Характеристики текста
Год2016
СобирателиАБМ, ЛМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Кривуша
Информанты
Данные об инф.
КодКАИ
Полf
Год рождения1927
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Бежков
Данные об инф.
КодМНМ
Полf
Год рождения1950
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Кривуша
Опросник
IIIa 7 а Кто участвует в похоронной процессии? Везут гроб или несут? Кто несет гроб? В каком порядке идут на кладбище? Какой дорогой (напрямую или в обход)? Делают ли остановки? Где? Все ли идут до кладбища или только близкие? Хорошо ли, если за процессией увязалась собака?
IIIa 7 б Где находилась крышка от гроба и крест (в доме; снаружи прислоняли к большому углу)? Когда их делают? Кто? В каком порядке выносят из дома гроб, крышку, венки? В каком порядке их несут на кладбище? Считалось ли, что гроб с грешником тяжелее нести, чем гроб с праведником?
IIIa 7 доп
IIIa 5 а Как называется гроб? Когда его делают? Кто? Можно ли делать гроб заранее, где его хранят, что в нем держат? Делали ли гроб с окошечком? Что означает слишком тесный гроб? Слишком большой (еще один покойник будет)?
IIIa 5 е Что клали в гроб женщине, мужчине, холостым, ребенку, старику, старухе? Что клали колдуну? Пастуху? Повитухе? Кладут ли покойнику в гроб носовой платок, гребенку для волос? Зачем? Клали ли в гроб хлеб-соль? Кто? Куда? Когда? Что при этом приговаривали? Можно ли было класть в гроб живые цветы? Если нет, то почему? Сколько цветков кладут (чёт или нечет)? На какой нитке висит нательный крест покойного? Хоронят ли его с крестом, или крест вынимают?
IIIa 5 д Как одевали и обували покойника (покойницу)? Можно ли хоронить в туфлях на высоком каблуке, со шнурками? Как называется одежда, приготовленная для похорон (мё\ртвое платье, умё\ршее платье)? Какого она цвета? Можно ли хоронить покойника в одежде красного (черного) цвета? Если нет, то почему (на том свете покойник будет стоять под солнцем, пока одежда не выгорит)? Во что одевали девушку, умершую до свадьбы (в наряд невесты)? Как её называли (божья невеста)? Надо ли снимать с покойника украшения, когда его хоронишь? Почему (на том свете украшения обратятся в змей)?
IIIa 16 а Что делали, чтобы не бояться покойника, чтобы покойник не снился (смотрели в трубу, клали за воротник землю с могилы, клали камень на место, где лежал покойник, трогали покойника за ноги, обходили дом, обсыпали могилу, дом маком, вбивали в могилу осиновый кол, клали топор под подушку, вбивали топор в порог, водили человека по дому с закрытыми глазами и т.д.)?
Ключевые слова
Большой-маленький, Верх-низ, Внутренний-внешний, Ворота, Говорить, Головные уборы, Гроб, Давать-брать, Двор, Деньги, Диалог, Дом, Жизнь-смерть, Завязывание-развязывание, Запреты, Икона, Кладбище, Красный угол, Крест, Меморат, Могила, Мужской-женский, Над-под, Народное православие, Обереги, Передний-задний, Пища, Платок, Покойник, Полотенце, Похоронный обряд, Преломление хлеба, Приговоры, Пространство, Родство, Связывание, Семейные обряды, Скот, Соль, Страх, Супруги, Угол, Узел, Утварь, Хлеб, Хлеб ритуальный, Хозяин-хозяйка
