Характеристики текста
Год2023
СобирателиОМС, ОМС, ЯСС, ЯСС
Место сбора данных
Тюменская область
Викуловский район
Еловка
Информанты
Данные об инф.
КодКЛИ
Полf
Год рождения1946
Место рождения
Тюменская область
Викуловский район
Ермаки
Опросник
XV 1 а Совершалил ли с целью вызвать дождь или предупредить засуху обход села, полей?
XV 1 в Совершали ли с целью вызвать дождь или предупредить засуху магические действия у колодца, реки, источника?
Ключевые слова
Бог, Вода, Вокруг, Вызывание дождя, Вышивка, Дождь, Дом, Завязывание-развязывание, Земледелие, Икона, Крест, Круг, Народное православие, Николай св., Новый-старый, Открытый-закрытый, Пение, Первый, Погода, Поле, Полотенце, Продуцирующая магия, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Река, Святые, Святыни, Утварь, Целование
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 14494
14494
Дожже́й не́ было когда́ – ико́ну носи́ли э́… по поля́м, председа́тель разрэша́ў: уже́ посе́ють – и всё, а дожде́й не́ту, председа́тель разрэша́в ходи́ть по поля́м. Ико́ны носи́ли, пе́ли. [Вокруг села?] Вон, на́ча… Ну де, и вокру́ɣ дере́вни обхо́дют везде́, а там у нас под ɣоро́й, туда́, да́льше, была́ и… Крыни́ца, зва́ли, вот э… крыни́ца. И нам всё ɣовори́ли: «Она свята́я». Дак э́то, там бы́ло сто́лько… Обхо́дют поля́, всё, по дяре́ўне про́йдут и к э́той крыни́це прыхо́дють, там хрэст таки́й стоя́в, то́лстый, и на хрест э́ти, на́зыва́ли, набо́жники ве́шали, привя́зывали. Всё вре́мя ходи́ли туда́. [… – Рассказывает, что раньше это был обделанный срубом источник, а сейчас земля на этом месте обвалилась и ходить туда опасно, её внук чуть не утонул в крынице.] [А что вешали на крест у крыницы?] Ну во, як во полоте́нце, то́лько они́ вы́шитые бы́ли, дли́нные, у нас их зва́ли ра́нше набо́жники, на Бо́ɣа ве́шали всё то́же таки́е, вот на их ве́шали, на еɣо́ полоте́нце пове́шают. [Их куда-то в доме вешали?] Да, на ико́ну. [Показывает на висящую над обеденным столом старую икону, практически полностью закрытую прикреплёнными на канцелярских кнопках поздравительными открытками:] А вон, у мене́ не́ту. [Иконы нет?] Не, ико́на-то у нас е, не его́ [набожника] у ико́ны, в ка́ждой ха́те по ико́не ве́шут. [Она у вас чем-то закрыта?] Э́то почему́, там Бо́женька. Ну она́ ста́рая ико́на, ста́рая, я да́же их и не зна́ю, хто они́ там, нарисо́ваны. [Какие брали иконы, когда ходили при засухе?] Ну, не зна́ю, не скажу́, мы ж ма́лые ещё бы́ли, бе́ɣали. [Это были иконы из домов?] Да, до́ма хто у кого́… И бы́ли таки́е ико́ны – Мико́ла там, все, вся́кие, яки́е у коɣо́ были́, с… их хто и из до́му брал, ходи́ли, пе́ли пе́сни что́бы Боɣ даў воды́. [Не помните эти песни?] Нет, нет. [Где начинался обход?] А хоть где лю́ди собира́лись, хоть где. На любо́м ме́сте они́ собира́лись и ходи́ли. [Целовали эти иконы те, кто видел идущих?] Да, да. И, вот, похо́дють, похо́дють и до́ждик по́йде. Н… дожди́ бы́ли хоро́шие. [Вздыхает.] [Через некоторое время собиратель решает подробнее расспросить КЛИ о крынице. Соб.: Почему этот источник считается святым?] Ну туда́ всё вре́мя, зна́ют все ско́льки в… носи́ли э́ты ико́ны, носи́ли по поля́х везде́, по дяре́вне, что́бы дожж был. И к той ико́не… крыни́це носи́ли, и она́ счита́лась свята́я. И́ли ина́ пе́рвая была́, не зна́ю. Там её сде́лали пе́рвую. Ико́н-то, поди́, по ре́чке бы́ло… ла́дно, а она́ там всё была́. [А крест туда кто поставил?] Ну, вот, ну наро́д, хто так поста́вил там к… хрест. Вся́кие, что то́лько с де́рева. [На нём что-то было написано?] Про́сто хрест, да. [А куда он исчез потом?] Ну б… ста́рый стал, и да с… звали́лось. И в крыни́цу-то или за крыни́цей. [А что до этого там было?] Ничё, нет, про́сто ре́чка, э́то ре́чка же была́. Под ре́чкой и в дяре́вне перяу́лок, в крыни́цу воды́ ходи́ли себе́… Вот.