Характеристики текста
Год2017
СобирателиАБМ, ИДД
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодЧВ
Полf
Год рождения1939
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Азаричи
Опросник
IIIa 6 д Кидали ли вслед покойнику после выноса тела особый камень («дресвяно\й», «песо\чливый»)? Кто? Зачем?
IIIa 7 а Кто участвует в похоронной процессии? Везут гроб или несут? Кто несет гроб? В каком порядке идут на кладбище? Какой дорогой (напрямую или в обход)? Делают ли остановки? Где? Все ли идут до кладбища или только близкие? Хорошо ли, если за процессией увязалась собака?
IIIa 7 в Что означает «первая встреча», и является ли она приметой? Что нужно сделать, встретив похоронную процессию (остановиться, отойти в сторону, снять шапку)? Что следует сказать? Что должен сделать пастух, встретив процессию?
IIIa 7 г Что нужно сделать перед тем, как войти в дом? Делается ли это только после похорон или всегда по возвращении с кладбища? Что может случиться, если не помыть? Кто первым входил в дом после похорон? Что они делали?
IIIa 7 доп
IIIa 10 Существовал ли обычай на другой день после похорон навещать покойника? Как это называлось (будить, побужать покойника, носить завтрак, навещать и т.д.)? Кто и как это делал? Что приносили с собой (еду, полотенце)?
Ключевые слова
Береза, Большой-маленький, Вдовство, Веник, Венок, Внутренний-внешний, Вода, Ворота, Время, Встреча, Говорить, Давать-брать, Двор, Дерево, Дни, Дом, Дорога, Женщина, Животное, Жизнь-смерть, Жито, Закрещивание, Земледелие, Зерно, Знак-знамение, Камень, Кладбище, Колос, Конь, Крест, Кропить, Круг, Лежать, Могила, Молотьба, Мужчина, Народное православие, Новый-старый, Обереги, Огород, Освящение, Палка, Первый, Передний-задний, Пища, Погребение, Покойник, Поле, Полотенце, Последний, Посуда, Посыпание, Похоронный обряд, Преломление хлеба, Приметы, Прорицание, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Растения, Ребенок, Родство, Рука, Свой-чужой, Семейные обряды, Сласти, Соль, Стол, Тело человека, Травы, Утварь, Хлеб, Ходить, Хороший-плохой, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 150
150
[Когда выносят из дома покойника, нужно зерно кинуть?] Не, у нас, е́сли выно́сять поко́йника, и спе́ряди иде́ть, свять… свящённой водо́й от так крэ́стик де́лаеть. [Где?] Из двора́ выно́сят поко́йника, ну иде́ть уперяди́ челове́к – тый, кото́рый хлеб понясе́ть на… то́е кла́дбишше, и во так води́чкой поллю́ть, во, свящённой, и всё. [В одном месте?] Да, во, со двора́ вы́нясли на доро́жку, и всё. И бо́ле ничего́. [Надо дорожку полить?] Не, ну во е́ту, як из двора́ выно́сишь. [Перед собой, да?] Пе́ряд собо́й, як выно́сишь, як хто выно́се, а уперяди́ челове́к иде́т тот, кото́рый ешо́... ня… иде́ть, е́то… нясе́ть хлеб. [Когда кропят, воду рукой берут или метелочкой?] Не, мя… е́та, бя… из э́того, як… ти с жи́та, ти с чаго́-нибудь, таки́й як ве́ничек таки́й мале́нький. [Из любой травы?] На́че… з… з… да, с травы́ ста… стара́ются, ну, у нас стара́ются – у нас же, зна́ете, поля́, зерново́е, дак из зерново́го колосо́к. Колоско́ў штук пять и вот так попрыска́ть. А то хто́ то… и щёточкой, хто чим. [Когда готовят эти колоски?] Колоски́ – ну, когда́, вон, помоло́тять уже́ зерно́. И́ли