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2223
2223
[Ранее в разговоре упоминался крест, который хранился у одной из жительниц деревни и который носили на кладбище во время похорон и затем возвращали обратно. – См. XXIIa-доп., 18 доп., 12.] [Что это за крест, о котором вы говорили, что он хранится у кого-то дома?] [МНМ:] Он и щас стои́т. Вы мо́жете дойти́ до этого́ дома и зайти́ в дом – он там бу́дет стоя́ть. [КАИ:] Э́то хрест… э́то хрест… Как умре́ кто… [МНМ:] Э́то провожа́ют люде́й с э́тим кресто́м. [КАИ:] …и э́тый хрест… нясу́ть поко́йника и нясу́ть хрест, хрест эты́й до кла́дбишша, до кла́дбишша. Уже́ поко́йника похоро́нять – хрест э́тый воро́чаеть наза́д, прино́сють ў дяре́вню и стано́вять ў избу́ ў эту́. Вот он уже́ сто́ял… тут уже́ у Сямёнихи у э́тые стоя́ў… стоя́ла ико́на – уже́ ня ста́ли бра́ть, ня ста́ли перяно́сить её – на ме́сте. И там уже́ всё вре́мя стоя́ў хрест. [МНМ:] И кре́ст э́тот. А крест там – он тако́й… не про́сто вот крест, а он тако́й, э́тот, како́й-то узо́... узо́рчатый тако́й. И по-мо́ему, там э́ти святы́е каки́е-то там. [КАИ:] Тя… тя... тяжёлый хре́ст, тяжёлый. [МНМ:] Он большо́й. [КАИ:] Ён не так, что уже́ большо́й, но тяжёлый. [И он был у Семёнихи?] [МНМ:] Он и щас там. Мы ка́к-то заходи́ли смотре́ли – он стоя́л. [КАИ:] Е́сли… е́сли уже́ умр… умре́ кто, ка́ждый зна́е, что у Ни́ны хре́ст. Ка́ждый иде́ть: «Ни́на, да́йте хре́ст». Нина́ уже́ дае́... отдае́. Ну, и так же яго́ на ме́сто и прино́сили зно́ў... Он у ей стоя́ў. [Крест брали, когда человек умирал, или только на время похорон?] [МНМ:] Не, челове́к умира́ет – беру́т кре́ст и… ста́вили крест о́коло воро́т вот, да? На у́лице крест стоя́л. [КАИ:] Стои́ть, да. [Около ворот – это, наверное, тот, который на могилу?] [МНМ:] Нет, э́тот то́же стоя́л. [КАИ:] И… и… ст… и е́тый. Уже́ е́сли стои́ть уже́ хрэст под окно́м там у челове́ка – зна́ять, что э́то уже́ поко́йник ту́т. [Тот самый крест, который хранился у Семёнихи?] [МНМ:] Да, да, да. И поко́йника с ним. [КАИ:] Тэ́й са́мый стоя́ў, да. А уже́ кото́рый зака́пывали – то уже́ с гро́бом де́лали. И хрест, и его́… и он стоя́ў… [Этот крест стоял у ворот?..] Да. [Пока покойник в доме?] Да. [МНМ:] Да. [И потом, когда выносили покойника?..] [КАИ:] Нясу́ть поко́йника и нясу́ть хрест до кла́дбишча. [Крест несли сзади и спереди?] Спе́реди, спе́реди. [МНМ:] Впереди́, да. [Кто должен был его нести?] Ну, любо́й, кто… [КАИ:] А? Хто… хто нясе́? А хто уже́, хто уже́ с… из свои́х, кого́ уже́ там попро́сять, и́ли мужчи́на… Быва́ли, что и муж… Шкару́ба [местный мужик, про которого рассказывали раньше] носи́ў то́же. И́ли же́нщина. И… Ра́бск… да, Ра́бская [?] як умёрла, дак я носи́ла. Не было́ так ни мужико́в, а Лю́да каже́: «Га́шечка, возьми́, ба