Год | 2017 |
Собиратели | АБМ, ИДД |
Брянская область |
Злынковский район |
Спиридонова Буда |
Код | ГКИ |
Пол | f |
Год рождения | 1955 |
Борки |
Код | МВТ |
Пол | m |
Год рождения | 1937 |
XXIIa 12 | Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего? |
XXIIa 18 доп |
Бог, Богослужение, Болезнь, Боль, Вечер, Внутренний-внешний, Вокруг, Воскресенье (день недели), Время, Встреча, Год, Голова, Головная боль, Давать-брать, Дерево, Дни недели, Дом, Дочь, Еда, Женщина, Жизнь-смерть, Земля, Зима, Зов, Икона, Имя, Календарь, Канун, Крест, Круг, Молиться, Мужчина, Над-под, Народное православие, Николай св., Новый-старый, Ночь, Обет, Обход, Освящение, Осень, Охотник, Последний, Праздники, Приглашение, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Ребенок, Родство, Рождество, Свекровь, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Святки, Святые, Священник, Старик, Старуха, Стрельба, Супруги, Сутки, Тайно, Тепло-холод, Троица, Угощение, Узнавание, Успение Богородицы, Ходить, Хороший-плохой, Целование, Церковь, Чудо
ФА ВШЭ 195
195
[Какой престольный праздник тут, в селе, отмечали?]
[ГКИ:] Престо… престо́льные ж пра́здники, я́ же, вот, наприме́р, у мое́й свекро́ви у после́дней, был Федо́сия Черниговского – святи́теля Федо́сия Черни́говского [в церкви в Спир. Буде был придел Феодосия Черниговского] ико́на. И э́та ико́на, она переходи́ла из… из двора́ в двор.
[МВТ:] Носи́ли яку́ю-то по Спиридо́ноўке [нрзб.].
[ГКИ:] Вот, и святи́теля, и она́ о́сенью обы́чно – у её ж муж Федо́сий – и она́, у неё ико́на э́та после́дняя была́ [имеется в виду, что свекровь была последней хранительницей иконы, у которой ее уже никто не взял], и она́ всегда́ обе́ды устра́ивала. Кро́ме того, что оны́ моли́лися – гла́вное что: ў го́ды гоне́ния, э́то така́я благода́тная у нас земля́ - ў го́ды гоне́ния бы́ло… наве́рно, больше десяти́ ба́бушек у нас тода́, пра́вда? Нихто́ их не гнал. Де́душка у них был во главе́ – Ива́на Пятро́вича, поко́йника оте́ц, да?
[МВТ:] Да.
[ГКИ:] Вот, наъ\рно, вот, и стару́шки собира́лися у одно́й у же́нщины, там догова́ривались в до́ме, они́ моли́лись, они́ моли́лись, по воскресе́ньям ходи́ли, моли́лись, вот, зна́ю, что на Рождество́ они́ ходи́ли но́чью, проси́ли, чтоб… да́же стреля́ли охо́тники, как салю́т вро́де, Рождество́, да. И нихто́, нихто́ их не гнал, оны́ моли́лись тихо́нько, и всё.
[МВТ:] Ну́ дак а престо́льных у нас щас не…
[ГКИ:] Тро́ица у нас, Тро́ицы.
[МВТ:] Тро́ица?
[ГКИ:] Да.
[МВТ:] А я́ даже не зна́ю… у сёлах где́-то я́к-то лю́ди пра́здную, а у нас что ня слы́шно. Отышло́.
[ГКИ:] Ну во́т же вот как раз ў позапро́шлом году́ у не… ў позапро́шлом году́ прыгласи́ли ба́тюшки - у нас бы́ло же ту́т же.
[МВТ:] Ну, нет дак… ка́к-то лю́ди, вот у сёлах: «У нас престо́льный гулять!» – а у Спиридо́ноўке нихто́ я́к-то…
[ГКИ:] Ну вот та́к э́то… таки́е лю́ди, про́сто отошло́, но вобще́ Тро́ицы и Никола́я уго́дника. [Что вы сказали, что икона переходила из дома в дом?]
[МВТ:] Носи́ли.
[ГКИ:] Носи́ли ико́ну, вот а… э́то…
[МВТ:] Е́тый год у одного́, сле́дущий год у друго́го.
