Характеристики текста
Год2016
СобирателиАБМ, ЛМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Кривуша
Информанты
Данные об инф.
КодКАИ
Полf
Год рождения1927
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Бежков
Данные об инф.
КодМНМ
Полf
Год рождения1950
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Кривуша
Опросник
IIIa 9 б Как называлось поминальное блюдо (кутья, коливо, сыта, канун и т.д.)? Что это: каша, хлеб, крошенный в сладкую воду, и т.д.? Как его ели (давали каждому по ложке кутьи, клали ее в руку, в рот)? Зависит ли состав блюд от наличия поста? Едят ли кутью в другие дни (например, на сороковины)? Можно ли на поминках чокаться рюмками? Петь? Сколько можно пить рюмок на поминках (четное число)?
IIIa 9 г Что делали с едой и выпивкой, которые ставили на стол для покойника на поминках, после окончания поминок (ставили к иконам, оставляли на столе)? Как долго? Что делали потом (выливали, выпивал первый пришедший в дом мужчина)?
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
Ключевые слова
Блины, Богослужение, Вера, Верх-низ, Внутренний-внешний, Вода, Водка, Гречиха, Девять, Дом, Еда, Запах, Запреты, Зерно, Каша, Конец, Красный угол, Крошки, Крупа, Кутья, Молодой-старый, Народное православие, Освящение, Питье, Пища, Поговорка, Покойник, Поминки, Пространство, Пьянство, Растения, Семейные обряды, Сидеть, Сорок, Трапеза ритуальная, Угол, Уничтожение ритуальное, Хлеб, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2224
2224
[На поминках должно быть определенное количество блюд?]

[МНМ:] Да.

[КАИ:] Не.

[МНМ:] Мам, ну обяза́тельно что должно́ быть? Когда́, э́то, по́сле похоро́н на поми́нки. Обяза́тельно борщ. [Борщ варят?] Обяза́тельно у нас борщ.

[КАИ:] Кану́н.

[МНМ:] Кану́н. Ка… ка́ша. [Что такое канун?]

[КАИ:] Не, э́то кану́н, э́то узва́р уже́.

[МНМ:] А, узва́р.

[КАИ:] И… ка́… кану́н уже́ ў це́ркви отправля́ять и налива́ять ў ми́сочки там. [В канун хлеб не кладут?]

[МНМ:] Да, хлеб кро́шат.

[КАИ:] Кре́шат, кре́шат. [Когда – когда уже́ пьют?] Як садя́тся обе́дать, як садя́тся обе́дать, стано́вять ми́ски.

[МНМ:] Ло́жкой возьму́т.

[КАИ:] И покры́шать ў ка́ждый. И э́то уже́ сде́лаеть отпра́ву ў це́ркви. Ў це́ркви де́лаеть отпра́ву. И с це́ркви принясу́ть уже́ на… ўсе ми́ски разолью́т по тро́шки уже́ э́таго свяще́ннаго и… А так уже́ обе́дай, хто ў кого́. [Что готовят, кроме борща и узвара?]

[МНМ:] Блины́ у нас обяза́тельно де́лают, бли́нчики.

[КАИ:] Карто́шка жа́реная.

[МНМ:] Обяза́тельно ка́ша… как вот э́ту?.. Переда́ют…

[КАИ:] Ка́шу.

[МНМ:] В конце́ уже́, когда́ зака́нчивают, ка́ша – как её? Кутя́, кутя́? И́ли как называ́ют? [Коливо?] Ко́ливо, да, во. А, нет, ко́ливо – э́то вот э́то вот, кото́рое с… узва́р э́тот. А э́то ка́ша обяза́тельно.

[КАИ:] А ка́ша – э́то уже́, э́то уже́, як на после́, ка́жеть: «Ка́ша на стол уже́ – душа́ под стол». Уже́ ка́шу поста́ўили – всё уже́.

[МНМ:] Уже́ да, когда́… А так пото́м … обяза́тельно. Кто… кто что хо́чет, ну. Вот борщ обяза́тельно всегда́.

[КАИ:] Ско́льки. Хто… хто як живе́, так и… тако́й и обе́д де́лае. Як у кого́ доста́тки позволя́еть – коне́шно. [Не говорили, что должно быть обязательно шесть или двенадцать страв?] Не, нихто́, нихто не говориў. Можэ́ бы́ть, эсли́ у кого́ ст… стару́хи, кото́рые уже таки́е спрэкове́чные, что ё… ста́рые уже стару́хи, и уже кото́рые уже ве́руюшшие, всё з… бога́то зна́еть усё… дак мо́жэ бы́ть и говор\ят. А таки́х, напрыме́р, таки́м, як, як я, дурны́м… я зако́нов ня зна́ла ния́ких. У це́рковь я не ходи́ла то́же, не моли́лась, нам не́коли бы́ло, мы то́льки рабо́та зна́ли. Вре́мя тако́е было́. Дак я ния́ких обря́доў ня зна́ла. Дак уже, е́сли что случа́лося, да́к уже спра́шуешь у старико́в, и оны́ уже сове́туеть, подска́зуеть, и де́лаем. [Что значит «Каша на стол – душа под стол»?] Ну, уже́ ўсё – уже́ обе́д ко́нчиўся.

