Характеристики текста
Год2016
СобирателиАБМ, ЛМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Кривуша
Информанты
Данные об инф.
КодКАИ
Полf
Год рождения1927
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Бежков
Данные об инф.
КодМНМ
Полf
Год рождения1950
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Кривуша
Опросник
XXIIa 12 доп
XXIIa 18 доп
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
Ключевые слова
Богатство, Богородица, Большой-маленький, Венок, Весна, Вечер, Внутренний-внешний, Время, Встреча, Головные уборы, День, Добро-зло, Дом, Дорога, Еда, Женщина, Жизнь-смерть, Запреты, Зерно, Икона, Календарь, Книга, Красный угол, Крест, Кумление, Лежать, Лето, Меморат, Молиться, Молодой-старый, Над-под, Народное православие, Никола зимний, Обереги, Обет, Обыденные предметы, Огонь, Пасха, Пение, Петра и Павла день, Пища, Покойник, Полдень, Полотенце, Посыпание, Похоронный обряд, Праздники, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Ребенок, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Сектанты, Семейные обряды, Соль, Старуха, Сутки, Угол, Угощение, Утварь, Хлеб, Хлеб ритуальный, Хозяин-хозяйка, Хороший-плохой, Цветы, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2222
2222
[Какой у вас был деревенский праздник?] [КАИ:] У нас Никола́й. Никола́й. Э́то девятна́дцатого декабря́. [У вас зимний Николай?] Да, день девятна́дцатого декабря́. [МНМ:] А Петро́в де́нь Куме́нье называю́т – двена́дцатого ию́ля Петро́в де́нь. [КАИ:] Ну, э́то Пятро́в де́нь – э́то двена́дцатого… Э́то Куме́нья уже́ на́зы… [МНМ:] Э́то таки́е гуля́нья здесь везде́ – и в Щерби́ничах. [КАИ:] А… а э́то… а уже́ вобще́, эты́й, пра́здник зако́нный быў – э́то Никола́й, и была́ ико́на больша́я тут. [У кого-то в доме?] У кого́-то в до́ме… И ее́ перено́сили, як уже́... эты́й… о́сень, пе́ряд… эты́м… двена́... девятна́дцатым декабрём уже́ перяно́сили, бра́ли лю́ди. У одного́ сто́ить, а пото́м други́е уже́ де́лае обе́ды, бяре́ себе́ ико́ну – перяно́сять. А пото́м уже́ усё оно́, я́кся ста́ли лю́ди бядне́ть, бядне́ть, и остала́сь она́ ў Сямёнихи, у Про́ни э́то… она́ у Про́ни была́ у са́мые. Остала́сь ико́на уже́ – ее́ нихто́ не взя́ў, не перенясли́, и она́ остала́сь, и она́ отдала́ дочке́. Дочка́ напро́тив жила́. Она́ са́ма уже́ умёрла, же́нщина э́та. Отдала́ дочке́. А дочка́... ну, дочка́ ещё... [МНМ:] Э́то Ни́на? [КАИ:] Ни́на. У Ни́ны ж ико́... ико́на стоя́ла скро́зь. [МНМ:] Ну а пото́м куда́ она́? [КАИ:] А уже́ я́късь Ни́на переязжа́ла в Новозыбкоў, и они́ забра́ли ее́. Да́к и́ли оны́ в це́ркву сда́ли, и оны́ с… до́чкам… [МНМ:] А кре́ст так и стои́т у ни́х, вот, кре́ст [речь о выносном кресте, который хранится у одного из жителей села, у которого его берут родственники умершего, чтобы нести его перед похоронной процессией. Подробности про этот крест, выспрошенные позже, см. IIIa-7 а, б, доп., 5 а, е, д, 16 а]. [КАИ:] Да, а х… а хрест – э́то такий\, кото́рый