на… я… яго́... яны́... вот, когда́ комба́йны про́йдуть, и́ли челове́к собе́, допу́стим, обобье́ть. Мы ж ра́ньше оббива́ли як? Во наш огоро́д, мы сжа́ли его́ и во як оббива́ли зярно́ – руками. Во так вот ст… стано́вишь скаме́йку и хло́паешь, а пото́м ше и па́лочкой по… подбива́ли. [Для того, чтобы кропить, веничек заранее готовили?] Ну, ёму́... у кого́ ё, не зара́нее. Отку́да зна́ем, хто када́ у… е́то. У вас вот, допу́стим, ё, вы сгото́вили, а я да́же не гото́вила ничёго, мне нема́ – а хто с сосе́дей прынясу́ть. Не… нема́ ве́ничка, зна́чит щёточки таки́е вот, ну… Ну ё ма́ленькие щёточкы. Во́зьмете, у… там уволлю́ть у… ка́пэльку води́чки, и во, як выно́сять, сперяди́ ён про́йде. Ще е… его́ ён и сза́ди, э́тый челове́к, а так… А всях, зна́ете, нихто́ не… ничёго не де́лае. Я у Бря́нске была́, бра́та хорони́ли, там ни я́кой ни водо́й не пы́рскали, ничего́ у све́те. У нас дак е́то, а та… а там ничёго у све́те вот. [Венички в церкви не святили?] Ну, допу́стим, ну, е́то… Не, мы у це́ркви ня… У нас у це́ркву ж ня во́зя… ня во́зять. У нас у це́ркву ня во́зять поко́йникоў, потому́ шо це́рква у Злы́нке то́льки, а у дяре́ўне нема́ це́ркви никако́й. Вот у… ж… же́ншшина, допу́стим, вы зна́ете там, знако́мую… знако́мая ва́ша яка́я иде́ть пе́рвая и е́то, по… полле́ть, и всё. Э́то… Э́то всё, зна́ете, Бог яго́ бяри́... Хто яго́ зна́е, шо ёно́ там: ё шо, ти нема́. Ну как, кто чё. Де́лае ка́ждый по-сво́ему. [Хлеб, который несут на кладбище, пекут специально?] Не, купля́ють у магази́не бахо́ночку хле́ба, ло́жат на стол, е́та бахо́на… када́ ляжи́ть поко́йник. Пото́мака э́тый хлеб бяр… бяру́ть, и гости́нцы та́мака ж ло… ляжа́ть: конфе́тки, пяче́нне. Бяру́ть э́то всё и нясу́ть на кла́дбишше. Уперяди́ челове́к иде́ть, допу́стим, ти мушши́на, ти же́ншина – ра́зницы нема́, хто… У кого́ как. А е́то… Иде́ть… за чаго́? У нас, допу́стим, зна́ють, шо дяре́вня ж мала́я – так у нас иде́ть челове́к, хто после́дний. Допу́стим, вот, мой муж умёр, я похорони́ла му́жа, а уме́р други́й челове́к. Вот я иду́ уперяди́, нясу́ э́тые гости́нцы, нят… нясу́ э́то всё. Пришла́ на кла́дбишше уперади́, его́ ста́ли зака́пывать, а я понясла́ по всим кла… е́тим, моги́лкам раздава́ть. И́ли де́ти, там ё е́сли де́ти на кла́дбишше, де́тям дава́ть, на моги́лки разла́живать. Е́сли нема́ дяте́й обы́чно, то у нас на моги́лке поразла́живають э́то всё. Яки́х зна́ють, ти осо́бенно зна… знако́мых. А не – зна́чит, як ба́чите: моги́лка; ага́, да бли́зко ту́така ко́ло вас по… поло́жать э́то всё: пяче́неньку, конфе́точку, там; где хлеб, кусо́чек хле́ба. [То есть, это не своему покойнику, а всем?] Всем. Не, не свояму́, нее. Э́то шо похорони́ли, наза́втрага ж прыхо́дишь – у нас наза́ўтра хо́дять сне́дать, нясу́ть сне́данне. Вот тады́ уже́ ё вот, ско́льки у нас пришло́ шесть челове́к та́мака, ти пять – ско́льки где прыхо́де. Тады́ уже́ ло́жать усё, по тро́шки всяго́. И… и е́того поло́жать, и, там, шо принясли́: колба́ски тро́шки яму́, е́того хле́бца, пяче́нненьку – ну, шо ё, шо са́ми е́ли, то яму́ по тро́шэчки ло́жать, челове́ку тому́, хто у́мер. [Хлеб же несёт родственник предыдущего покойника?] Да-да́. [Он несёт хлеб не своему родственнику?] Не-не́, ён ня… А, свояму́ мужику́? Мужику́. А як