Характеристики текста
Год2016
СобирателиАБМ, ГАА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Еловка
Информанты
Данные об инф.
КодЛАД
Полf
Год рождения1929
Место рождения
Еловка
Опросник
IIIa 2 б Какими способами облегчалась агония тяжело умирающего (перекладывали умирающего на пол, ломали над ним веретено, убирали подушку, вбивали клинья в потолок, разбирали крышу, читали молитву (какую?), Приносили икону (какую - Тихона, Тихвинской Богоматери?), Землю из трех мест и т.д.)? Считалось ли, что колдуны умирают тяжело? Что делали, чтобы облегчить агонию им?
IIIa 11 Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)?
IIIa 4 б На какой день его хоронили? Куда клали покойника в доме, на что, куда головой, вдоль досок пола или поперек?
IIIa 4 в Принято ли было сидеть около гроба ночью и не спать? Что делали около покойника (читали молитвы (какие?), Беседовали о нем)? Следует ли пускать к гробу с покойником кошек? Если нет, то почему (могут обгрызть лицо)? Говорят ли, что кошки покойников любят?
IIIa 4 ж Ставят ли на гроб свечи? Когда? Сколько? Куда? Что с ними делают потом? Чем кадили покойника? Кто? Когда? Чем кропили покойника (веничком из травы «ца\рские ку\дри»)? Кто? Когда?
IIIa 4 з Что делают с одеждой, в которой человек умер (сжигают), с водой, мылом, тряпками, которыми мыли покойника? Используется ли мыло в народной медицине? Что делают с одеждой, оставшейся от покойника (раздают родственникам, нищим)?
IIIa 4 доп
IIIa 5 б Что подстилали в гроб: сено, травы, берёзовые веники, стружки, полотно, рушник, головной платок, одежду и т.д.? Сколько веников кладут в гроб? Обивают ли гроб чем-нибудь? Если да, то чем? Если нет, то почему? Что подстилали под гроб, когда везли его на кладбище (еловые ветки)?
IIIa 5 в Чем набивали подушку: сеном, травами, стружками и т.д.? Как ее шили: слева направо, на живую нитку и т.д.? Зашивали ли ее со всех сторон? Запрещалось ли набивать подушку пером? Почему?
IIIa 5 г Чем накрывали покойника: покрывалом, скатертью, саваном и т.д.? Как его шили?
IIIa 5 е Что клали в гроб женщине, мужчине, холостым, ребенку, старику, старухе? Что клали колдуну? Пастуху? Повитухе? Кладут ли покойнику в гроб носовой платок, гребенку для волос? Зачем? Клали ли в гроб хлеб-соль? Кто? Куда? Когда? Что при этом приговаривали? Можно ли было класть в гроб живые цветы? Если нет, то почему? Сколько цветков кладут (чёт или нечет)? На какой нитке висит нательный крест покойного? Хоронят ли его с крестом, или крест вынимают?
IIIa 6 б Покойника выносят вперед головой или ногами? Почему? Выносили его в дверь или в окно? Кто это делает? Где находятся остальные? Как происходит прощание с домом (стучат гробом об порог)? Существуют ли запреты, связанные с выносом гроба (запрет касаться дверных косяков).
IIIa 9 Поминки в день похорон.