уже́, е́сли мёр… умира́е, да́к… [МНМ:] Люде́й когда́ хоро́нят, несу́т вот крест – у них так в до́ме и стои́т он. [КАИ:] Ну. [МНМ:] Дом весь разори́ли, а крест там стоя́ў. Крест никто́ не рискнёт взять. [КАИ:] Ну так… А хто его́, хто его́ мо́же взять? Хто его́ мо́же взять? [Как выбирали того, кому достанется икона? Кому следующему она достаётся?] Хто жела́е, потому́ что жили́ лю́ди бе́дно, дак хто уже́ от того́, что ико́ну бяре́ть, перяно́сять и обе́д стро́и… справля́е. Она́ уже́ де́лает там о… обря́д таки́й и обе́д. Ста́рые же́нщины собира́ются, там уже́ мо́лятся и перяно́сять… И хто́, хто жела́е. И вот усё носи́ли, перяно́сили ее́, а пото́м, я́кся ста́ли лю́ди ти бядне́ть, ти жадне́ть, что уже́ ня ста́ли… Ешче́ люде́й и ла́дного бы́ло, а уже́ ня ста́ли брать, ня ста́ли перяно́сить. И она́ остала́сь уже́ у… у стару́хи. И я ходи́ла всё, як ўо́сень ка́ждый раз. Тут шуру́бовские же́нщины были́, кото́рые то́же таки́е, церко́вные, уже́ зна́ли и обряя\ды, и моли́лись. Да́к ка́ждый раз прихо́дили моли́ться шурубовцы́. И я ходила́ то́же све́чку поста́вить, побы́ть, постоя́т там. И обря́д стро́яли, а пото́м уже́ ня ста́ли перяно́сить, ико́на остала́сь, остала́сь, и постяпе́нно уже́ ня ста́ли лю́ди збира́ться, ну, там уже́ хозя́йка поста́... [МНМ:] У нас и штунди́сты здесь бы́ли то́же отде́льно. [Куда делась икона, после того как умерла её хозяйка?] А ико́ну отдала́ дочке́. [Дочке в Новозыбков?] [КАИ:] Дочка́ жила́ наўпро́ти, а пото́м уже, як… ста́ли уже́... [МНМ:] Она́ здесь в до́ме жила́, а пото́м де́ти её забра́ли в Новозы́бков, и, ви́димо, ико́ну забра́ли. [КАИ:] …ста́ли переселя́ться, эты́е дома́ ста́ли здава́ть усе́ [речь о программе расселения чернобыльской зоны: дома сдаются местным властям в обмен на субсидию для покупки нового жилья в другой местности], и на́чали переселя́ться, и оны́ то́же, до́чки ее́ уже́ то́же: «Ма́м, сдава́й до́м, перяезжа́й уже́ к нам». И она́ забра́ла туда́ ее́. А уже́ куды́ она́, и́ли она́… ў це́ркви, мо́же, сда́ла, и́ли ў ее́. Ико́на больша́я, Никола́й больши́ми… во́н, Никола́й у на́с [указывает на кут], да у на́с дерявя́ная, мале́нькая. [Та была ещё больше?] А е́та большаа\я ико́на была́, больша́_я, на весь кут. [На весь кут?] Да, и она́ стоя́ла. [С чего началась эта традиция?] А вот так оно́, так оно́ уже́ бы́ло заведяно́. Потому́ что э́то тут Мико́ла. У на́с ў Бе́жкове была́ Каза́нская. [Её тоже так носили?] То́же ж так са́мое – перяно́сили з до́ма на… ў до́м. Я ещё зна́ю, что была́ де́вочкой небольшо́й, и ма́тка моя́, уже́, Ца́рство ей Нябе́сное, бра́ла ико́ну то́же. [К себе?] Да, к себе́. Перяно́сили ее́. А пото́м год отстои́ть – на други́й год уже́ там хто уже́ жела́е, начина́ет готова́ть обе́д и перяно́сять у други́й двор. Так вот уже́, я уже́ то́же сп… и спра́шивала… Ну, Бежковцо́в, там уже́ нема́ жи́тялей та… та́мошних ста́рых. То что я интересова́ла. Ду́маю: «Ко́му ж, – кажу́, – уже́… у кого́ Каза́ньская остала́сь ико́на?» Ико́на