же? Своему́ сходи́ - положи́ обяза́тельно. Своему́ сходи́ положи́. Е́сли ты зна́ешь, шо твой уже́ муж… ты нясла́ хлеб и твой мужи́к у́мер, то в пе́рвую о́чередь няси́ своему́ мужику́. А тады́ всим разла́живай. А э́то ё де́тки – де́ткам пораздава́й. [Когда раздают, надо что-то сказать?] А, ничёго у нас не ка́жуть. [Не говорят?] Не, у нас ничёго. Во, положи́ли, во: «Прыми́ табе́». Шо хо́чете – скажи́те, допу́стим: «Во, табе́ принясли́… прышо́ў друг твой». Допу́стим, уме́р та́мака и́ли: «Пришла́ подру́га». Там, уже́ уме́рла. «Х табе́ уже́ приш…» Изме́на – во як. «Изме́на пришла́, ты уже́ ня бу́дешь е́то, сторожава́ть». Он сторожу́е до тех пор, пока́ нихто́ не умрёт. У нас, допу́стим, так счита́ют – ну, у нас же десь дяре́ўня. Э́то ж у го́роде оны́ ж ня зна́ють, хто уме́р там, кого́ похова́ли, а у дяре́вне ж так, шо… Мой умёр муж, там, уме́рла друга́я, зна́чит, я пришла́, у яго́ сказа́ла, шо «пришла́ подру́га твоя́ и к табе́ уже́… ты уже́ не бу́дешь ходи́ть сторожава́ть». То ён, як бу́дто бы ўсих беряже́ть там, на кла́дбишше, сто́рожем. [Сторожит, пока не сменят?] Да, пока́ не изме́не хто-нибу́дь. [Смотрят ли, как делят этот хлеб? Ломают или режут?] Лома́ють. Лома́ють, ня ре́жуть, лома́ють хлеб. С бахо́нки разла́мливають. И вот начина́ешь ты разла́мливать и с пе́рвого челове́ка, и пошёў, и пошёў, пока́ и всю бахо́ночку разло́жишь. А хто, зна́ете, шо, хто жа́дный, дак домо́ў прыно́сит тый хлеб. Ну пра́ўда! Хто ё жа́дный, дак ты и домо́й прыно́сят тый хлеб. И гости́нцы ты́е ешё мо́жет прине́сть, не то́льки ж. Вся́кие, вся́кие быва́ють лю́ди. Везде́ и всю́ды так, я так ду́маю. [На поминках пищу тоже ломают или режут?] Ре́жуть. На поми́нках ре́жуть хлеб. Во-пе́рвых, ре́жуть, поста́вили на стол е́ту тарэ́лку и́ли там, ну, шо ста́вя… ну, подно́с, ска́жем. Поста́вили, на… нарэ́зали, ско́льки вам на́до, сто́льки бяри́те – е́шьте. А хто во́зьме… допу́стим, вы далёко сиди́те от той тарэ́лки, зна́чит, сосе́д поло́жит обе́д. Там, две ски́бочки пое́ў – ще поло́жить. А е́то… Не… у нас рэ́жуть; ня зна́ю, где как: я и у Бря́нске была́, дак так. [Хлеб на поминках режут по-особенному?] Як и всегда́ рэ́жуть. Як до́ма рэ́жете, так и там. Не… не то, шо кру… кругло́ўки. Кругло́ўком ня ре́жуть. Не, не кругло́ўком. Вот так попола́м и́ли на коси́ночку, а кругло́ўком ня ре́жуть. Шо́бы, допу́стим, кру́глая бахо́ночка круго́м – э́то не. Разрэ́жуть яе́ то ли попола́м, хто на косу́ю ре́жэ, и ски́бочки э́ты наложи́ли на тарэ́лку, и е́то, бяры́те. [Хлеб, который несут, солью не посыпают?] Да нет. Дак там же нясе́тся и соль, и хлеб, и пяче́нне, и усё. Дак яно́ не… яно́ не посыпа́ють хлеб. Ну, я не зна́ю. Я ему́ тут ко́ло моги́лки посы́пали е́той со́лькой от нямно́жко так, як гово́рытся. Не… А то разла́живають и всё: соль ту́ю – яна́ и с хле́бом, яна́ сра́зу расхо́дится… Ски́ба… Лома́ешь хлеб же е́тый с со́лькой, и оно́ всё. Ну, со́ли у нас пошти́ шо нет, со́ли тро́шечки, там она́ ляжи́ть, а так не ло́жать, нет. [Это всё несут на тарелке?] Не… у полоте́нце. [А соль куда?] На таре… на тарэ́лочке – а тарэ́лочка и е́то… Таре́лочку стано́вишь е́тому, хто умёр – тарэ́лочка ста… ло… ло́жится уже́ там, о́коло моги́лки к\оло э́той. Када́ закопа́ют, ту́ю таре́лочку на моги́лку