Год | 2017 |
Собиратели | АБМ, ИДД |
Брянская область |
Злынковский район |
Спиридонова Буда |
Код | ЧВ |
Пол | f |
Год рождения | 1939 |
Брянская область |
Злынковский район |
Азаричи |
IIIa 12 а | Как назывались общие для всех умерших поминальные дни (родительские дни, поминальницы, Радуница - Пасха мертвых и т.д.)? Запрещалось ли в эти дни мыться в бане, мыть дом? Почему (родителям глаза грязью зальешь)? |
IIIa 12 б | Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища? |
IIIa 15 | Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле? |
Бог, Висельник, Время, Год, Девять, Дни, Еда, Кладбище, Могила, Мужчина, Народное православие, Покойник, Покойник заложный, Поминки, Похоронный обряд, Родство, Самоубийца, Свеча, Священник, Семейные обряды, Сорок, Сосед, Ходить, Церковь, Число
ФА ВШЭ 158
158
[А что если некому помянуть на сороковой день?] Не́кому помяну́ть? Да́же мо́жно зна́ете, как? Е́сли, допу́стим, нема́ родни́ – тако́е – нико́го нема́, ну ти сосе́д ё хоро́ший, ти знако́мый хоро́ший. Попроси́ть его́… «Не на́до, у це́ркву сходи́те, помяни́те,» – сказа́ў ба́тюшка так и мне́. Я ж уже́ ско́льки по… у е́тых у це́рквах побыла́. Ну «вы, - ка́же… - вы ду́маете, обе́ды де́лаете – э́то для се… яго́? Ён же не обе́дае, з вам не ве… не сне́дае ничёго». Ну э́то обы́чай таки́й – ну собра́ли люде́й, ё возмо́жность у вас. Собяри́те, отме́тьте. Нема́ – у це́ркви помяни́те, све́чечку поста́ўте и сходи́те к яму́, на кла́дбишше. Ти съе́здите, ти сходи́те, и всё об э́том. А так, моў, шо е́то, гово́рять, моў, «на́до», «а обе́да ня сде́лала та́мака его́ да». Но лю́ди ничёго не де́лают, лишь бы у це́ркви, са́мое основно́е – у це́ркви помяну́ть. И год, допу́стим, де́вять дней, со́рок дней и год – э́то обяза́тельно на́до, шоб хто - не хто́ помяну́ў. Но год уже́ ж ня так, а са́мо гла́вное – де́вять и со́рок. Э́то на́до основно́е сде́лать: шоб хто-ли́бо сходи́л у це́ркву, заплати́ў, поста́виў че… све́чечку уже́… уже́ не, мо́жет же быть, любо́му челове́ку. Допу́стим, як вы ни живете́, с кем ни живете́… А… ти знако́мый, ти, допу́стим, друг там, ти подру́га, ти хто-нибу́дь. Ти с бли́зких хто – обяза́тельно на́до помяну́ть. Обяза́тельно э́то. Говори́ли щё, некри́щенного нельзя́. Я бы… я ста́ла ба́тюшке говори́ть, он ка́же: «Зна́ете шо? Уси́м Бог прошша́е». Някри́щены… Ну, я говорю́, шо на ка… за кана́вой там у нас оди́н задави́ўся, оди́н мушши́на.