Характеристики текста
Год2016
СобирателиАБМ, ГАА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Малые Щербиничи
Информанты
Данные об инф.
КодМЛФ
Полf
Год рождения1936
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Малые Щербиничи
Данные об инф.
КодМВН
Полm
Год рождения1947
Место рождения
Опросник
XXIa 12 з Запишите предания о происхождении села и его названия.
Ключевые слова
Вера, Вода, Выбрасывать, Давать-брать, Добро-зло, Крест, Молиться, Народная этимология, Народное православие, Оружие, Питье, Посуда, Предания топоним., Рука, Свой-чужой, Сидеть, Слезы, Старообрядцы, Утварь, Хороший-плохой, Царь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2268
2268
[МВН, приглашая собирателей в дом, оговорился, что они не такие, как жители Злынки, которых царица прозвала злыднями. Переспрашиваем, что это значит.] [МЛФ:] А, Бог йих зна́ет, мы сами не… [МВН:] Э́то цари́ца когда е́хала через Злы́нку, Екатери́на, и попроси́ла воды́ напи́ться, вот… а они́ ей не вы́несли. У ни́х та́к было заведено́. [МЛФ:] А и та́к, я по́мню, вот… [МВН:] Е́сли они́ даже т… э́то старове́ры, та́м же, в Злы́нке старове́ры жи́ли в те времена́, в ца́рские. [МЛФ:] Там старове́ры, и сейча́с уже там… а ра́ньше-то старове́ры бо́льше Злы́нку занима́ли. [МВН:] И… а е́сли у них челове́к попи́л да́же воды́, они э́ту кру́жку… э́ту кру́жечку выки́дывали. Екатери́на когда́ по…гэ́то – они́ вобще́ ей не вы́несли воды́, и она́ Злы́нку назва́ла злы́днем… не, злы́днем… ну она́ тогда́ не Злы́нка была́, ка́к-то по-друго́му называ́лась. Вот. [МЛФ:] Кто́ его зна́ет, ей… э́то ж давно́ было. [Кто такие староверы?] [МВН:] Старообря́дчики. [МЛФ:] Ну́ это старове́ры, э́то, зна́ете что, на́до уже́ в религио́зную исто́рию вкли́ниваться. Када́ вот принима́ли, э́то, зна́чит, правосла́вную ве́ру, то мно́гие был про́тиў там вот. Пото́м обря́ды уже ста́ли… [МВН:] Други́е. [МЛФ:] У э́тих, которые уже э́то… други́е там… каки́е, я то́же не зна́ю. А э́ти не соглаша́лись, и они́ старове́ры. Ў Злы́нке есть старове́... э́тор… ну ка́к их… [МВН:] Старообря́дческая це́ркоў. [МЛФ:] Ста… да, обря́дческая це́рькоў, ў Новозы́бкове есть то́же. И така́я, правосла́вная це́рькоў есть. [Почему они воды не давали?] [МВН:] Ну, они́... ка́к вам сказа́ть… [МЛФ:] Они́ даду́т во́ду, но кру́жку э́ту выбра́сывали. [Почему?] Ну вот почему́? – Вот э́то уже́ обы́чай у ни́х како́й-то. [МВН:] Ну, что́-то у них там… Ну, э́то старове́ры – они́ ж ещё ка́к, сюда́, зде́сь ви́дно, посели́лись э́то ещё при Ива́не Гро́зном. [МЛФ:] Да я́ вот неда́ўно и чита́ла про э́тих старове́роў, но ў како́й газе́те – я да́же и не по́мню. А так, я то́же э́то не зна́ю. [МВН:] Да, вот э́то… когда́ вот э́то, опри́чники там да всё тако́е. «Кня́зь Сере́бряный» я кни́гу чита́ў, так та́м э́то… [МЛФ:] Я́ про свою́ дере́вню зна́ю вот. [Старообрядцы молились по-другому?] [МВН:] Не, та́к же Бо́гу они моли́лись. [И иконы у них были?] [МЛФ:] Зна́ете что: я ў шко́лу, ещё ходи́ла – сосе́дняя дере́вня э́то… [МВН:] Ро́гов. [МЛФ:] Ро́гоў. Ну, и та́м у нас знако́мые, и всё же тут… э́то… зимо́й пурга́ когда́, и та́м я (ну, они́ ещё да́льние ро́дственники) остава́лась ночева́ть. И вот та́м, зна́чит, у них до́чка была́ и сын. Сы́н служи́л в а́рмии. И у них собира́лись, зна́ете, в до́ме вот э́ти… их называ́ли бапти́сты… ка́к-то бапти́сты-то вот, я как зна́ю. И они́ собира́лись тут уже Бо́гу моли́ться. Они сади́лись на скаме́йки, вот, что́ они уже там говори́ли – говори́ли, мы́ ещё... я́ у то вре́мя то́ж не интересова́лась, то ж комсомо́льцы бы́ли, хто уника́л вот ў э́то. Ўот. А э́тот, сын присла́л письмо, что в а́рмии нахожу́сь, и вот э́то, нельзя́ им стреля́ть. Вот, и я пока́ ещё обхожу́сь – вот э́то до́чка уже́ э́та, де́вочка расска́зывает мне́, что написа́л так – что им нельзя́ ору́жие… ружьё бра́ть в э́то… в ру́ки. [МВН:] Ору́жие им нельзя́ тро́гать. [МЛФ:] Да, вот э́то… э́то… та́к их… то́же они́ как старове́ры бы́ли. И вот они собира́лись там, чё-то и пла́кали что́-то и там всё тако́е – не така́я э́та ве́ра, как у на́с, то́же всё [?]. [Они в хате у кого-то собирались?] Ну да́, они́ собира́лись там все́ эти бапти́сты, вот ў Софи́еўке мно́го бы́ло их, бапти́стоў. [МВН:] Не бапти́сты - э́то старове́ры, и в Ро́гове, в Ро́гове… [МЛФ:] Ну, старове́ры, их тада́ зова… зва́ли бапти́сты, а та́к-то старове́ры. [...] Вот у на́шей дере́ўне я не зна́ю никогда́, чтоб у на́с вот или у Больши́х Щерби́ничах – старове́роў у нас не́ было, у нас то́лько правосла́вная ве́ра была́. [Баптисты сидя молились?] Сидя́т и что́-то по-сво́ему говоря́т, и каки́е-то слова́, ну, мы́-то не о́чень вника́ли – мы на пе́чку забра́лись да сиде́ли вот. Та́к бо́льше и… про их не зна́ю. У Новозы́бкове – там це́рькоў есть старове́рская. [МВН:] Они тика́ли с Москвы́ тогда́, э́ти старове́ры, которы не хоте́ли в ту ве́ру. [МЛФ:] Но мо́лятся они́, не зна́ю, я вот та́м интересова́лась, оди́н мущи́на (в ауто́бусе мы е́хали, к О́льге е́здила), дак что-то разговори́лись про э́то, про це́рькоў, когда́ уже проезжа́ем от ту́т уже́... [МВН:] А в Новозы́бкове старообря́дческая… [МЛФ:] Да, ў Новозы́бкове. Дак он говори́т: «У меня жена… э́то… правосла́вная, но мы́, – говори́т, – у ту́ це́рьков нам далекова́то ходи́ть, а э́та по сосе́дству. Мы хо́дим – по-сво́ему перекре́стимся, а уже… всё, ико́ны ж таки́е же, ўсё. Бо́х-то оди́н ўсё равно́». Ну вот. Он и… ка́к их… у Чечне́ и везде́ в э́тих… э́та, ве́ра-та… [МВН:] А то́ мусульма́не. [МЛФ:] Мусульма́не. Но они́ всё равно́, Бо́х-то э́то… то́лько что мы Ису́с Христо́с, Бог, а они́ Алла́х. Вот то́лько и вся ра́зница.