Ключевые слова
Баня, Богослужение, Венок, Внутренний-внешний, Вода, Время, Глаза, Гроб, Двор, Деньги, Дефект, Дни, Дом, Еда, Женщина, Жизнь-смерть, Забор, Закапывание, Запреты, Земля, Зерно, Знак-знамение, Икона, Календарь, Каша, Кладбище, Книга, Конец, Крест, Лежать, Луна, Мать, Могила, Молитва, Молиться, Мужской-женский, Мужчина, Мыло, Над-под, Народное православие, Новый-старый, Ночь, Обет, Обмывание покойника, Огонь, Одежда, Один, Окно, Освящение, Остатки, Отец, Очищение, Пение, Питье, Пища, Платок, Погребение, Покойник, Покойник заложный, Покрывание, Полотенце, Поминки, Постель, Посыпание, Похоронный обряд, Праздники, Прорицание, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Растения, Родители, Родство, Рубаха, Самоубийца, Сват, Свеча, Свеча (обряд), Священник, Семейные обряды, Сено, Сласти, Слезы, Слепота, Сновидения, Соль, Сон, Сорок, Стол, Сумка, Супруги, Сын, Тот свет, Трапеза ритуальная, Три, Троица, Угол, Ум-безумие, Уничтожение ритуальное, Утварь, Утопленник, Хлеб, Хозяин-хозяйка, Хороший-плохой, Церковь, Число, Чистота ритуальная, Юродство, Явор
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2408
2408
[ЛАД показывает молитвы из сумки, с которой ходит читать над покойниками. Достает Псалтырь.] А э́то хоро́ший тож Псалты́рь. Мо́жно и у… када́ ўот до сорока́ дней, на́до ж хозя́ина уже́… тэ ти хозя́ина там, ти челове́ка помина́ть, ка́ждый день его́ на́до. Во, помоли́ться Бо́гу. Во, дак тут и во отде́льно. [А когда Вас зовут читать, когда человек уже умер, или еще только собирается умереть?] Ну, як умрэ́. [Как умрет, да?] Коне́чно. [А бывают такие молитвы, если человек мучается, но не умирает, и ему надо помочь?] Быва́еть. Мы тры ра́зы ходи́ли отходну́ю чыта́ть. [Отходную?] Да. Она́ не… ну, в о́бшем, не умира́е, не… пло́хо и пло́хо. Ляжи́ть, пло́хо. Так мы пошли́. […] Отходну́ю почыта́ли ёй, и пото́м одна́ же́ншшина сказа́ла: «Что ты, Лю́бка, почыта́ла, ду́машь уже́ ту моли́тву, дак она́ тэбе́ ж шеча́с умрэ́? Посяди́те два часы́, посяди́те». Потому́ что кни́жка там у ё така́я, что почыта́шь что́ да. И ба́тюшка каза́л так. Посяде́ли, она́ каже́: «Я пить хо́чу. Пить». Дак она́ ка..: «Побягу́, другу́ю уже́ позову́, что она… что ня ве́рила, что она́ уже…» И ста́ла кона́ть, и поме́рла. Э́то ё, э́то ё. Да́же было́ у кни́жечках, во у э́тых, что пр… чита́ть, помина́нье, дак была́ отходна́я. А шеча́с, во… А э́то во ж, э́то вот то́же. «Ма́ма» [название псальмы] дак уже́ сеча́с так пла́чать. И е́та, что на со́рок дней, да ка́же: «Ты, дочь родна́я, ня забу́дь меня́... (во, та про ма́му, если хочешь фотографи́ровать) [вспоминает:] «Хоть раз ў году́ помяни́ меня́, Не забу́дь тропи́нку к моги́лке мое́й, Хотя мимохо́дом слёзы ты проле́й». [См. графический файл LAD-Elovka-Psal'ma-23] Пса́льмы. Дак сядя́ть и пла́чать ба́бы. Вот ты таку уже пе́й, что на́до пла́кать. [А когда поют, когда поминают за столом?] Ну, да уже́. Як уже́ по…обе́дали, напрыме́р, ўот по поко́йнику почыта́ли, во, со́рок дне́й отпра́вили, пообе́дали. Сади́тесь, тише ти без разгово́роў, без слоў, вот бу́дем петь са́льмы. Мы сади́мся сп… мы ё воспева́ем. А э́ти лю́ди слу́хать, хто пла́ча, хто так сяди́т. Во. Во [находит и читает по листку]:

Дочь моя́ родна́я, не забу́дь мене́,

Хоть раз ў году́ помяни́ мене́,

Не забу́дь тропи́нку к моги́лке мое́й,

Хотя мимохо́дом слёзы проле́й.

Позабу́дьте зло́е, вспо́мните добро́,

Ў жи́зни всё быва́ет сп… Уже́ пройшло́.