тож больша́я, больша́_я, краси́_вая, разукра́шена цвята́ми, вянка́ми таки́ми. Ну и спроси́ть не́ у кого. Там кото́рыя жили́... э́тыя, пля… плямя́нник мой и з… и з ма́ткой. Ма́тка умёрла, то́же така́я, як я года́ми. Ду́ся э́то б зна́ла, но ма́тка умёрла, а Ко́ля каже́: «Я ня зна́ю уже́, ко… у кого́ оста́лась ико́на». То шо там то́же уже́ оста́лись лю́ди таки́е, прие́зжие всё. [Перед тем как переносят, наверное, молятся в том доме, из которого выносят?] Выно́сят, да. Отпра́ва ж уже́ де́лается, отпра́ва, мо́лятся. Э́тые, пе́ўшшие. А пото́м уже́ отпра́вять, а уже́ бяру́ть два челове́ки, хто уже́ бяре́ ико́ну, хозяева́, и с двух сторо́н, и перяно́сять ў друго́й дом. [Хозяева переносят к себе в дом?] Да. [Или старые хозяева относят к новым?] К но́вы… не, уже́… молоды́е, молоды́е хозяева́ уже́ бяру́ть и перяно́сять ў свой дом. [Икону встречали с хлебом-солью?] Встряча́ли. И хлеб, и соль носи́ли, и стряча́ли. И вот я... зна́ю, что у мене́ умёр ма́льчик… и знов я жда́ла… роди́ла друго́го ма́льчика. И вот ужо́ боя́лася, что на ско́льки… и зноў чтоб не случи́лось го́ря – и мне и сказа́ли, что уже́ бу́дут перяно́сить ико́ну, де́лай рушни́к, вы́шей рушники́ – ко́ли же в дя… в дяре́внях вышива́ли – изде́лай рушни́к и пове́сь». Э́то к Сямёнихе перяно́сили, дак я уже́ бра́ла ве... рушни́к, и ве́шала на ико́ну, и станови́лась на… на доро́ге, моли́лася уже́ и проси́ла Го́спода, «О́тче наш» уже́ чита́ла, и проси́ла Го́спода, чтоб уже́ Госпо́дь помо́г и укряпи́ў мои́х дяте́й, и сбярёг. [Вы сразу вышли на дорогу или сначала побывали у Семёнихи?] Уже́ та́мока, уже́ ж побыли́ п… у це… ха́ти ў той, там моли́лися же зра́зу, а пото́м выно́сять, ико́ну выно́сять, я уже́ выхо́дила на доро́гу, и станови́лась на… ўколе́нцы, и моли́лась. [Они останавливаются?] Остана́вливаются. [А вы молитесь?] Да. [Под иконой не надо было пройти?] Не, нельзя́. [Нельзя?] Нельзя́. [Куда вы повесили рушник?] Ну, рушники́ ве́... ве́шали… э́то уже́... на сч… на… [МНМ:] Обы́чно на ико́ны ве́шали. [КАИ:] …счита́лся, як обрёк-от. Рушники́ вышива́ли, е́сли уже́... что́-нибудь случа́ется тако́е нядо́брое, дак уже́ обряка́ли «Го́споди» и носи́ли… и туда́ ж, у тот дом, и под ико́ну ложи́ли. [Под икону ложили?] Ложи́ли, да. [То есть, вы относили рушник в новый дом и положили под икону?] Да, да, да. Яго́ уже́ перяно́сили, а пото́м уже́, а пото́м уже́, як она́ уже́ ня ста́ла перяно́ситься, она́ уже́ стоя́ла в одно́м до́ме всё вре́мя ико́на. Отправля́ть отправля́ла хозя́йка. [Старая хозяйка отправляла вечером?] Ве́чаром. А наза́ўтрего... уже́ наза́ўтрего уже́ не перяно́сили, дак при… собира́лись уже́ ве́чаром из Шуру́боўки же́нщины пожилы́е, кото́рые уже́ бо́льше у це́рькву ходи́ли, да кото́рые уже́ зна́ли обря́ды, моли́тву. Дак прихо́дят ве́чаром уже́ пееть там, отправля́еть, и уже́ хозя́йка обе́д сде́лае, там пообе́даеть, погово́рять, а наза́ўтрего уже́, наза́ўтрего уже́ ния́кого обря́да не быва́ло. Ра… як