[Не слышали про клады?] Ну, тут поме́шанные все на золото́й ба́бе.
[Что это?] Золота́я ба́ба? ɣо́спади, ну э́то же… Ерма́к где её закопа́л, э́ту золоту́ю ба́бу. Она́ ханты́йская вообще́-то, э́та ба́ба золота́я. Ну вы же рису́нок ви́дели же её? Как она́, всё, вы́глядит.
[Соб.: Никогда не слышали.] Ну дак там курга́ны да всё э́то раска́пывают. У меня́ б… брат в Болча́рах живёт, Оле́жка, там ханты́йские… он рыба́к, он всю жизнь там прорыба́чил. Нога́ми всё э́то, все боло́та э́ти, все курга́ны, всё э́то… он свои́ми нога́ми всё обходи́л. И ханты́йские курга́ны… ему́ ста́рая ханты́йка ещё сказа́ла…
[… — Отвлекаются на пришедшего внука.] Вон ему, э́тот… и́ли ба́бка, там, ему́ сказа́ла: «Оле́га, ты зна́ешь все э́ти на́ши курга́ны, все, э́то… не пока́зывай никому́. И сам не копа́й». Вот, ну он то́же тебе́
[внуку] с… мне э́то да всё э́то с… с курга́на. Э́то други́е. А с те… на те курга́ны, он никому́ не пока́зывает их. И не зна́ет, кото́рые они́ щас позараста́ли, всё э́то. Он не показ… ско́лько его́ не про́сят. «Пошли́ вы на хрен». Я говорю́: «Не пока́зывай, брат, не на́до». А оди́н курга́н там хоро́ший нашли́. Ра́ньше загота́вливал лес оди́н мужик\. Он из… из промхо́за \же бы́ли, там всё э́то. И он наткну́лся, соста́вил ка́рту, где и чё. И перее́хал он се́верней, в Прио́бку туда́, там жи́ли они́. И пе́ред сме́ртью сы́ну рассказа́л вот э́то. Сын нашёл курга́н э́тот, а щас же чё, с миноиска́телями, э́то. И вот он за три дня там, ско́лько побы́л, на шестна́дцать миллио́нов то́лько вот э́того всего́. Ну, сдал где́-то ка́к-то чё-то че́рез кого́-то всё э́то. На сле́дующий год опя́ть. Ну коро́че, гра́бить э́тот курга́н. И как ушёл, так и с… с конца́ми. Ну ты взял себе́ — хва́тит. Обогати́лся — хоро́ш. А заче́м всё-то брать? Жа́дность сгуби́ла его́. А ему́ говори́ли: «Не ходи́ бо́льше туда́». Он никоаму́ не говори́л, а пото́м иска́ли, иска́ли его́ и так и не нашли́. Э́то… па́рня э́того.
[Там золото было?] Ну коне́чно, ну там, рели́квии хор… хоро́шие там. Ха́нты, они́ же бога́тые бы́ли. А курга́н… е́сли сы́пят курга́ны, там действи́тельно захоро́нет кто́-то хоро́ший. И вот э́та золота́я ба́ба, снача́ла сказа́ли, что Ерма́к у нас… да не́ было никако́го Ермака́ здесь. Ти́па Колча́к. Ну отря́ды Колчака́ да, э́то, проходи́ли здесь они́ и расстре́ливали и в… вот там вон па́мятники у нас есть здесь, в э́том. Здесь вот на ува́ле, мо́жет, вот бы́ли, я́мы ко́паные. Ну чё-то ры́лись, копа́лись, ну са́блю находи́ли, штык находи́ли, пистоле́т, револьве́р находи́ли. У меня́ у ба́бки дя́дька револьве́р то́же нашёл. В огоро́де копа́ли, карто́шку копа́ли, ну, вы́лез он. И говоря́т, что здесь ре́чка больша́я была́, бо́льше она́ была́, и… а там вот, вот э́тот поворо́т, о́мут большо́й был, что ключево́й, мол, там где́-то зо́лото да́же захоро́нены. Ну а замы́ло раз всё, сейча́с же всё э́то… Ну вся́кое там разгова́ривают, ну как таково́го, ну, да чё тын… зо́лото. А у… у Ермака́ зо́лота же мо́ре бы́ло э́того.
[Золотая баба — это статуя?] Ста́туя. Да, вот и́менно что така́я с гр… груди́стая она́. Ну, ханты́йская. Она́ ханты́йка, и она́… как вот ха́нты вы́глядят. Така́я.
[Соб.: фигура у неё, в общем.] Да, да, да, да. Она́, ну ти́па как… ну они́ в ма́лицах э́тих. Они́ ж ка́к-то невысо́кие таки́е, ка́жется, всё э́то. И э́то вот так, вот э́то золота́я ба́ба.
[Сама фигурка ростом полметра?] Вот разме́ра-то я не зна́ю, я то́лько фотогра́фию ви́дел вот э́ту. И там вот е́здят по Иртышу́, то́же и́щут в… всё э́то. А там же, как они́ ра́ньше хорони́ли, скле́пы по берегу́ Иртыша́, где э́то… ну их охраня́ют ещё до сих пор. Что гра́бить не даю́т. Убива́ют.
[Кто убивает?] Ну так. Наприме́р, я захоте́л туда́, в э́тот склеп, все, э́то, уви́дели меня́. Ну, убью́т. И им ничего́ не бу́дет. Да не, ниɣто́ не узна́ет, что уби́ли они́. Спря́чут так, что не найти́, с конца́ми. Ха́нты э́то са́мый же ж… са́мый жесто́кий наро́д, вои́нственный, жесто́кий наро́д был ра́ньше.