Характеристики текста
Год2017
СобирателиИДД, ККК
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодЯМА
Полf
Год рождения1953
Место рождения
Сураж
Опросник
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 12 в Как называется Радуница, т.е. вторник Фоминой недели (Радовница, Пасха мертых, дедовица, гробки и т.д.)? Что делали в этот день?
IIIa 14 Считалось ли, что можно видеть душу умирающего, умершего или спящего человека? В каком образе (в виде воздуха, тени, дыма, пара, клубка, столба; в виде птицы, мыши, насекомого и т.д.)? Запишите былички. Считается ли, что душа умершего сорок ночей летает на место своей смерти? Делают ли для нее на кровати усопшего маленькую постель из подушечки и полотенца?
IIIa 1 Как говорят об умирающем человеке (собирается до дому, в дорогу, замуж; землей пахнет и т.д.)? Кто такой иван гробовой? Есть ли какие-нибудь поговорки про него? Как представляли себе смерть? В каком виде она является умирающему: женщина в белом, чёрном, с косой, умерший родственник, человек без головы, жаба и т.д.? Какие приметы предвещают смерть (треск и завывания в доме, над головой кружит ворон)?
Ключевые слова
Внутренний-внешний, Ворона, Время, Дом, Душа, Жизнь-смерть, Знак-знамение, Календарь, Кладбище, Кукушка, Мать, Могила, Народное православие, Покойник, Поминальные дни, Приметы, Прорицание, Пространство, Птицы, Радуница, Родство, Роды, Слезы, Хороший-плохой
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1573
1573
[До этого рассказывала про женщину из Суражского района, которая много ей всего рассказывала.] Вот, да́же на э́то са́мое… на Ра́дуницу бежа́ть, она́ говори́т. Вот хто пе́рвый попадёт на кла́дбище, тот и уви́дит, ну… того́ уви́дят э́ти ро́дственники. Куда́ ты бяги́шь, там, застели́ть э́ти покрыва́ла, там, пове́шать. Ну, таки́е она́ да́же… подро́бности. [… - вспоминает эту женщину.] [Первого, кто на кладбище придёт, увидят родственники?] Да, э́то так говоря́т: кото́рый челове́к, вот, е́сли пришёл са́мый пе́рвый на кла́дбишше, то его́ ро́дственники уви́дят, а е́сли уже́ два-три, то и нихто́ не… [Что случится, если увидят?] Уви́дят – ну да, они́ должны́ уви́деть. Ну, э́то пра́вда-непра́вда бу́дет. Ну, мы их не уви́дим. Но у меня́ бы́ло, вот, характе́рный слу́чай: я, коро́че, до́лго не́ была на Ра́дуницу, не е́здила, а пото́м пое́хала, и я не нашла́ моги́лки: э́то ма́ма, дя́дя, ба́бушка… И яни́ так заросли́, и я не на… Всё кла́дбище обходи́ла, ду́маю: «Ну, вот здесь же должны́ быть». Ну, меня́ малу́ю ж то́лько води́ли туда́, пото́м в де́тский дом сда́ли. И меня́ привела́ куку́шка – вот понима́ете. А када́, вот, с ба́бушкой мы были́ ещё ж – я по́мню, мне ти шесть лет бы́ло, меня́ де́-то лет в семь забра́ли в де́тский дом – так она́ и говори́т: «Э́то твоя́ ма́тка пла́че. Во, послу́хай, як она́ пла́че. Э́то ж она́ тебя́ поба́чила и пла́че». Ду́маю: «Го́споди, ну де ж? Мне, ну, на́до уже́ идти́ в село́, до села́ три киломе́тра – э́то опя́ть тада́ наза́д?» И меня́, вот, про́сто… Закукова́ла и лети́т, и лети́т, с де́рева на де́рево – и я пришла́ и́менно вот к э́тим моги́лам. [Вам бабушка говорила, что кукушка – ваша мать?] Душа́, да. «Душа́ твое́й ма́мки. Она́, вот, ви́дишь, как пла́чет, опла́кивает…» Ну, моя́ мать при ро́дах умерла́, меня́ рожа́вши. [Ещё кто-нибудь не говорил, что душу можно в виде птицы увидеть?] Не зна́ю. В ви́де пти́цы я да́же не могу́ сказа́ть… Но е́сли, говоря́т, прилете́ла пти́ца, то э́то душа́ прилете́ла ещё за чье́й-то душо́й. Е́сли пти́ца прилете́ла, вот, и она́ в дом влете́ла – э́то плохо́й знак. Вообше́ плоха́я приме́та. [Можно что-то сделать, чтобы ничего плохого не случилось?] Не зна́ю, нет. А что ты, е́сли она́ уже́ прилете́ла – а осо́бенно, вот, когда́ вороны́ бью́тся, во́ро… вороньё вот, летя́т и… и так вот друг на дру́га, друг на дру́га – э́то обяза́тельно в селе́ бу́дет хто́-то поко́йник. Таки́е приме́ты ещё. Они́ уже́ добы́чу свою́ чу́вствуют и, ну, деру́тся. [Не говорили, что можно почувствовать скорую смерть?] Ой, да Го́споди, не зна́ю. Не, наве́рно, вот, говори́ли… Мужи́к у нас – ско́лько? – шеся́т три го́да: помы́ўся в ба́не сеў, вы́пиў... На у́тро бу́дут… бу́дят на рабо́ту, а ён гото́в уже́. Вот, по́хороны после́днима [?]. Нихто́ б его́ никада́ не поду́мал, он всегда́ выпива́л так аккура́тно. Работя́га тако́й был: так там три села́ его́ хорони́ли. Не, наве́рное, тому́ то́лько пло́хо, кто уже́ ухо́дит из жи́зни. А так – как ты почу́вствуешь? Ну, душа́, наве́рно, что́-то же… предска́зывает сама́ по себе́. [Предсказывает?] Не зна́ю. Вот, бабу́ля моя, дак она́ всё – я прие́ду – «Ой, дава́й же мы попрошша́емся, мо́же ж не поба́чимся». Я говорю́: «Баб, да ты что, ты щас же дябёлую [толстую], вон, коро́ву де́ржишь да всё». – «А не, э́то всё до поры́ до вре́мени». И то́чно: пя́того ма́рта… января́ мы побы́ли, а пя́того ма́рта она́ уме́рла. Кто бы поду́мал. Ещё вста́ла и кабана́ накорми́ла, коро́ву подои́ла, ча́ю напила́сь, поле́зла на пе́чку, и гото́ва. [Она как прежде вела себя в последние дни?] Да и не поду́мать ничего́. Но уже́ была́ насторо́жена , что вот…