Характеристики текста
Год2016
СобирателиЛМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Большие Щербиничи
Информанты
Данные об инф.
КодДОВ
Полf
Год рождения1930
Место рождения
Большие Щербиничи
Опросник
XXIIa 12 доп
XXIIa 18 доп
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
Ключевые слова
Баня, Богослужение, Введение (праздник), Весна, Война, Время, Гость, Давать-брать, Добро-зло, Дом, Дрова, Еда, Жизнь-смерть, Зерно, Икона, Ильин день, Календарь, Красный угол, Кулич, Лето, Меморат, Молиться, Молодой-старый, Народное православие, Новый-старый, Обет, Освящение, Осень, Пасха, Пища, Праздники, Прозвище, Пространство, Свет-тьма, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Священник, Трапеза ритуальная, Троица, Угол, Хлеб, Хлеб ритуальный, Хозяин-хозяйка, Цветы, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2195
2195
[Были ли правила поведения в бане? Например, запрещалось свистеть?] На э́то… у на́с не понима́т да́же. Не обраща́ют внима́ния. Ба́ня, ба́ня – помы́ўся, вы́топиў, помы́ўся – и всё. Но ба́ба моя, Потчи́ха [?], была́ богомо́лка то́же. Оны́ туды́ и ико́ны носи́ли, перено́сили с ха́... така́я была́ здорове́нная ико́на, во… И оны́ ея́ носи́ли ужо́... по́д… две́ души́ бяру́ть… и вот ту́ть поло́тенце, обвя́зано… И перяно́сят, вот, допу́стим, к одному́ хозя́ину. И ён тут обе́д устра́ивае, люде́й пообе́дать, и тады́ уже́ Бо́гу мо́лятся, вот… По́том, е́сли хто́ уже́ обрякне́тся други́й – ты уже бере́, собе́. [Если что?..] Е́сли обрякну́ться вот на что́-нибудь, вот, допу́стим… или заболе́ли де́ти или уме́рли, или что́-нибудь, или с ско́том ня у поря́дке. Вот оны́ уже, во́ть, обрека́тся и бяру́ть э́ту ико́ну. Приўно́сять эту ико́ну и ста́вять на ку́т – и она́ стои́ть у ихь ту́т… и святи́льники ты́ и цве́точки ста́вят. И ка́ждый ра́з уже ж па́лять ихь, як и пра́здники, и таки́е дни́. И она стои́т до… го́д. Го́д она уже́ стои́ть, а тады́ опя́ть пре… прихо́дять други́й челове́к, про́ся, и уже опя́ть перено́сять её к друго́му. То́лько ў пра́здники. На Тро́... Тро́ица и Введеннё. [Как вы сказали?] Введеннё – пра́здник ё таки́ осе́нний. [Можете повторить ещё раз?] Вве-де-ньё – это пра́здник таки́ ё. И на Тро́ицу. Во́, Тро́ица уже прошла́. Илля́ – да́к э́то во́т ещё бу́де в а́ўгусте, а то Тро́ица. [Если икона простояла целый год и никому не понадобилась – она остаётся в том же доме?] Ну, е́сли никто́ не собира́ется бра́ть, дак остае́тся. У мое́й ба́бы она стоя́ла до́ўго. Она люби́тель к э́то… моли́ться бы́ла крэ́пко. [У кого она стояла сначала?] Знача́льно ня зна́ю я, потому́ что ея́ носи́ли по… по дома́м… хто про́ся. Ну, наве́рно ж, её в це́ркви взя́ли да и носи́ли. Не ина́ча. А вот малашчарби́нски э́те, наве́рно ж, поразобра́ли по двора́м э́ти ико́ны. [Имеется в виду, что после разрушения церкви в Малых Щербиничах, местные жители взяли себе иконы домой.] Тож… что там же тоже бы́ло бога́то. И це́рковь же одна́ была́. Снача́ла, уже у войну́ зярно́ сы́пали, не́куды де́ться бы́ло с колхо́зом, зярно́м… складо́ў не было́, дак и зярно́ сы́пали, а пото́м разобра́ли. Куды́ её потяга́ли? Ну… она уже́ поотрухля́вела всё... ста́рая, дак тады́ уже и разобра́ли ее́ на дро́вы. [Какую икону носили?] Тро́ица. Тро́ица. Больша́я ико́на така́я. Тро́ица. Её всягда́ носи́ли. [Переносить мог кто угодно, или было нужно, чтобы присутствовал поп?] Не, попа́ тады́ не было́. По́сле войны́ я́к еще́ не было́. А чаго́? Ту́т были́ таки́е коммуни́стики, гаўкали. Да́к про́бовали да́же во́т когда́ на Па́ску свя́тять па́ску – и по́п же прису́тствуе, и всё – да́к про́бовали оны́ разгоня́ть э́то всё. И стреля́е, и разгоня́ли – на… на ўред, сло́вом. Коммуни́стики ж. [Не говорили, что с ними что-нибудь случится за то, что они мешают?] Не, э́то… э́того не… никто́ не пра́здновал да́же, не обрашча́ли внима́ния. Оны́ своё... е́тые пра́зднуют, Бо́гу мо́лятся, а ты́е творя́т, что зря́. Чаго́ вы ле́зете? Лю́ди ста́рые собра́лись – неха́й ку́чкой свое́й… э́то, де́лает своё де́ло, мо́лятся, и обе́даеть, и но́сять, куды́ на́до и́м. А оны́, як соба́ки, пра́вда, коммуни́стики эты́е. Сямёнко вона́ коли́сь у на́с был председа́телем, да́к он уже́ умёр. Та́кий был ўре́дный дя́дька.