Характеристики текста
Год2016
СобирателиБТБ, ГАА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Большие Щербиничи
Информанты
Данные об инф.
КодГЕД
Полf
Год рождения1924
Место рождения
Большие Щербиничи
Опросник
XXIIa 18 доп
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
XXIIa 12 доп
Ключевые слова
Богородица, Богослужение, Век, Вечер, Водка, Время, Год, Гроза, Давать-брать, Два, Дом, Дорога, Еда, Животное, Жизнь-смерть, Земледелие, Земля, Зерно, Икона, Календарь, Конь, Молиться, Молния, Над-под, Народное православие, Никола вешний, Никола зимний, Обет, Обход, Один, Первый, Питье, Пища, Погода, Покойник, Покров (календ.), Поле, Посыпание, Похоронный обряд, Праздники, Предки, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Свеча, Свеча (обряд), Святые, Священник, Стол, Трапеза ритуальная, Троица, Убивать, Угощение, Ходить, Хозяин-хозяйка, Церковь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 1843
1843
[Покров празднуют здесь?] Пра́зднуют и ико́на была́… свячу́ переноси́ли из до́ма ў до́м уже, хто захо́че, объявля́еть, бяру́ть, отправля́ть, обе́д устра́иваеть. [А почему́ она свечой называ́ется?] А Бо́г его зна́е, е́тога я ня зна́ю. [Не несли свечу перед иконой?] Я́ки шли́, дак не нясли́. [А она любой в дом могла прийти?] Хто жала́е. [Не было таких, которым нельзя эту икону давать, кто пьёт, например, много?] А тый и не бяре́, кто пье́ мно́го. [А было такое, что они просили, а им не давали?] Не зна́ю, не зна́ю э́тога, я не ходи́ла, не учашча́ла, вот, дак не зна́ю. [Вы сказали, когда икона в дом переходила, устраивали обед?] Да́, а я́к же. [А что за обед?] Ну что́, пообе́дае ти… ти вяче́рю, я ня зна́ю уже́, а я́к же люде́й надо угости́ть, хто чита́е, за́ столы́ сажа́ли, о́, станови́ли заку́ску, по рю́мочке налива́ли людя́м и всё. [Это на Покров происходило?] Ну́, як ико́ны, свячу́ эту бяру́ть, и Покро́ва перено́сять из до́ма в до́м, хто жала́е, дак объявля́еть, что «я́ вот возьму́». Во́, а як не объявля́еть, и на вторы́й год остае́тся в е́том до́ме ико́на, и Тро́ица то́ж, э́та, свеча́, ико́на перяно́сять. [А что это за иконы?] Это на́до у святы́х люде́й спра́шивать всё э́то. [Вы сказали, на Покров, на Троицу, ещё когда-то?] Да бога́то, бога́то ико́н. Да я́ э́тым не занима́лась. [А обед давали те, кто взял икону?] Да́. [А вече́рю?] А вяче́рю, у кого́ была́. [То есть вечеря была перед праздником?] Ну во́т, сего́дня вяче́ря, а за́ўтра пра́здник. [И с утра забирали икону?] До обе́да пра́вять, отправля́еть [служат], а тады́ уже перено́сеть. [А как переносили? Кто нёс?] Два челове́ки бяру́ть и нясу́ть, и уже свяшче́нник чита́е моли́тву. [А эти два человека это кто? Тот кто отдаёт икону или тот, кто принимает?] Да не́, други́е, посторо́нние лю́ди. [А когда несли икону зерно не сыпали?] Не́т, это за́… За э́тым за мертвяцо́м так де́лае [см. IIIa-6 д, 5 б], як выно́сят, а та́к не́.

[Позднее соб. Спрашивает про праздник Казанской иконы Божьей Матери, с которой тоже связан обряд Свечи: А у вас Казанскую празднуют?] А я́к же, это ж свяча́ тож ико́на. [Она же недавно была?] Да э́то ж с предве́ку, ще до на́с ще… и батьки́ и… и дяды́… Вяде́тся э́то ўсё. [А примеча́ли что-нибудь в этот день?] Не зна́ю… Як убо́рка, дак ў колхо́зе во ўсю рабо́тали коса́рки, коса́рки бы́ли, ко́ни волока́ли, и гроза́ быва́ло, что у на́с челов\ека уби́ло на Каза́нскую на по́ле под копо́й. [А всега гроза на Казанскую?] Нее, ня всягда́, коли я́к, коли быва́е, а коли и не́. [А говорили, что на Казанскую грозу жди?] Ну э́то же отпра́ва и в це́ркви, это вяли́кий пра́здник, годовы́й.

[Позже соб.: А Николу праздновали?] Обяза́тельно то́ж, годовы́й пра́здник […] э́то всё свяча́, перяно́сить ико́ну. [На Николу тоже?] Да́, это годовы́й пра́здник, больша́я отпра́ва в це́ркви.