ли ня перяно́сять, як уже́ не перяно́сять. [Это когда не переносили?] Як не перено́сили, а як перяно́сили, то уже́ перя́... [Переносили утром?] А перяно́сили да, и к обе́ду, часа́м к двяна́дцати ўже, да. Перяно́сили, и там же ўже́ друга́я хозя́йка встряча́е и обе́д готова́ла. И обе́дали уж оста́льные, хто сбира́ўся лю́ди, та́к же и обе́дали уже́. [В новом доме была отправа?] Нуу, была́. Принясу́ть – и тут же эты́е са́мые пе́ўшие ии же́нщины вси́, кото́рые уже́ бо́лее ходи́ли ж уже́ у… у це́рькву и зна́ли обря́ды, и отправля́ли. [А что пели?] Ну, уже́ пе́ли, я уже́... [МНМ:] Они́ там по э́тим… [КАИ:] А? [МНМ:] У них специа́льная э́та кни́га-то. [Читали по книге?] [КАИ:] Да, и чита́ли, и пе́ли, и чита́ли потому́, что были́ моле́... эты́е моли́твы там и… и всего́. [МНМ:] Моли́твенники все э́ти. [Значит, встречает хозяйка?..] [КАИ:] Устряча́е, да. […а несет хозяин?] Ну, оне́... и… встряча́ть уже́… хозя́йка но́вая стряча́е и хозя́йка уже́ берэ́, кото́рая… [А кто несёт икону?] Ну да́к вот и ее́ ж сро́дственники, хто там? Е́сли… е́сли она́ сама́ молода́я, и де́ти е́сть уже́ таки́е, уже́ взро́слые, дак де́ти. Я… то, что моя́ мать бра́ла, дак я уже́ была́ взро́слая де́вочка. Дак я уже́... то́же… Ико́на больша́я, да́к с одно́й стороны́ там друга́я сосе́дка, а с одно́й я, уже́ перяно́сили, и у друго́й дом станови́ли. [Хлеб, которым встречали, пекли специально или это магазинный?] [КАИ:] Тады́ ж ра́ньше… ра́ньше ж и мы са́ми пякли́. [МНМ:] А ра́ньше магази́нами не д… не продава́ли, ра́ньше са́ми пекли́ хлеб. [Как клали соль на хлеб?] [КАИ:] А на… наверьх. [Нужно было посыпать хлеб солью или поставить на него солонку с хлебом?] Шапо́тки [нрзб.] вот та́к. [МНМ:] Не, посыпа́ли обы́чно. [Посыпали крестом?] [КАИ:] Нее. [Просто щепотку?] ШШапо́тки со́ли ложи́ли. [Икону встречали на улице или в доме?] Ну, устря́... устря́чали уже́… вынясу́ть и нясу́ть у дом у са́мый. [Встречали у ворот или в хате?] Не, нет, ў ха́ти, уже́ ў... у ха́ти зано́сять, там уже́ тот, кто… отправля́еть уже́, ико́ну стано́вять, и уже́ же́нщины ста́рые уже́, не́которые на ўколе́нца стано́вятся, кото́рые обря́д зна́еть, мо́лятся. Ну а молодёжь, мы уже́, кото́рые мы молоды́е, да́к мы уже́ постои́м, ди́вимся, помо́лимся. [Перед иконой зажигали свечу?] Зажига́ли, свяча́ была́ больша́я. [Большая – это какая?] Ну, а… вообще́ свяча́ то́ўстая, и там подсве́чник быў, быў у Сямёнихи. То что там подсве́чник, и станови́ли большу́ю свячу́. [Свечи не ставили в зерно?] А в зярно́ – э́то уже́ ма́лые станови́ли све́чки. [То есть, была одна большая и малые?] Больша́я, а э́то уже́ в зярно́... там ми́ска стоя́ла зярна, дак стоя́ли уже́ таки́е, обыкнове́нные све́чки. [Кто их ставил?] Ну хто уже́… хто ста́вил, хто уже́ чу́ствова́л, е́сли Бо… е́сли, наприме́р, я моли́лася, проси́ла Го́спода что́-нибудь, чтоб Госпо́дь помо́г, я уже́ све́чку станови́ла – и так ка́ждые, и ка́ждые посторо́нние лю́ди. [Большую свечу каждый год