Характеристики текста
Год2017
СобирателиАБМ, ИДД
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодГКИ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Борки
Данные об инф.
КодМВТ
Полm
Год рождения1937
Место рождения
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Бог, Богослужение, Болезнь, Боль, Вечер, Внутренний-внешний, Вокруг, Воскресенье (день недели), Время, Встреча, Год, Голова, Головная боль, Давать-брать, Дерево, Дни недели, Дом, Дочь, Еда, Женщина, Жизнь-смерть, Земля, Зима, Зов, Икона, Имя, Календарь, Канун, Крест, Круг, Молиться, Мужчина, Над-под, Народное православие, Николай св., Новый-старый, Ночь, Обет, Обход, Освящение, Осень, Охотник, Последний, Праздники, Приглашение, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Ребенок, Родство, Рождество, Свекровь, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Святки, Святые, Священник, Старик, Старуха, Стрельба, Супруги, Сутки, Тайно, Тепло-холод, Троица, Угощение, Узнавание, Успение Богородицы, Ходить, Хороший-плохой, Целование, Церковь, Чудо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 195
195
[Какой престольный праздник тут, в селе, отмечали?]

[ГКИ:] Престо… престо́льные ж пра́здники, я́ же, вот, наприме́р, у мое́й свекро́ви у после́дней, был Федо́сия Черниговского – святи́теля Федо́сия Черни́говского [в церкви в Спир. Буде был придел Феодосия Черниговского] ико́на. И э́та ико́на, она переходи́ла из… из двора́ в двор.

[МВТ:] Носи́ли яку́ю-то по Спиридо́ноўке [нрзб.].

[ГКИ:] Вот, и святи́теля, и она́ о́сенью обы́чно – у её ж муж Федо́сий – и она́, у неё ико́на э́та после́дняя была́ [имеется в виду, что свекровь была последней хранительницей иконы, у которой ее уже никто не взял], и она́ всегда́ обе́ды устра́ивала. Кро́ме того, что оны́ моли́лися – гла́вное что: ў го́ды гоне́ния, э́то така́я благода́тная у нас земля́ - ў го́ды гоне́ния бы́ло… наве́рно, больше десяти́ ба́бушек у нас тода́, пра́вда? Нихто́ их не гнал. Де́душка у них был во главе́ – Ива́на Пятро́вича, поко́йника оте́ц, да?

[МВТ:] Да.

[ГКИ:] Вот, наъ\рно, вот, и стару́шки собира́лися у одно́й у же́нщины, там догова́ривались в до́ме, они́ моли́лись, они́ моли́лись, по воскресе́ньям ходи́ли, моли́лись, вот, зна́ю, что на Рождество́ они́ ходи́ли но́чью, проси́ли, чтоб… да́же стреля́ли охо́тники, как салю́т вро́де, Рождество́, да. И нихто́, нихто́ их не гнал, оны́ моли́лись тихо́нько, и всё.

[МВТ:] Ну́ дак а престо́льных у нас щас не…

[ГКИ:] Тро́ица у нас, Тро́ицы.

[МВТ:] Тро́ица?

[ГКИ:] Да.

[МВТ:] А я́ даже не зна́ю… у сёлах где́-то я́к-то лю́ди пра́здную, а у нас что ня слы́шно. Отышло́.

[ГКИ:] Ну во́т же вот как раз ў позапро́шлом году́ у не… ў позапро́шлом году́ прыгласи́ли ба́тюшки - у нас бы́ло же ту́т же.

[МВТ:] Ну, нет дак… ка́к-то лю́ди, вот у сёлах: «У нас престо́льный гулять!» – а у Спиридо́ноўке нихто́ я́к-то…

[ГКИ:] Ну вот та́к э́то… таки́е лю́ди, про́сто отошло́, но вобще́ Тро́ицы и Никола́я уго́дника. [Что вы сказали, что икона переходила из дома в дом?]

[МВТ:] Носи́ли.

[ГКИ:] Носи́ли ико́ну, вот а… э́то…

[МВТ:] Е́тый год у одного́, сле́дущий год у друго́го.

[ГКИ:] Сле́дущий – вот у него́, например, в э́том году, зна́чит всреча́ли… встреча́ли э́ту ико́ну. А я по́мню, в Ба́рках [родина ГКИ, село в Злынковском р-не, сейчас несуществующее] – она́ щас, ико́на-то, кста́ти, у э́том са́мом, у це́ркви у нас – Успе́ние. И по́мню, мы де́тками да́же под ико́ну э́ту прысяда́ли, как над на́ми несли́. И це́лый год э́та ико́на находи́лась в э́том до́ме. Пото́м, если находи́лись ещё там (а ра́ньше находи́лись жела́ющие и досто́йные лю́ди), опя́ть ико́ну э́ту в э́тот же пра́здник…

[МВТ:] Перено́сять.