Во, пса́льмы бога́то, во, э́то то́же… А э́то во, када́ ўот так поко́йник уже́ умрэ́, дак [читает по листку:] «И с шу́мом, и с пла́чем зары́ли, Ўсе удали́лись про́чь, Лишь то́лько луна над моги́лой Светила тоскливо всю ночь» [см. LAD-Elovka-Psal'ma-26], - э́то она во больша́я. Эт як поко́йника зары́л… помрэ́, дак вот э́т пса́льм. [А когда покойник в доме, тоже свеча стоит?] А я́к же, а я́к же. Як кано́н чита́ють, тры све́чи горя́ть, одну́ ту́шим, а ужо́ ту́т [? – 00:54:05.11] уже чита́ем, шо уже́ помина́ем после́дние там. Знач, одну́ све́чку ту́шим, тады́ чтоб две́ оста́лось [нрзб. – 00:54:13,464]. Э́то то́же на́до, чтоб с душо́й зна́ть. [А где они стоят?] На столе́, на столе́. Поко́йник жа ляжи́ть ў гробу́, ну там е́сли у кого́, а эты́ ж на столе́, там ико́на стои́ть, о́браз стои́ть и хлеб ляжи́ть. [И хлеб лежит?] И хлеб ляжи́ть и с со́лю, и ико́на стои́ть, и конфе́ты лю́ди ло́жать сюда́, ти там гро́ши, хто что уже́ дае́ть. [А этот же хлеб понесут потом на кладбище?] Да, е́тот, что ляжи́т на столе́... […] Э́то ўсё на столе́ стои́ть. А пото́м начына́ешь ўперёд выно́сить, пе́рво с ико́ной и с хле́бом выхо́дить, поку́ль поко́йника несть, во… Дак ўпярёд, а тады́ вянки́ вы́несуть, а тады́ уже́ поко́йника, после́днего… выно́сють. А э́то ўсё, ўсё э́то мно́го де́ла, мно́го де́ла. [А зерно со свечей куда потом кладут, когда выносят покойника?] А так жала́тельно, чтоб оно́ стоя́ло до сорока́ дней, а е́сли там уже́ вот кто куда́ въезжа́ет там… И вода́ чтоб, е́сли свя́шшена, со́рок дней хай стои́т на вокне́, е́сли мо́же. [На окне?] Да. Посте́ль же, и плато́чек там, ти полоте́нце, хто что но́ся ў храм во́здух подыма́ть, дак то́же ж и чтоб бы́ло на столе́, ляжа́ло ли на столе, ли тут на сту́ле, коло яго́ ж, до сорока́ дней, потому́ чтобы плато́чком под воду́ шо, носовы́й плато́чек, а е́то… Так что е́то де́ло… [Значит, как унесут, после этого ставят воду на окно?] Ста́вят тады́, як умрэ́ человек\... [Как умер?] Як умрэ́, так сра́зу и ста́вят на сто́л воду́ свя́шшеную, све́чечку хрэстико́м де́лае, ло́жат наве́рьх воды́, ну, и с э́того мы уже́ одна́ по одно́й, чтоб долива́ть поўне́й уже́ ча́рочку-то, а то ж он… ру́ки уже́ его́ не подыма́ются, дак чтоб пиў на́до уже́, так чтоб по́ўна была́ ча́рочка до сорока́ дне́й. Что она́ ж испаря́ется вода́, во, вот э́то он отпи́ў. Он отпи́ў, долива́йте свя́шшеной води́чки – э́то уже́ мы са́ми от сэбе́ уже́ так. Одна́ по одно́й, и так уже и пошло́. […] [А когда пекут хлеб?] А хлеб. Да як умрэ́, так и ўсё на стол ло́жать, и хлеб ло́жать, воду́ с… ло́жать, хлеб ло́жать, плато́чек… э́то ўсё, это ўсё тепе́рь уже ўсё гото́во стои́т. Пи́шеть бума́жечку помина́ть, ўот. Ўсё, прышли́ хто, кого помина́ть? Пе́рвого, но́вопрэста́ўленный там Аляксе́й. И пото́м уже́ пошло́, и ба́тька, и ма́тка, и вси свои́х, и е́сли там и сваты́ уже́, дак мо́жете и свои́х записа́ть, е́сли… Шоб