поста́вять. [… - переходит к разговору о том, где должен стоять крест. – См. IIIa-19 а, в, 15.] [Покойника на кладбище несут прямым путём?] Там же воро́та на кла́дбишше ё – усе́ нясу́ть в воро́ты, и всё. [А сама дорога?] У нас всё равно́: е́сли б, допу́стим, у нас це́рквы стоя́ли, у нас обяза́тельно относи́ли по-вз це́ркву. Э́то уже обяза́тельно: где б ты не умёр, вязу́ть яго́ на коне́ – у нас же тады́ ни на чём не вози́ли, на ко́нях. Вязу́т на коне́ по э́той доро́ге по-вз це́ркву провязу́ть, и пое́хали по той, да, была́ специа́льная доро́га для е́того. Специа́льная была́ доро́га из е́того… от це́ркви и на кла́дбишше. Э́то отде́льная была́ доро́га та́мака. Ну коли́ проезжа́ў кто, а так там ничёго не было́. А е́того… шоб прыво́зять к ворота́м и подво́зять, и захо́дим мы ж вот, допу́стим… У нас ни воро́т же на кла́дбишше нема́, у нас же е́то, кла́дбишше ни загоро́жено, ничё. Э́то ж ў Злы́нке во ту́така, дак загоро́жено в райо́не всё. У нас же не горо́жено ничёго: во по́ле стои́т, дяре́вья вот, ка́мни; як прие́хаў, бяро́зки стоя́т. Пришёў… Не, у нас э́того нема́. [Если процессия кого-то встречает, что это значит?] Е́сли встре́тят, то хто́-то ище́ умрёт. Е́сли, вот, допу́стим, вез…зём мы, и напро́тиў хто́-то е́дет и́ли идёт – зна́чит, умрёт хто́-то в дяре́ўне, у дяре́ўне, и́ли, там, у сяле́ в е́том, смотря́ где. [Не примечали, что если мужика встретишь, мужик умрёт?] Да не, не, э́того не замеча́ў нихто́. [… - в 2012 году в Спирбуде умерло 20 человек.] [Возвращаются с кладбища тем же путём?] Да, э́то… Ну, як сказа́ть, з воро́т выхо́дишь, а тады́ уже́ куды́ хо́чешь иди́. Из… из кла́дбишша ты до́лжен, як зайшо́ў на кла́дбишше у воро́та, так и вы́тти из кла́дбишша. [Дальше – куда хочешь?] А тады́ уже́ куды́ хо́чешь: хо́чешь – горо́дами иди́, хо́чешь там – нам на Плыто́ўку иди́ – хто куды́, як гово́рится. [А Плытовка – это что?] Э́то уже́ Белору́ссия, у нас называ́ется… Дяре́вня така́я то́же. На́ша… на́ша дяре́ўня. Там грани́ца у нас – кана́ва. От Плыто́уки кана́ва – я ж вам каза́ла, шо та́мака тяче́ть роўча́к, э́то де… то ключ бьеть. [… - от Плытовки бьет ключ, который втекате в реку рядом с Азаричами.] [Не примечали, кто на кладбище первый пойдёт, кто последний?] А не. Пе́рвый иде́ть – э́то хто хлеб нёс. Э́то са́мый пе́рвый челове́к иде́ть, хто хлеб нясе́ть, тый и впярёд идёть, а за йим уже́ вси, хто хо́чешь иди́. Тут нясу́ть уже́ и е́того поко́йника, уперяди́ мно́го люде́й про́йде и ж поко́йника нясу́ть, и лю́ди идуть сле́дом. [А в каком порядке идут на кладбище? Первый человек несёт хлеб?] Да, пе́рвым, пе́рвым. Пото́м наро́д иде́ть, а пото́мака иду́ть изза́ди усе́ б… остальны́е лю́ди, не все ж иду́ть. [Часть народа впереди гроба, а часть сзади?] Уперяди́... у… те, кто вянки́ нясу́ть – я носы́ла, допу́стим – вянки́ нясли́. А е́сли… в Бря́нске мы хорони́ли, в го́роде, дак та́мака ни вянко́ў не няс… Пронясли́ от двора́ вот, допу́стим, де́-то ме́тров пятьсо́т, и всё. И е́то, вянки́ поста́вили в маши́ну и повязли́. Далякова́то, во-пе́рвых, везть – э́то ж не то, шо… И прые́хали туда́, зна́чит, хто с хле́бом, пошёў пе́рвый, за йим э́ти, хто вянки́ нясли́, пошли́ вторы́е – понясли́ вянки́, а пото́м уже́ остальны́е, п… поко́йник и осталь\ные.