[ГКИ:] Сле́дущий – вот у него́, например, в э́том году, зна́чит всреча́ли… встреча́ли э́ту ико́ну. А я по́мню, в Ба́рках [родина ГКИ, село в Злынковском р-не, сейчас несуществующее] – она́ щас, ико́на-то, кста́ти, у э́том са́мом, у це́ркви у нас – Успе́ние. И по́мню, мы де́тками да́же под ико́ну э́ту прысяда́ли, как над на́ми несли́. И це́лый год э́та ико́на находи́лась в э́том до́ме. Пото́м, если находи́лись ещё там (а ра́ньше находи́лись жела́ющие и досто́йные лю́ди), опя́ть ико́ну э́ту в э́тот же пра́здник…
[МВТ:] Перено́сять.
[ГКИ:] Переноси́ли в то́т д… со слу́жбой, со всем переноси́ли в сле́дущий дом. [Сами читали молитвы?]
[МВТ:] Да.
[ГКИ:] Са́ми, да. Е́сли была́ це́рковь, дак, коне́чно, свяще́нник, а если не́ было це́ркви, то э́то. [Феодосий Черниговский – это тоже была переходящая икона?] Да. Да. Да. [Как решали, кто следующий ее берет?] Ну, среди ве́рующих, наве́рно, уж ка́к-то устана́вливается.
[МВТ:] Да е́тые же, которые ходи́ли, е́тые ж реша́ли.
[ГКИ:] Ходи́ли, да. Был же ядро́ како́е-то, ядро́, и вот э́ти реша́ли. [Или кто-то говорил, что он хочет?] Ну да, но смотря́ же… они́ ж не про́сто, как обы́чно, а хто досто́ин ещё ка́к. [И эта икона весь год была в доме?] Находи́ла… да, да. А тада́ получи́лось: у свякро́ви уже́ она́ как оста́лась – никто́ уже не брал. Не ста́ли брать. А она́ всё равно́ до са́мой смерти испра́вно ка́к вот э́то о́сенью – святи́теля Феодо́сия Черниговского – она́ обяза́тельно созыва́ла э́тих у всех бабу́лек, каки́е оста́лись, моли́лись, и обяза́тельно обе́д горя́чий, угоща́л. Вот, э́то я то́чно зна́ю, потому́ что у меня свёкор был Феодо́сий. [А как икону переносили? Накануне собирались?] А обяза́тельно де… дак оно́ же обы́чно и ве́чером, если пра́здник: предпра́зднество, и пра́здник сам. Но я сама́ э́то то́лько в де́тстве немно́жко по́мню, а та́к я э́то не зна́ю. Я не зна́ю об э́том. [Что стало с этой иконой потом? Она у вас?] Нет, у меня не́ту и тут не́ту, она́ у до́чки э́той, мое́й свекро́ви в Бря́нске. [В Спиридоновой Буде еще такие были иконы, не только одна Феодосия?] Ну я зна́ю про вот э́того Феодо́сия. Но вобще́ престо́л основно́й был – э́то Тро́ицы, а приде́лы – э́то Феодо́сия Черни́говского и Никола́я уго́дника. […] [Эту переходящую икону свечой не называли?] Ну вот э́то ж и есть свеча́. То́ко у не́которых – я́ вот не зна́ю – ка́к то де́… они ж в ра́зных сёлах по-ра́зному. Там ка́к-то… в ви́де… деревя́нная что-то свеча́ де́лали. Но э́то вот э́та ико́ну называ́ли свечо́й. [Икону так называли?] Ико́ну. Да, свечо́й называ́ли. Ну вот, наве́рно, ви́димо, и свечу́ несли перед э́тим, но я про э́то точно не зна́ю.
[МВТ:] Ну, говоря́т: «Свячу́ сёдня перяно́сять, святы́ню». [А пролезали дома, в Барках?] Де́ти, да. «А ну, де́тки, де́тки, а ну́ под э́той, под ико́н…» – ну, гла́вное как: обы́чно перекре́… перекрести́мся, вот зна́мение на себя́ нало́жим, поцелу́ем, и под ико́ну, а её уже несу́т, а люде́й уже мно́го, а мы́ уже так под ико́ну под э́ту. И то я э́той ико́ны не узна́ла, а вот када́ м… пе… моя ма́чеха (мы сюда́ перевезли, и пото́м е́здили мы… хоть она и ста́ренькая, но на и́споведь е́здила она всё равно́: у Злы́нку мы её вози́ли), и она́ подвела́ меня: «Кла́ва, э́то ж во, на́ша ико́на, барко́вская». Вот, так что я… я́ бы не зна́ла до сих пор. Вот так. [Пролезали тогда, когда икону переносили из дома в дом?] Да. Када несли́, да. [Навстречу шли?] Да, да, да. [Для чего?] Ай, зна́ете, э́то хоть и… ка́к говори́тся – по-церко́вну-то ничего не зна́чит, ну… освяща́ли… ка́к вот: «Ой, у вас голо́ўки не бу́дуть боле́ть, де́точки!» Ну, как понима́ете, святы́ня всё-таки, мы ж поклоня́емся – вот та́к вот, хотя́ б освяща́ли вот так. Хотя вот щас вот, как плащани́цу зано́сять Спаси́теля, када́ вот погребе́ние, дак то́же ж поднима́ют и то́же вот, да – э́то ж святы́ня вяли́кая вобще. Ну вот э́то, вот по э́тому приме́ру оно идёт.