то́лько по крови́ было́. А е́сли хо́чешь помина́ть, сто́й. Помина́еть во э́тых покой… помина́йте и ты свои́х. Э́то то́же разряша́ется. [Что значит по крови?] Сро́дствие… [Соб.: А, сродствие.] Да. Уже́ ж, напрыме́р, сват, дак уже́ сват уже́ не по крови, уже́ его́ дитя́, е́сли там, напрыме́р, с ва́шим сы́ном, ти з на́шим то́же. А э́то уже́ больша́я ра́зница. Сро́дствие по… ну… ни вси́х же-ка сро́дникоў по пло́ти. Помяни́ их, Го́споди, вси́х сро́дникоў по пло́ти. Так? Плот же э́то… плоть ж э́то ж са́мое, что е кро́ў. […] [А свечки стоят в зерне?] Ба́ночка поўлитро́вая там, или там уж я́кая ба́ночка, что э́то як поко́йник. Як Свяча́ [имеется в в ду обряд Свеча, когда переносят из дома в дом икону и ставят много свечей широкую посуду с зерном – см. XXIIa-18 доп.,12], дак вот таку́ воо, ба́нку, во, ло́жать и сюды́ ты́ркать уже све́чки, я́кая горы́т, там гляди́т, догляда́е. А е́сли… [… – Рассказывает про отца Владимира, который подарил ей несколько церковных книг, и про племянника, который забрал молитвослов.] [И зерно это у покойника стоит сорок дней?] Стоит да, в бан… [Стоит в окне?] Да в бан… Нее, в ба́ноч[к]е, вода́ на вокне́, а зярно́ на столе́. [Соб: На столе. А потом?] А пото́м пор… отпра́вят со́рок дне́й и ужо́ на кла́дбишше иде́шь и там посы́пешь. А я́кие ога́рочки, све́чки там… кто не допа́лива све́чеч… вот, ты нясе́шь свечу́, ть э́то, панахи́ду ў хра́м отпраўля́ть, ты э́то ога́рочки усе́ чи́стенько обрабо́тай, всё сде́лай, и там у я́шшичек вы́сыпь. И на… то́же не выкида́еть. [А что делают с зерном, в которое ставят свечи, когда отправляют икону – во время обряда Свеча?] Ну, от э́то ня зна́ю, нае́рно, ку́рям отдаду́т. И всё. Ня зна́ю, я да́же забы́ла, ня зна́ю. [И огарочки эти тоже в церковь?] Обяза́тельно. Ога́рочки, это ў це́рькву. Обя… Ога́рочки, это всё ў це́рькву, коне́чно. Э́то… усё. Там же ж коне́чно же, если споко́йник, дак что ж… лю́ди стоя́ть, як ака́хвист чита́ют, дак све́чи ж у рука́х держа́ть. Э́тыя све́чечки собира́ем, яму́ ло́жим, а е́сли уже́ больши́е, у ба́тюшка спро́сят там что́... На гро́б же чаты́ре стано́вим… Ну, там де́ла… де́ла ё… [Четыре свечи устанавливают в доме?] А як же? У до́ме, н… на гробу́. Ў голова́х, ў нога́х и по рука́х. [А три где?] А три у ч… у де горэ́ть, э́то ака́х… ака́хвист чита́ть. Я к отпра́вишь… отпра́ву отправля́ешь, дак мо́жешь и две́ горэ́ть, мо́же и одна́ горэ́ть, а як уже́ ака́хвист чита́ешь – э́то… Бог Тро́ицу лю́бе. Зна́чит, на́до три све́чечки. Ко́ливо стано́вя у ми́ске, дак Бог Тро́ицу… тры́ ло́жечки станови́те. [Смеется.] Э́то мо́жет своё, мо́же э́то так, ну, вот эт… Та́к э́то. [А Вы говорили, постелька еще?] А, ну и, хто плато́чэк, хто полоте́нце л… ляжи́ть тут же, де поко́йник ляжа́ў, напрыме́р, от ўу́лицы мужчы́на, от двора́ же́нщына. Тут же ли на з во́кне́. Ну, а е́сли уже́ шо быва́т же вся́ко, и пы́ль и всё. Дак вот