Год | 2016 |
Собиратели | БТБ, ГАА |
Брянская область |
Злынковский район |
Большие Щербиничи |
Код | ХРП |
Пол | f |
Год рождения | 1936 |
Брянская область |
Злынковский район |
Карпиловка |
Код | ХВА |
Пол | f |
Год рождения | 1965 |
Большие Щербиничи |
Va 24 | Как назывался день св. Николая, 9/22.V? Какие обряды в этот день совершаются, какие есть приметы? |
Весна, Время, Давать-брать, Дом, Земледелие, Земля, Зима, Икона, Календарь, Молиться, Нагота, Народное православие, Никола вешний, Никола зимний, Николай св., Обход, Погода, Праздники, Приговоры, Продуцирующая магия, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Растения, Свеча, Свеча (обряд), Сев, Снег, Травы, Церковь
ФА ВШЭ 1861
1861
[А Николу у вас празднуют?]
[ХВА:] Да, да. [А что делают в этот день?]
[ХРП:] Ико́ны ж, е́та, была́ свяча́ [имеется в виду обряд «свечи», то есть моления всем селом перед иконой Николая Угодника, хранящейся в доме у кого-то из местных – см. XXIIa-18 доп.]. А тепе́рь уже́ ж нема́ во, а то́ ж была и зи́мняя Мико́ла и вясе́нняя Мико́ла.
[ХВА:] Это сейча́с уже в основно́м тут то́ка поостава́лись вот таки́е, и не́кому уже ни пра́здновать. Ико́ны… ико́н сто́лько было мно́го, в основно́м поотда… хто́, уже не беру́т, в це́ркву отдаю́т, говоря́т, е́сли… […] это са́мое, е́сли уже не хотя́т, зна́чить, в до́м… ў до́ме чтоб ико́на… […] и, э́то са́мое, отдаю́т ико́ны э́ти, э́то са́мое, ў це́ркву, чтоб уже… ка́к бы, как полага́ется, как бо́жес… по-бо́жески, ну́, а та́к… [Не говорили, что на зимнего Николу должен снег идти обязательно?]
[ХВА:] Не зна́ю. На Нико́лу должо́н быть сне́г, говори́ли ж, ти как?
[ХРП:] Ну зимо́й же ён, коне́чно ж, сне́г. […] [А «Никола, покрой, где голо» не говорили?] А́, э́то… это, э́то вясно́й. [Весной так?] Да, да, да, э́то ж уже вон расте́ть усё, э́то ж уже ў ма́е ме́сяце, дак «Мико́ла, по… пок… покры́… где го́ло.» [А что это значит?] Ну́, что́бы, вон, ози́мые се́ем, вот, что́б ж они уже вы́росли, чтоб зямлю́ покры́ли уже, чтоб вы́росли.
[ХВА:] Да, да. [А что делают в этот день?]
[ХРП:] Ико́ны ж, е́та, была́ свяча́ [имеется в виду обряд «свечи», то есть моления всем селом перед иконой Николая Угодника, хранящейся в доме у кого-то из местных – см. XXIIa-18 доп.]. А тепе́рь уже́ ж нема́ во, а то́ ж была и зи́мняя Мико́ла и вясе́нняя Мико́ла.
[ХВА:] Это сейча́с уже в основно́м тут то́ка поостава́лись вот таки́е, и не́кому уже ни пра́здновать. Ико́ны… ико́н сто́лько было мно́го, в основно́м поотда… хто́, уже не беру́т, в це́ркву отдаю́т, говоря́т, е́сли… […] это са́мое, е́сли уже не хотя́т, зна́чить, в до́м… ў до́ме чтоб ико́на… […] и, э́то са́мое, отдаю́т ико́ны э́ти, э́то са́мое, ў це́ркву, чтоб уже… ка́к бы, как полага́ется, как бо́жес… по-бо́жески, ну́, а та́к… [Не говорили, что на зимнего Николу должен снег идти обязательно?]
[ХВА:] Не зна́ю. На Нико́лу должо́н быть сне́г, говори́ли ж, ти как?
[ХРП:] Ну зимо́й же ён, коне́чно ж, сне́г. […] [А «Никола, покрой, где голо» не говорили?] А́, э́то… это, э́то вясно́й. [Весной так?] Да, да, да, э́то ж уже вон расте́ть усё, э́то ж уже ў ма́е ме́сяце, дак «Мико́ла, по… пок… покры́… где го́ло.» [А что это значит?] Ну́, что́бы, вон, ози́мые се́ем, вот, что́б ж они уже вы́росли, чтоб зямлю́ покры́ли уже, чтоб вы́росли.