[МНМ:] Обе́д ко́нчился, все вста́ют уже́. [Так говорили?]

[КАИ:] Да э́то так… така́я при́казка бы… не говори́ли, э́то така́я уже́ при́казка. Потому́ что други́я… быва́я обе́д, да як мужики́ тепе́рь пья́ницы ё таки́е, дак ён бу́дя… напье́тся, похо́дя, ещё раз при́дя, есче́…

[МНМ:] Ещё и пе́сни запою́т, не смо́трят, что на поми́нках.

[КАИ:] Да, и тако́е быва́е. Дак не́которые уж.. уже́ и гово́рят, что ўсё уже́, иди́те: «Ка́ша на стол – душа́ под стол». Уже́ ўсё. Пообе́дали…

[МНМ:] Ка́шу е́сли пода́ли, уже́ все встаю́т – всё уже́. [Какую кашу готовили?]

[МНМ:] Быва́ет и ри́совая вот с изю́мом.

[КАИ:] А ка́шу гр… гречнё… грячнёвую бо́льше, грячнёвую вари́ли.

[МНМ:] Ну и ри́совая ча́сто, вот я бы́ла – гре́чка и рис.

[КАИ:] Грячнёвая э́та бы́стро ўари́лася. [Про душу не говорили, что она прилетает?] Ну, уже… ста́… ста́рые гово́рят. До ско́льки… до ско́льки-то, до яко́го-то ўре́мя душа́ поко́йника прилята́е. Ну уже́ я ня зна́ю, до яко́го ўре́мя. До яко́го-то ўре́мя. А уже́ як… то, что отправля́еть де́вять дней поко́йника – як умёр де́вять дней – уж… уже́ от… отправля́еть, обед де́лаеть. Пото́м…

[МНМ:] И со́рок дней.

[КАИ:] Пото́м со́рок дней.

[МНМ:] И год.

[КАИ:] И год. Э́то уже́ обе́ды. [На эти обеды готовят те же самые блюда?]

[МНМ:] Да, да.

[КАИ:] Да, ўсё. Что у кого́ ё. [Покойнику тоже ставят еду на стол?]

[МНМ:] Да. [Ставят на стол или на окно?] Нет, обы́чно поко́йнику вот что ста́вят – сто́почку там, хле́бушка, хлеб…

[КАИ:] По… по… поко́йнику ста́вять стака́н води́чки. Э́то до шасти́ няде́ль.

[МНМ:] И хле́бушек, по-мо́ему, све́рху.

[КАИ:] И хле́бушек, да. [Водички или горилки?] Ўоди́чки, не, Бо́же сохрани́, ўоди́чки.

[МНМ:] Вода́.

[КАИ:] Станови́ли – стои́ть. А там уже́ постои́т два дни, пото́м под… под фунда́мент, под уго́л вылива́еть – све́женькую налива́ишь. И станови́ли до шасти́ няде́ль. Ўоди́чка должна́ стоя́ть, кото́рый умёр поко́йник уже́. [Часто меня воду?] Ну, ўоду… меня́ли. Ну, неха́й день, два про́йдя – вы́льять, све́женькую, чтоб уже́ све́жая. А е́сли уже́… а е́сли уже́ была́ свята́я у кого́, дак святу́ю уже́ налью́ть, то стоя́ла и она́ уже́ и ше… до шасти́ няде́ль. [То есть, могли налить и святую воду?] Да, да. Налява́ть святу́ю води́чку, и она́ сто́ит тады́ уже́ – ее́ не меня́еть. [Не говорили, что воды становилось меньше, потому что покойник её пил?] А, э́то… ну, э́то ж уже́, е́сли кто интересова́ў. Э́то ж хозя́йка уже́ должна́ гляде́ть, да… [Под какой угол выливали воду?] А, ё… на кут. [На кут, под фундамент?] Да. [… - до этого рассказывает про святую воду, которую берут на Крещение. – См. IVa-8, 2 б, 5 а, б.] Сама возвращается к разговору о том, что святую воду ставят для покойника.] И стои́ть води́чка, то что, е́сли уже вода́ свята́я, е́сли на́до… умрэ́ хто, дак обяза́тельно уже на́до стака́н воды святы́е что́б стоя́л. [Простую воду тоже можно поставить, верно?] Ну, дак это про… просту́ю…

[МНМ:] Просту́ю меня́ть на́до, а это…

[КАИ:] А е́сли святу́ю уже, свяшшённое, да́к е́то уже… е́ту мо́жно ня меня́ть, она́ ня по́ртится. Е́сли просту́ю, то она́, яна́ посто́ит, там, няде́лю, она мо́же уже… за… за́пах бы́ть. А уже свяшшённая – э́та не по́ртится. И вот, скро́зь уже святу́ю…