[ГКИ:] Престо… престо́льные ж пра́здники, я́ же, вот, наприме́р, у мое́й свекро́ви у после́дней, был Федо́сия Черниговского – святи́теля Федо́сия Черни́говского [в церкви в Спир. Буде был придел Феодосия Черниговского] ико́на. И э́та ико́на, она переходи́ла из… из двора́ в двор.
[МВТ:] Носи́ли яку́ю-то по Спиридо́ноўке [нрзб.].
[ГКИ:] Вот, и святи́теля, и она́ о́сенью обы́чно – у её ж муж Федо́сий – и она́, у неё ико́на э́та после́дняя была́ [имеется в виду, что свекровь была последней хранительницей иконы, у которой ее уже никто не взял], и она́ всегда́ обе́ды устра́ивала. Кро́ме того, что оны́ моли́лися – гла́вное что: ў го́ды гоне́ния, э́то така́я благода́тная у нас земля́ - ў го́ды гоне́ния бы́ло… наве́рно, больше десяти́ ба́бушек у нас тода́, пра́вда? Нихто́ их не гнал. Де́душка у них был во главе́ – Ива́на Пятро́вича, поко́йника оте́ц, да?
[МВТ:] Да.
[ГКИ:] Вот, наъ\рно, вот, и стару́шки собира́лися у одно́й у же́нщины, там догова́ривались в до́ме, они́ моли́лись, они́ моли́лись, по воскресе́ньям ходи́ли, моли́лись, вот, зна́ю, что на Рождество́ они́ ходи́ли но́чью, проси́ли, чтоб… да́же стреля́ли охо́тники, как салю́т вро́де, Рождество́, да. И нихто́, нихто́ их не гнал, оны́ моли́лись тихо́нько, и всё.
[МВТ:] Ну́ дак а престо́льных у нас щас не…
[ГКИ:] Тро́ица у нас, Тро́ицы.
[МВТ:] Тро́ица?
[ГКИ:] Да.
[МВТ:] А я́ даже не зна́ю… у сёлах где́-то я́к-то лю́ди пра́здную, а у нас что ня слы́шно. Отышло́.
[ГКИ:] Ну во́т же вот как раз ў позапро́шлом году́ у не… ў позапро́шлом году́ прыгласи́ли ба́тюшки - у нас бы́ло же ту́т же.
[МВТ:] Ну, нет дак… ка́к-то лю́ди, вот у сёлах: «У нас престо́льный гулять!» – а у Спиридо́ноўке нихто́ я́к-то…
[ГКИ:] Ну вот та́к э́то… таки́е лю́ди, про́сто отошло́, но вобще́ Тро́ицы и Никола́я уго́дника. [Что вы сказали, что икона переходила из дома в дом?]
[МВТ:] Носи́ли.
[ГКИ:] Носи́ли ико́ну, вот а… э́то…
[МВТ:] Е́тый год у одного́, сле́дущий год у друго́го.
[ГКИ:] Сле́дущий – вот у него́, например, в э́том году, зна́чит всреча́ли… встреча́ли э́ту ико́ну. А я по́мню, в Ба́рках [родина ГКИ, село в Злынковском р-не, сейчас несуществующее] – она́ щас, ико́на-то, кста́ти, у э́том са́мом, у це́ркви у нас – Успе́ние. И по́мню, мы де́тками да́же под ико́ну э́ту прысяда́ли, как над на́ми несли́. И це́лый год э́та ико́на находи́лась в э́том до́ме. Пото́м, если находи́лись ещё там (а ра́ньше находи́лись жела́ющие и досто́йные лю́ди), опя́ть ико́ну э́ту в э́тот же пра́здник…
[МВТ:] Перено́сять.
[ГКИ:] Переноси́ли в то́т д… со слу́жбой, со всем переноси́ли в сле́дущий дом. [Сами читали молитвы?]
