце, э́то, п… покры́лово де́лае, всё. К… як уж… ужо́ я помру́: е́тыя, штани́шки, носки́, всё ужо́, ко́фту, всё ужо́ я запаса́ю и ў паке́т сла́живаю, клажу́ в шихфоне́р. Я уж вяно́к вот сюда́, хрэ́стик, све́чки – всё запаса́ю. Я ужо́ умру́, и яны́ ужо́ никуда́ не побеɣа́ть – у мене́ всё есть. [Какого цвета одежда?] Ка… Одежда? [Соб.: Да.] А кака́, як, яко́ɣо я хочу́. [Обычная?] Ну. [Какой венок вы ещё подготовили?] А вот сюда́ [показывает на лоб] накла́дывается, царко́вный, царко́вный сюды́ нала́живается, моли́тву, вот, хрэ́стик в рука́х чтоб быў, хрэст, моли́тва чтоб на ɣрудя́х была́, всё запаса́ють, во. Ужо́ никуды́ бе́ɣать не… не на́до. [Как называли девушку, которая до свадьбы умерла?] До сва́дьбы? [Соб.: Да.] Не зна́ю тако́ɣо, не зна́ю я, что за́муж не вы́шла и умэрла́, не зна́ю ка́к-то… [Для чего у вас на кладбище делают маленькие крыши на крестах?] Это ра́нше самоде́льные кры́шки были́. Ранше е́сли поко́йник умро́т, то де́лали ɣробы́ до́ма, з до́сок до́ма де́лали ɣробы́ и храсты́ де́лали з до́му с… с кры́шками. А тепе́рь, де́точки, м… е́то, храсты́ покупа́ють, як зра́зу умро́т чэлове́к. ɣроб бярэ́шь и хрэ́ст, во, шша́с без ве́рху без тако́го. [Для чего этот верх раньше был нужен?] Не зна́ю, чтоб… чтоб, ɣовору́, у поко́йника кры́ша была́ над ɣолово́й, во – то ра́нше, а тепе́рь ужо́ е́сли хрэст поста́вили, два ɣо́да пройшло́, ста́вють па́мятник, а хрэ́ст не убира́ють. Хрэст стои́ть, а ра́дом па́мятник ста́вють, а хрэст стои́ть, пока и соɣниёт, па… соɣниёт хрэст, пото́м яɣо выбра́сывають. А так что па́мятник поста́вють, хрэст убра… убира́ють – нет, хрэст не убира́ють. Як х… хорони́ли с хрэ́стом, так хрэст и стои́т, пока всё сɣниёт. [Никому столбики вместо креста не ставят?] Сто́лбики? [Соб.: Да, ну вот е́сли самоубийца, например, или какой-то нехороший покойник.] Не зна́ю. [Только осиновый кол, да?] Е́то не зна́ю я. Вот всё хорони́ли, всё храсты́ то́льки, храсты́ бы́ли то́лстые. Де́лали то́лстыя со все́й ляси́ны, чтоб до́лɣо ён, из кра́снаɣо ле́су, чтоб ён до́лɣо стоя́ў. Вот у нас на кла́дбишше сейча́с ужо́ мо́да пошла́ па́мятники, а вот есть, ра́нше что умира́ли, храсты́, яны́ ужо подɣнили́, таке́нькие стоя́ть, храсты́ стоя́ть, вот. Ра́нше ў дярэ́ўне… як… мы… мы шшита́ется белору́сы, на́ши пре́дки б… бе… з Белору́ссии прышли́. И вот прышли́ сюда́ в е́ту, у е́тый лясо́к, и зде́сь яны́ облюбова́ли, здесь яны́ корчэва́ли лопа́тами, топора́ми, вы́корчили. А там он недалёко, так за дярэ́ўней таке́й лясо́к быў ма́ленький. И тут оди́н мужчи́на ɣоворэ́т: «Вот е́тот лясо́к пуска́й стои́ть, нам на кла́дбишше бу́де, бу́де кла́дбишше, вот». И там нихто́ даже ни одно́й ляси́ны, и ён вы́рос, э́тый лес, и ён у́мер пе́рвый, е́тый мушши́на. Дак яɣо́ х… хрэст сде́лали вот таке́й вот толшшины́ хрэ́ст, больше́й. И я… р… раз он пе́рвый у́мер, пе́рвое ме́сто заня́ў на кла́дбишше, и все́ вот – е́сли хто заболе́е – там, то полоте́нце, то плато́к, то яку́ю име́ет вешши́цу, обрэка́ется и несёт на етый хрэ́ст ве́шае. На е́тый хрэ́ст. [Что делает?] Ве́шаў. На… [Обрекается?] Обро́… обро́к де́лае, чтоб не боле́ть, раз он пе́рвый помёр, и обрэка́ется: «Чтоб я не боле́ла, дак прыми́ мой пода́рок, во». Во, ве́шали на е́тый хрэ́ст. Ну а тепе́рь ужо то́ɣо па́мятника, ён ужо соɣни́ў, яɣо и вы́бросили – не́ту ужо́. Э́то, учэники́ тут чи́стили кла́дбишше, и кото́рыя храсты́ подɣни́вши, яны всё убра́ли, во.