Характеристики текста
Год2017
СобирателиИДД, ККК
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодЯМА
Полf
Год рождения1953
Место рождения
Сураж
Опросник
IIIa 4 г Кто обмывал покойника, делал гроб, нес гроб на кладбище, мыл дом после выноса тела? Разрешалось ли это делать родственникам? Носят ли еду тем, кто копает гроб, когда они работают? На поминках накрывают ли тем, кто рыл могилу, отдельно?
IIIa 7 а Кто участвует в похоронной процессии? Везут гроб или несут? Кто несет гроб? В каком порядке идут на кладбище? Какой дорогой (напрямую или в обход)? Делают ли остановки? Где? Все ли идут до кладбища или только близкие? Хорошо ли, если за процессией увязалась собака?
IIIa 8 доп
IIIa 9 а А) где поминали (на кладбище, дома)? Приглашают ли на поминки или туда приходят сами? В каком порядке поминающие сидят за столом (по старшинству, иначе)? Кто встает первым? Долго ли продолжаются поминки, можно ли быстро вставать из-за стола?
Ключевые слова
Богородица, Богослужение, Ветки, Гроб, Дни недели, Дом, Дорога, Женщина, Запреты, Икона, Кладбище, Могила, Молиться, Молодой-старый, Мужской-женский, Мужчина, Народное православие, Николай св., Нож, Передний-задний, Пища, Плата, Покойник, Поминки, Похоронный обряд, Преломление хлеба, Пространство, Процессия, Прощание, Путь, Путь обрядовый, Растения, Родство, Святые, Семейные обряды, Суббота, Утварь, Хлеб, Цветы
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1569
1569
[Как похоронная процессия идёт на кладбище?] Снача́ла везу́т гроб, а пото́м уже́ пе́вчие иду́т. Не, снача́ла ико́ну несу́т таку́ю, пото́м хлеб-со́ль несу́т. Как обы́чно вот, кто после́дний умира́ет, тот до́лжен нести́... ро́дственник до́лжен нести́ хлеб. Тако́й обы́чай, ка́к бы встреча́ет он тот уже́, ро́дственник уже́ но́вого, сме́ну свою́. [Кто, вы сказали, несет?] Усо́пший, усо́пший, да, тот ка́к бы встреча́ет уже́ э́того но́вого вот э́того... ка́к бы сме́на [нрзб.]. Вот когда́ челове́к умира́ет…говоря́т, что он хо́дит, сторо́жит кла́дбище, всех охраня́ет поко́й до сле́дующего, пока́ второ́й не умрёт – пото́м э́тот уже́ передаёт сме́ну. [Хлеб несут последнему умершему?] Да, да, вот… кото́рый умёр, вот, и ро́дственник несёт ро́дственнику. [Когда готовят этот хлеб?] Хлеб про́сто беру́т вот из магази́на. [Любой, да?] Любо́й. Любо́й хлеб, пото́м его́ там лома́ют – не ре́жут, ничего́ – лома́ют и разно́сят по всем моги́лкам, кто жела́ет свои́х угости́ть. [Почему нельзя резать?] Не зна́ю, там нельзя́ ре́зать, говоря́т. Вообшше́ на кла́дбишше но́жика что́бы не́ было: но́жик, ви́лка. Всё рука́ми лома́ют, кро́шат. [Почему нельзя ножик и вилку на кладбище?] Не зна́ю. Никогда́ – я, вот, ско́лько там меня́ да́же́ приглаша́ли на моги́лки… Ну, но́сят, коне́чно, и ножи́, но, кото́рые лю́ди ста́рые приглаша́ют, никогда́ не́ было. Они́ до́ма раскулу́т [?], разре́жут и несу́т [?] э́то на кла́дбище.