делали новую?] А я уже́ в о́бщем не зна́ю нашшо́т е́того, потому́ что там уже́ хозяева́, хозяева́ уже́ зна́ли, кото́рые бра́ли ико́ну, и зна́ли уже́, як… яки́й обря́д. Ста́рые же́ншины… мы молоды́е, да́к мы и… [На свечу что-нибудь повязывали, ленты, тряпочки?] Полоте́нцы. [На свечу?] Не, на свячу́ не, а на ико́ну. [На икону вешали также, как у вас – сверху надевали рушник?] Да, да. Да, полоте́нца та́к. В не́кот… ну, там же пе́ряд ико́ной ещё и лампа́дка висе́ла. Свяча́ свячо́й – еще́ и лампа́н… лампа́н… э́та висе́ла. И оли́ўку купля́ли специа́льно, зажига́ли – горе́ла. [Икону ставили в кут?] У кут, да, на столе́. [Что готовили?] Ну, уго́... а угоще́нье уже́ тако́е, что: что хозя́йка сготу́е – тым и угоща́ли. [Всё равно чем?] Да, угоще́ния никако́го. А что уже́ у хозя́йки есть, что хозя́йка сготу́я… е́сли… даа, быва́… было́ это ж… пе́ряд Мико́лой, что быва́е, что по́ст. Дак уже́ по́стный обе́д готова́ли. Времена́ я́кось что были́, что́... чтобы́ вы… други́й раз, что пост, что́б: «Ой, обе́д по́стный надо́». Дак уже́ ўсё на ры́бе, всё на по́стном ма́сле уже́ готова́ли. По́стный обе́д. А е́сли уже́, я́к, коле́й… дак уже́ готова́ли в… ўсё – и жи́рное, и мясно́е. Як… я́кое уже́ ста́рые лю́... [… - отсылают к другим информантам.] [Когда люди приходили на обед, они приносили с собой что-нибудь?] Не. Ес… е́сли свое́, е́сли свое́ ро́дственники – коне́шно. То коне́шно уже́ хто что есть при… прино́с… приноси́ли. А е́сли посторо́нние, дак… Потому́ что… [Не носили?] Да. Лю́ди уже́ ста́ли бядне́ть, жадне́ть, вот. [Когда икону несли, сыпали что-нибудь на дорогу?] Н… н… ня зна́ю. И зра́зу… и зра́зу, як выно́сили, дак вот, я уже́ не зна́ю… что зярно́ на столе́ стоя́ло, зярно́ стоя́ло на столе́. Дак уже́… посыпа́ли вро́де ж то зярно́, и́ли уже́ что́-то… не по́мню. [Зерно стояло на столе, на котором свечи?..] Све́чи, да, стоя́ли. И так… кото́рые св… све́чи стоя́ли, да. Ня… ня по́мню. [Свечи тушили или давали им догореть?] Не, туши́ли, туши́ли све́чи. Потому́ что, е́сли уже́ б… е́сли большу́ю свячу́, дак её же перяно́сили. [Её тоже переносили?] Да, её перяно́сили, а е́сли ма́лая, то уже́ туши́ли. [Большая свеча стояла весь год с иконой?] Ну, уже́ она́… и сто́ит, да. Но она́ уже́… то, что она́ уже… ие́ ж пали́ли, она́ уже́ горе́ла, може́, и сга́рывала, дак уже́, у кого́ стои́т, то и купля́л, може́, большу́ю, купля́л. [Её покупали, не сами делали?] Нуу, коне́шно, купля́ли. Потому́ что… э́то ж… е́сли… ня… ня у всих ўоск бы… был. Не у вси́х. Это ж на́до и де́лать из ўоска. [Не знаете, сколько ниток должно было быть в фитильке свечи?] Не, ня зна́ю. […] [Большую свечу не зажигали в течение года?] Почаму́? У пра́здники должны́. [В другие праздники?] Да, за… зажига́ть. Потому́ что, е́сли пра́здник Вяли́ка дня́... пра́здники – све́чи станови́ли, и зажига́ли, и зажига́ли е́ту свячу́. [МНМ:] Вели́ка дня – э́то Пасха? [КАИ:] Да, Па́ска. Ну, у нас называ́ют Па́ска, да. Вяли́ка дня – Па́ска.