[ГКИ:] Переноси́ли в то́т д… со слу́жбой, со всем переноси́ли в сле́дущий дом. [Сами читали молитвы?]

[МВТ:] Да.

[ГКИ:] Са́ми, да. Е́сли была́ це́рковь, дак, коне́чно, свяще́нник, а если не́ было це́ркви, то э́то. [Феодосий Черниговский – это тоже была переходящая икона?] Да. Да. Да. [Как решали, кто следующий ее берет?] Ну, среди ве́рующих, наве́рно, уж ка́к-то устана́вливается.

[МВТ:] Да е́тые же, которые ходи́ли, е́тые ж реша́ли.

[ГКИ:] Ходи́ли, да. Был же ядро́ како́е-то, ядро́, и вот э́ти реша́ли. [Или кто-то говорил, что он хочет?] Ну да, но смотря́ же… они́ ж не про́сто, как обы́чно, а хто досто́ин ещё ка́к. [И эта икона весь год была в доме?] Находи́ла… да, да. А тада́ получи́лось: у свякро́ви уже́ она́ как оста́лась – никто́ уже не брал. Не ста́ли брать. А она́ всё равно́ до са́мой смерти испра́вно ка́к вот э́то о́сенью – святи́теля Феодо́сия Черниговского – она́ обяза́тельно созыва́ла э́тих у всех бабу́лек, каки́е оста́лись, моли́лись, и обяза́тельно обе́д горя́чий, угоща́л. Вот, э́то я то́чно зна́ю, потому́ что у меня свёкор был Феодо́сий. [А как икону переносили? Накануне собирались?] А обяза́тельно де… дак оно́ же обы́чно и ве́чером, если пра́здник: предпра́зднество, и пра́здник сам. Но я сама́ э́то то́лько в де́тстве немно́жко по́мню, а та́к я э́то не зна́ю. Я не зна́ю об э́том. [Что стало с этой иконой потом? Она у вас?] Нет, у меня не́ту и тут не́ту, она́ у до́чки э́той, мое́й свекро́ви в Бря́нске. [В Спиридоновой Буде еще такие были иконы, не только одна Феодосия?] Ну я зна́ю про вот э́того Феодо́сия. Но вобще́ престо́л основно́й был – э́то Тро́ицы, а приде́лы – э́то Феодо́сия Черни́говского и Никола́я уго́дника. […] [Эту переходящую икону свечой не называли?] Ну вот э́то ж и есть свеча́. То́ко у не́которых – я́ вот не зна́ю – ка́к то де́… они ж в ра́зных сёлах по-ра́зному. Там ка́к-то… в ви́де… деревя́нная что-то свеча́ де́лали. Но э́то вот э́та ико́ну называ́ли свечо́й. [Икону так называли?] Ико́ну. Да, свечо́й называ́ли. Ну вот, наве́рно, ви́димо, и свечу́ несли перед э́тим, но я про э́то точно не зна́ю.

[МВТ:] Ну, говоря́т: «Свячу́ сёдня перяно́сять, святы́ню». [А пролезали дома, в Барках?] Де́ти, да. «А ну, де́тки, де́тки, а ну́ под э́той, под ико́н…» – ну, гла́вное как: обы́чно перекре́… перекрести́мся, вот зна́мение на себя́ нало́жим, поцелу́ем, и под ико́ну, а её уже несу́т, а люде́й уже мно́го, а мы́ уже так под ико́ну под э́ту. И то я э́той ико́ны не узна́ла, а вот када́ м… пе… моя ма́чеха (мы сюда́ перевезли, и пото́м е́здили мы… хоть она и ста́ренькая, но на и́споведь е́здила она всё равно́: у Злы́нку мы её вози́ли), и она́ подвела́ меня: «Кла́ва, э́то ж во, на́ша ико́на, барко́вская». Вот, так что я… я́ бы не зна́ла до сих пор. Вот так. [Пролезали тогда, когда икону переносили из дома в дом?] Да. Када несли́, да. [Навстречу шли?] Да, да, да. [Для чего?] Ай, зна́ете, э́то хоть и… ка́к говори́тся – по-церко́вну-то ничего не зна́чит, ну… освяща́ли… ка́к вот: «Ой, у вас голо́ўки не бу́дуть боле́ть, де́точки!» Ну, как понима́ете, святы́ня всё-таки, мы ж поклоня́емся – вот та́к вот, хотя́ б освяща́ли вот так. Хотя вот щас вот, как плащани́цу зано́сять Спаси́теля, када́ вот погребе́ние, дак то́же ж поднима́ют и то́же вот, да – э́то ж святы́ня вяли́кая вобще. Ну вот э́то, вот по э́тому приме́ру оно идёт.