Характеристики текста
Год2016
СобирателиБТБ, ДГЮ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Шурубовка
Информанты
Данные об инф.
КодАНВ
Полf
Год рождения1958
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Шурубовка
Опросник
Va 18 а Как назывались пасхальные яйца? В какой день их красили? Запрещалось ли есть крашеные яйца в первый день Пасхи? Почему? Сколько раз в году и когда красят яйца?
Va 18 б Что делали с пасхальными яйцами? Что делали со скорлупой пасхальных яиц?
Ключевые слова
Битье, Веселье, Весна, Время, Горшок, Дар, Дни, Животное, Запреты, Игры фольк., Календарь, Качели, Крест, Кулич, Мука, Мясо, Народное православие, Новый-старый, Обмен, Пасха, Печь, Пища, Посуда, Праздники, Предания, Пространство, Ребенок, Свинья, Святыни, Скот, Скотоводство, Танец, Тесто, Три, Троица, Убой скота, Утро, Хлеб, Хлеб ритуальный, Хоровод, Церковь, Число, Яйцо, Яйцо пасх.
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1675
1675
[АНВ начинает говорить без вопроса соб.] А вы зна́ете, я вот ма́ленькая была, а по́мню: на Па́сху бы́ло заведено́... а мы, де́ти, я ж по́мню, мы так жда́ли этого пра́здника, мы не понима́ли… а мы чего́ жда́ли, потому́ что у на́с что́-нибудь было но́вое: или пла́тье, или ко́фточка, или ту́фельки, это было свято́е! Мы спа́ли и ви́дели у себя… Потом, понима́ете, гуля́ние было… гуля́л весь наро́д. Вот говоря́т, что лапта́, а у на́с это называ́... Называ́лось ги́лочка, и гуля́ли все́. Вот тут гуля́ли, та́м были каче́ли, вот… а даже тот до́м вот оста́лся. [АНВ говорит про игру «гилочка» (см. XXVI-1 а) и другие игры, после соб. Уточняют: а хороводы на Пасху водились после застолья или с утра?] Не-не, не́т, не с утра́, коне́чно, это днём. [Днём?] Днём, да́, вот пра́вильно сказа́ла, потому́ что с утра́ всегда было заведено́, встава́ли, и я́йцами э́тими би́лись, и кулича́ми, это са́мое, угощ… а мя́со… моя ма́ть да́же вот… а мы почему́ зде́сь, потому́ что в про́шлом году ма́ма умерла́, и она хо́тела, чтобы мы́ сюда́ прие́хали. […] И́_, это са́мое, и куличи́… куличи́ в печь в чугуна́х, кра́сили яйца, пекли́ куличи́, и мя́со моя ма́ть, поко́йница, ца́рство ей небе́сное, так она́ до после́днего вре́мени де́лала… […] она́ э́тот вот, муку́ сы́пят зава́ривать сви́ньям, да? Так она́ из э́той муки́ делала те́сто, этим те́стом накрыва́ла мя́со, и ў пе́чку, и оно представля́ете, вот, как сейча́с в э́тих мы запека́ем, в паке́тах в э́тих, то она́ вот и́менно в тако́м те́сте запека́ла. И э́то всегда́ было, заре́жут… а зареза́ли ж немно́го пора́ньше свине́й, снача́ла заса́ливали эти окорока́, потом перед Па́схой эти окорока́ размачива… выма́чивали — другого ж спо́соба хране́ния не́ было, это ж со́ль… во́т — и они выма́чивали, и пото́м вот и́менно в э́тих пе́чках запека́ли, так вкусне́е ничего́ в своей жи́зни не е́ла. Всё… ща́с это всё… всё это пра́вильно запека́ется, всё, но это совсе́м по-дру… други́ми спо́собами, техноло́гии други́е, и вкус друго́й. [А это именно на Пасху она готовила?] К Па́схе, да, и́менно к Пасхе так гото́вила. ИИ пото́м уже, да, и гуля́ли це́лый де́нь, и вообще́ было при́нято… ты нее... На… вот Па́сха, потом второ́й день, и даже тре́тий, святы́е дни, ничего́ не де́лали. Ещё Тро́ица вот, три́ дня́, то́же вот я один ра́з попа́ла и запо́мнила на всю жи́знь. На Тро́ицу я приехала поло́ть, а ма́ть сказа́ла: «Не́т, нельзя́ три дня́», — вот, чем дере́вня мне нра́вится, что вот… вот тако́е… ну, во-пе́рвых, они же воспи́таны та́к, я́-ка… це́рковь… это вот ща́с кре́ст та́м поста́вили, а ве́дь ц\ерковь… почему и ме́сто ста́лось это называ́ться Цви́нтэром [АНВ говорит о месте в М. Щербиничах, на котором до 60-х годов стояла церковь. В 2016 г. Там поставили крест], потому́ что э́то ж… [Это где?] Вот где кре́ст стои́т, вы не ви́дели, разве? [Соб.: Видели-видели.] Даа\, так там испоко́н ве́ков стоя́ла… […] [Там стояла?] Та́м це́рковь стоя́ла, а почему́, ведь село́, вы же зна́ете, что село́ только та́м село, где це́рьковь была. Во́т, и та́м це́рьковь стоя́ла. […] [А вы сказали, Цвинтером называется?] Цви́н-тэ́р. [А почему так?] А ну во́т от того́, что там це́рковь была́. Ка́к-то ж, наве́рно, перево́дится это… ну́, ме́сто. Вот.