[МВТ:] Да.
[ГКИ:] Са́ми, да. Е́сли была́ це́рковь, дак, коне́чно, свяще́нник, а если не́ было це́ркви, то э́то. [Феодосий Черниговский – это тоже была переходящая икона?] Да. Да. Да. [Как решали, кто следующий ее берет?] Ну, среди ве́рующих, наве́рно, уж ка́к-то устана́вливается.
[МВТ:] Да е́тые же, которые ходи́ли, е́тые ж реша́ли.
[ГКИ:] Ходи́ли, да. Был же ядро́ како́е-то, ядро́, и вот э́ти реша́ли. [Или кто-то говорил, что он хочет?] Ну да, но смотря́ же… они́ ж не про́сто, как обы́чно, а хто досто́ин ещё ка́к. [И эта икона весь год была в доме?] Находи́ла… да, да. А тада́ получи́лось: у свякро́ви уже́ она́ как оста́лась – никто́ уже не брал. Не ста́ли брать. А она́ всё равно́ до са́мой смерти испра́вно ка́к вот э́то о́сенью – святи́теля Феодо́сия Черниговского – она́ обяза́тельно созыва́ла э́тих у всех бабу́лек, каки́е оста́лись, моли́лись, и обяза́тельно обе́д горя́чий, угоща́л. Вот, э́то я то́чно зна́ю, потому́ что у меня свёкор был Феодо́сий. [А как икону переносили? Накануне собирались?] А обяза́тельно де… дак оно́ же обы́чно и ве́чером, если пра́здник: предпра́зднество, и пра́здник сам. Но я сама́ э́то то́лько в де́тстве немно́жко по́мню, а та́к я э́то не зна́ю. Я не зна́ю об э́том. [Что стало с этой иконой потом? Она у вас?] Нет, у меня не́ту и тут не́ту, она́ у до́чки э́той, мое́й свекро́ви в Бря́нске. [В Спиридоновой Буде еще такие были иконы, не только одна Феодосия?] Ну я зна́ю про вот э́того Феодо́сия. Но вобще́ престо́л основно́й был – э́то Тро́ицы, а приде́лы – э́то Феодо́сия Черни́говского и Никола́я уго́дника. […] [Эту переходящую икону свечой не называли?] Ну вот э́то ж и есть свеча́. То́ко у не́которых – я́ вот не зна́ю – ка́к то де́… они ж в ра́зных сёлах по-ра́зному. Там ка́к-то… в ви́де… деревя́нная что-то свеча́ де́лали. Но э́то вот э́та ико́ну называ́ли свечо́й. [Икону так называли?] Ико́ну. Да, свечо́й называ́ли. Ну вот, наве́рно, ви́димо, и свечу́ несли перед э́тим, но я про э́то точно не зна́ю.
[МВТ:] Ну, говоря́т: «Свячу́ сёдня перяно́сять, святы́ню». [А пролезали дома, в Барках?] Де́ти, да. «А ну, де́тки, де́тки, а ну́ под э́той, под ико́н…» – ну, гла́вное как: обы́чно перекре́… перекрести́мся, вот зна́мение на себя́ нало́жим, поцелу́ем, и под ико́ну, а её уже несу́т, а люде́й уже мно́го, а мы́ уже так под ико́ну под э́ту. И то я э́той ико́ны не узна́ла, а вот када́ м… пе… моя ма́чеха (мы сюда́ перевезли, и пото́м е́здили мы… хоть она и ста́ренькая, но на и́споведь е́здила она всё равно́: у Злы́нку мы её вози́ли), и она́ подвела́ меня: «Кла́ва, э́то ж во, на́ша ико́на, барко́вская». Вот, так что я… я́ бы не зна́ла до сих пор. Вот так. [Пролезали тогда, когда икону переносили из дома в дом?] Да. Када несли́, да. [Навстречу шли?] Да, да, да. [Для чего?] Ай, зна́ете, э́то хоть и… ка́к говори́тся – по-церко́вну-то ничего не зна́чит, ну… освяща́ли… ка́к вот: «Ой, у вас голо́ўки не бу́дуть боле́ть, де́точки!» Ну, как понима́ете, святы́ня всё-таки, мы ж поклоня́емся – вот та́к вот, хотя́ б освяща́ли вот так. Хотя вот щас вот, как плащани́цу зано́сять Спаси́теля, када́ вот погребе́ние, дак то́же ж поднима́ют и то́же вот, да – э́то ж святы́ня вяли́кая вобще. Ну вот э́то, вот по э́тому приме́ру оно идёт.