[Когда приносят нового покойника, ничего не говорят?] Нет, не обраща́ются, ничего́. Прино́сят, хоро́нят, и всё. Он сам тут зна́ет – ничего́, говоря́т, не на́до говори́ть, ничего́. [Вообще бывало, чтобы что-нибудь говорили на кладбище?] Помо́лятся Бо́гу и иду́т, и всё, и ничего́ [?] [нрзб.] [Какую икону носят?] Ико́ну должны́, е́сли мушши́на, то коне́чно, наве́рное, мужско́й лик, а е́сли же́нщина – то Ма́терь Бо́жья. А е́сли мужчи́на, то, наве́рное, Никола́й э́тот Уго́дник. [Икону берут из дома?] Да, из… ико́ну беру́т из до́ма, и в дом её и прино́сят. [Гроб везут на машине?] И ве… и везу́т, и несу́т – всяк быва́ет. [Это зависит от того, кто умер?] Ну коне́чно, зави́сит. Е́сли быва́ет, че… челове́к у́мер, так и… такой… зака́жут э́ту… как её… катафа́лку э́ту, ти как её зову́т, ну вот. А е́сли тако́й бе́дный, так уже́ вот колхо́зную маши́ну нанима́ют. А ребя́та у нас, вот э́то то́же тро́е челове́к поги́бли, так их, наве́рно, с полови́ны несли́ да́же. Молодёжь вся. [Молодых несут?] Да, молодёжь, молоды́х несу́т. Ну коне́чно, кто ста́рыми бу́дет… [Сколько человек носят?] Обы́чно че́тверо или ше́стеро, я не зна́ю да́же… Не, не, че́тверо. [Несут родственники?] Не, ро́дственники ничего́ не де́лают: ни несу́т, ни я́му не копа́ют, ничего́. Э́то де́лают уже́ лю́ди приглашённые, посторо́нние. А э́то нет. [Кого приглашают?] Ну, кто уже́ э́тим де́лом занима́ется. Тут у нас таки́е есть това́рищи, они́ уже́... как поко́йник, так к ним и бегу́т лю́ди, чтоб они́ э́то са́мое… покопа́ют и закопа́ют их. [Кто это?] В основно́м кто? [Кто в этой дере́вне?] Да их же мно́го, Го́споди… Так бу́дто и раз на раз и не прихо́дится. Кого́ кто зове́т. Приглаша́ют кого́ кто. Бы́ли у нас в основно́м – дак они́ уже́ по́мерли. Те – они́ как уже́ копачи́ бы́ли, и их э́то призва́ние. Ну, они́ то́же по́мерли, э́ти ребя́та. Они́ молоды́е… [Они получали вознаграждение?] Ну, обе́д, и плати́ли ж, наве́рное. [На поминках кормили?] Наве́рно, да. Ну, на поми́нках все, хто провожа́ет поко́йника, так все иду́т, обяза́тельно должны́ идти́ на обе́д. [Они ели вместе со всеми?] Да, обяза́тельно. [Бросают ли ветки, когда идёт процессия?] Вы зна́ете, броса́ют. Броса́ют цветы́, броса́ли и э́то, а сейча́с ка́к бы запрети́ли. Щас ре́дко уже́ броса́ют, э́то, говоря́т, про́сто доро́гу прола́живают друго́му. [Кто запретил?] Ну, не зна́ю, так вот сказа́ли как бы… нельзя́ броса́ть. [Их бросают за процессией?] Нет, наве́рно… не зна́ю, наве́рное, они́ э́тому поко́йнику доро́гу устила́ют. [Бросают спереди?] Маши́на е́дет, да. Везёт э́то… [Когда выносят из дома, тоже бросают ветки?] Ну да, из до́ма э́то уже́ обяза́тельно: там во́зле до́ма поброса́ют, но по доро́ге уже́ ма́ло их. Бы́ло полно́ и цвето́в бы́ло, и ве́ток полно́ – щас уже́ э́то отошло́ как-то. Уже́ е́сли так… Ста́рый-преста́рый да выдаю́щийся там како́й-то. [Когда с кладбища возвращаются и в дом входят, надо что-то сделать?] Ну, я не зна́ю: ру́ки мо́ют и за стол приглаша́ют, а пото́м уже́ ж, когда́ пе́ред столо́м, они́, в о́бщем, спою́т э́ту вот свою́ пе́сню, э́ту вот… э́ту, кото́рая боже́ственная; и все садя́тся есть. [Божественную песню?] Да. [Это молитва?] Моли́тва така́я. Ну, ти́па моли́твы, кака́-то, пса́льма. [Вы не помните?] Не. Э́то Кла́вдия Ива́новна [ГКИ] у нас всё поёт и Ли́дия Никола́евна [КЛН] вот по э́той у́лице на́шей. Ну, они́ хоть… Они́ таки́е, за́мкнутые. Осо́бенно они́ не раз… э́то са́мое. [Кто поёт эти песни?] Ну, пою́т э́ти уже́ ж, кото́рые слу́жат. Ну, э́ти… Лю́ди, кото́рые в це́ркоў хо́дят постоя́нно, и тут же у нас це́рковь есть… така́я, ну, до́мик. Ну, там по суббо́там служе́ние. Немно́го наро́ду: сра́зу валяну́ли лю́ди, а пото́м ка́к-то переста́ли ходи́ть, жела́ющих ма́ло. Пять челове́к придёт, а то бы́ло и по два́дцать сем, да́же у ха́тке у той не помеща́лись. Щас чё-то разочарова́лись.