ты уже́, де́тка, ня… няси́ хрест». Ну, кажу́: «Дава́й я». На кла́дбища носи́ли, а тады́ с кла́дбища приня́сли и отнясли́ яго́ на ме́сто, где ён стоя́ў. Э́то уже́ таки́й обря́д, обы́чай. [С кладбища несут прямо Семёнихе?] [МНМ:] Опя́ть к Семёнихе. [КАИ:] Да. [У неё он стоял в куте?] [МНМ:] Да. [КАИ:] А ён стоя́ў на куте́, там стоя́ла... стоя́ла уже́ ико́на, и стоя́ла… стоя́ў хрест. [МНМ:] В после́дний раз, когда́ мы бы́ли, ико́на то́же ма́ленькая была́ у неё. Мо́жет ща́с забра́л кто? [КАИ:] Ну, мо… ну, у неё больша́... [МНМ:] Нет, а ико́нка остава́лась у неё. И крест стоя́л, и ико́нка. [Она жила напротив вас?] [КАИ:] Не, не напро́тив. [МНМ:] А я покажу́ вам. Могу показа́ть вам. [КАИ:] Это… ико́нка-то уже, коне́чно, у ее́ могли́ из… ма́ткины остава́ться, дак яна́ уже… во́т, наприме́р, у на́с то́же ико́ны вон стоя́ть на ку́те, остаю́тся ж. Так и ў яе́ ико́нка ост… остава́лась. Мо́жэ… а хрэ́ст… ико́ну… а мо́жэ, ико́ну-то забяру́ть, коне́чно, хто́-нибу́дь забярэ́ть. [МНМ:] Мо́жет, ико́ну не забра́ли. [КАИ:] Ну, а хрэ́ст уже… [Что-нибудь ещё несли, кроме креста? Хлеб несли?] Обяза́тельно. [КАИ:] Хле́б, хле́б. Хле́б и с со́лью, с со́лью хлеб. [МНМ:] С со́лью хле́б. [Его посыпали щепоткой соли?] [КАИ:] Да, посы́пять, да. И платко́м… [Завернуть?] Ня завярну́ть, а про́сто плато́к под низ, а хляби́нку положи́ть наве́рьх, на плато́к. И э́то уже́... хто ўже́ нясе́... та… хлеб там уже́ на кла́дбишче раз… разла́мывали, по кла́дбищам, поко́йникам уже́, кото́рые разла́живали на хрясты́. А плато́к уже́ – э́то тот уже́, хто… хто нёс, тот забира́е себе́. Таки́й уже́ обря́д. [Хлеб давали тем, кто пришёл на похороны, или раскладывали по могилам?] Не́т, не дава́ли. Не… ня дава́ли, а про́сто уже́ по моги́лкам разлома́ет – на хрясты́, на хрясты,\ ка́ждый на хрест, у кого́ уже́… ка́ждый свой… своему́ поло́жать, ра… разде́лять, як дар уже́ таки́й. [В гроб хлеб клали?] Ложи́ли. [Говорили что-нибудь при этом?] Ложи́ли ски́бку хле́ба. Вот, наприме́р, уже́, як у ме́не мой хозя́ин умёр, я уже́ ложи́ла хлеб… [МНМ:] И по-мо́ему, моне́ту каку́ю-то кладу́т. [КАИ:] …и говоры́ла: «Вот тобе́... с… хле́ба и со́ли, да не бяри́ свое́ до́ли. Да не бя́ри у мяне́ свое́ до́ли». Тако́е, чтоб уже́... э́то уже́, як обря́д таки́й, что быва́е, что умре́ хозя́ин, и обра́тно быва́еть, и скоти́на поги́бне, и шше́ хто́-либо умре́ – тако́е, вся́кие случа́и быва́еть. И вот уже́ и тако́е было́, что, вот, я уже́ от... отряза́ла ски́бку хле́ба и ложи́ла и гости́нцы у гроб, и соль, и говоры́ла: «Вот тебе́... да́ю хле́ба-со́ли, да не бяри́ свое́ до́ли». [Это чтобы покойный не забрал скотину?] Да, чтоб из дво́ра бо́льше ни… никого́ уже́ не… [МНМ:] Ничего́ что́б. [КАИ:] И скоти́ну, и та́кже быва́е, что и… случа́ется и с детьми́ что́-либо, вся́кое, ў... вся́кое – ўся́кие быва́ет случа́и. Дак вот так уже́… а то, что уже́ други́е гово́рять, быва́е, что случи́тся что-ли́бо ў до́ме: «АА, ты забы́ла, ты забы́ла хозя́ину… ти хозя́йке положи́ть». Быва́е тако́е во – забы́... забы́ла, что́... что у суя́те да в тако́м и быва́е, что и забу́дешь усё. А уже́ тако́е ложи́ли. [Пока несли покойника, не повязали на руки платки?] [МНМ:] Повя́зывают у нас. [КАИ:] Повя́зывали. [Кому повязывали?] Х… хто... хто уже́… поко́йников ща́с уже́ бо́льше ня но́сять, а во́зять. Уже́ носи́ть, ма́ло уже́ но́сять. А уже́ и́ли на маши́... [МНМ:] Оди́н несёт ико́ну – повя́зывают. [КАИ:] А уже́ як перя́… хто на кла... на кла́дбище иде́ть, всем перевя́зуеть платки́. Платки́ ли ша́льки. [Перевязывают всем, кто провожает покойного?] [МНМ:] Нет, мам, не всем. [КАИ:] Хто иде́ть провожа́т, да. [МНМ:] Не всем. Кто несёт ико́ну. И́кону несу́т то́же, ико́нку. Хлеб. Пото́м крест. Ещё что́-то. Потому́ что я по́мню, вот, когда́ Ли́ду Пенчуко́ву [?] хорони́ли, я несла́ ико́ну, мне повяза́ли плато́к, ша́лечку таку́ю шерстяну́ю. Я ико́ну несла́. Тем, кто что́-то несёт вот вме́сте с поко́… за поко́йником. [Венки?] [КАИ:] Да, и вя́... и вянки́ ж и вянки́. [МНМ:] И венки́, да, вот. Кто венки́ несёт – то́же. [А тем, кто роет могилу, повязывают полотенца?] Тем… а тем то́же, тем полоте́нца, вот… [КАИ:] А хто моги́лу ро́ет, там, то… ты́е уже́ полоте́нцы, больши́е уже́ полоте́нцы. [Дают?] Даю́т, да. Перевя́зывают то́же. [Полотенца готовят родственники покойника?] [МНМ:] Да, да. [КАИ:] Готовя́т, да, да. Потому́ что я уже́, во готу́юсь умира́ть, де́ўки, гляди́те: во вам, я накупля́ла ша́лек, накупля́ла полоте́нцев. Во – э́то уже́, хто буде́ копа́ть моги́лу. Раздяли́те. [Вы сами себе готовите?] Сама́ готу́ю, да, сама́ себе́ – уже́ живу́ и готу́ю. [Это всё хранится просто в шкафу?] Ну, на шка́хфе вон ляжа́т платки́, полоте́нцы. [И одежда?] И себе́ оде́жду, да. [А гроб заранее готовят?] Не, бои́мся. Де́лали не́которые, де́лали не́которые. У нас у Чумака́х ту́тока… [МНМ:] А Кули́к ведь то́же себе́, что он… [КАИ:] Да, и Ку́лик и Кули́к сбира́ў, Кулико́ў, мужчи́на то́же. А… [МНМ:] И молодо́й вот то́же: здесь пригото́вили, в Новозы́бков перее́хал, че́рез год у́мер. [КАИ:] Дак гроб… гра... граб… гробо́ў уже́… уже́ бо… боя́тся. Я и ду́маю други́ раз: «Почём да́же гробы́ тяпе́ряка не… неизве́стно. Яки́е уже́ гробы́ - дороги́е, дяшёвые продаю́тся». Да́к ра́нши, ра́нши у нас бы́ло та́к: колхо́з быў... умре́ человек\... шча́с… была́ конто́ра. У конто́ру иде́ть… с… э́то, сде́лать… э́тим, мастера́м, сде́лать гро́б. Тот, тот умёр. И де́лали уже́… из колхо́зного материа́лу де́лали гробы́. А уже́ домо́й привязу́т, тут уже хто хо́че, оббива́я, хто не оббива́ўши, хто я́к хо́ча. Так уж хорони́ли. А сеча́с уже́… Не́которые, коне́шшно мастера́, старыки́ ёсьтяка таки́е да пло́тники де́лали для себе́. Са́ша Ми́шшенкина то́же… Све́те… у Све́ты там то́же челове́к де́лаў гробы́, Са́ша каже́: «Купи́те гроб загоде́й». Све́та каже́: «Даа, я бу́ду боя́ться да́же во дворэ́ жи́ть, е́сли гроб бу́дя на чердаку́ там гдесь стоя́ть».