тут таки́ салофа́новый поло́жат мяшо́чек. И вотт э́тий плато́чек, полоте́нце ля́жеть ў сарафа́не [оговорка: в целлофане] и тады́ убер\уть и у хра́м. [Его в храм отдают?] Да. Там же воздух подыма́ется. [Его поднимают?] Да, ло́жат. Хто́-то пришёў н… хто землю́ ж пяча́тывать, а хто́ уже́ е́то… во́здух подыма́ть – ра́зные же отпра́вы. [А что такое землю печатывать?] Ну, е́сли челове́к у… помёр, а его́ зе́млю не зап… не запяча́тывали. Ба́тюшка не отпра́виў зе́млю. Е́сли ж ба́тюшка прые́де, дак зе́млю бяру́ть ло́жать у… ло́жать у но́ги поко́йника, и он ея́ свя́шче. Э́то ужо́ моги́ла счита́ется прыня́та к зямле́, прыдана́. А е́сли ж ба́тюшка не… не б… у ё ж быва́е, что… так\ие слу́чаи, что ба́тюшку не зову́т, зна́чит, ту зямлю́ уже бяру́ть и е́дуть у храм. У хра́ме, там уже́ отправля́еть панахи́ду-то, е́ту… свяч… и оп\ять же прыво́зят тады́, на кла́дбишшэ, домо́ў не захо́дят. Хрэ́стиком посы́пять… [Домой не заходит?] Да, е́сли уже́ зямлю́ печа́тать у хра́ме, дак уже́ домо́й не захо́дит, пря́мо на кла́дбишшэ чтоб зяме́льку-то посы́пать. Мно́го де́лае, мно́го де́лае. То посяди́шь-посяди́шь: ой, хоть бы шше что не забы́ть, уже́ забыва́ть ста́ла. [А снаружи на дом не вешают что-нибудь, пока сорок дней не пройдет?] Не́-а, не. Так, як умрэ́, дак хрэ́ст выно́сят на у́лицу, а так у на́с… [А крест на улице стоит?] Да. [А крышка?] Ну, э́то у де́нь, а на́ ноч усё ж под… быва́е до́ждь и быва́е, что, зна́ешь, сейча́с же на металло́м мо́жут изня́ть – что хо́чешь мо́жут сде́лать. [А где именно на улице?] Да, вот, за кали́ткой уже́. [То есть у забора?] Да. Да-да-да. [А как сорок дней пройдет, что делают? Воду выливают?] Воду́ уже ка[к] отпра́вили уже́, у це́рькву переду́ – тут шше чыта́е челове́к, у ха́те чита́е, а другы́е ж… в свои́ уже́ пое́хали отправля́ть панахи́ду. А тут… отпра́вили там панахи́ду, и за э́ту води́чку, надо вы́несть, ну све́чечку-ту спали́ть – вот чтоб она сгорэ́ла, же чтобы она́ никуда́ не де́л… А води́чку вы́несть и вы́лить у ку́ст, ну, или эть… э́то у… ву́гол. Ну, допу́стим, я э́то ж уже ста́рая, э́то бу́де…. На тре́тий, кать, вяне́ц. Чтоб ничто́ ня ходи́ло: ни ку́ры, ни с… ни кот, ни соба́ка, – води́чку-ту свя́шшэную вы́лить из стака́на, и усё. И обря́д, чёб шоб челове́ка во нема́ [?], дак пло́хо… [То есть, если кто-то по этому месту пройдет, будет плохо?] Ну, ка́жет так, а так всё стара́емся, чтобы… Та́к же як и поко́йника мы́ет, дак что́б тако́е ме́сто выб… воду́ вы́литую… чтоб ня ходи́ли по той воде́. Е́сли вот быва́ у ха́те, что мы́ет же поко́йника, дак… Всяк быва́е, ну, Го́споди, яки́х то́льки слу́чаеў ня было́. Бы́ло… [А какие случаи были?] А хто як… хто як умрэ́… як… И ўся́кие ж быва́еть… И пья́ницы ж умира́еть и… и то́пленники ўся́кие ж… [И что?] Ну, на… же ра́зница ж больша́я. По то́пленнику, если он сам утопи́лся, дак не чыта́еть, по тэй, что сам застрэ́лился ти пове́сился – то́ж не чыта́е. Вот о́ны хоть про́сять, хоть пла́чут – е́дьте у це́рькву, спроси́те. Да, так э́то… А тэ́й, что ста́ло пло́хо, дак дава́й свои́ уже́ там кни́жки. Найшла́, дак от на́до почыта́ть хоть кни́жку, чё-то сп… пло́хо сп\ится уже́. […] [А когда покойника вымыли, что делают с мылом или с тряпками, которыми его мыли?] Всё э́то хоть зака́пываять, хоть п\алять. [Закапывают?] А як же? [А куда закапывают?] У зямлю́. То́же так… Ну, вот то́же… А як же, челове́к же… челове́к же… его со… сыма́ешь одёжу, и наде́ешь одёжу, всё ж тэ ж друго́е. Вот а… дак… и э́то… И э́то уже́ усё соберэ́шь, соберэ́шь и я́мочку вы́копаешь – у зяме́льку. Ах… то́же так жела́тельно, чтоб ме́ньше хто ходи́л по э́той зямл… по э́той одёже… Э́то обяза́тельно, а куда́ же их деть? Носи́ть бу́эшь? [Смеется.] [А не раздавали тем, кто пришел поминать?] Э́то… э́то раздаю́ть. [А что именно раздают?] Да, вот что там хоро́шего: или брю́ки, или костю́м, ли что… Раздаю́ть людя́м. С одёжи, с одёжи. [Именно из одежды?] Да. [А люди ее после этого носят?] Но́сють, но́сють, но́сють. Но́ся и шше и благодаря́ть. Отда́ешь же пошчи ня… ня то́ же, что носи́л же, что ста́ро ж. Вся́кое быва́е. А если, напрыме́р, от у на́с де́ти, и он умёр, хозя́ин, дак оны́ сам… разобра́ли са́ми. ШШе ня ўсё, но да… сы́ны забра́ли… и шта́ны, ле́тники, руба́шки [У ЛАД недавно умер муж, здесь она говорит о своих детях.] [А покойника во что одевают?] Всё у но́вое. [А цвет?] А цве́т уже я ня зна́ю, шоб ш… всё бы́ло чтоб све́жее бы́ло, но́вое. [Не говорят, что нельзя в ярком?] Ня зна́ю. [В красном, например?] Ня зна́ю. Ну, ра́ньше ж гро́бы оббива́ли всё кра́сным. Э́то сэча́с уже́, яки́м зака́жешь, тым и сд… сде́лае тебе́. А раньш… [А что в гроб снизу под покойника подстилают?] Ну, як? Напрыме́р, мы де́лаем по-деряве́нскому де́лаем. На́до любо́е, что там стру́жка ти когда́ у гробу́ там сде́лае или что, а мы хоть жме́ню се́на – посте́ль зове… зва́лась тады же. Полоте́нцем самотка́ным застила́ли. Вот. Е́то уже́, мы уже \стара́емся хоть то́ненькую на́волочку. Ну, под голову́ положи́ть се́на и посте́ль, хоть… хоть так нямно́жко, но чтоб бы́ло се́но. Э́то же ведь пост\ель ему́ постла́ли, и посте́ль эта плато́чек зове́тся. Там Ева́нгилию ба́тюшка на ё чыта́е, про́скур подложи́ть… и во… э́то… э́то ло… ло́жим. А так, у го́роде… ско́льки там была́, сказа́ла: «Где́ тебе́ се́но-то возьму?». [А явор не кладут?] Кого? [Соб.: Явер.] Дак э́то ж на Тро́ицу свя́тять я́вер. [А в гроб не кладут его?] Мо́же, и кладу́т, ня зна́ю, ня зна́ю, э́то… э́того не скажу́. Мо́же, де… ведь э́то же он везде́ ё, он же ня везде́, с… я́вер-от ё. А е́того не скажу́. [А подушку какую делают?] Ну, мы де́лаем с се́на, напрыме́р, а там же, если продае́тся, то, конэш, продае́тся и поду́шку, всё уже́ э́то, покрыва́ло – всё там продае́тся. [А если сами делаете, то с сеном?] Жела́тельно. Ну, се́но ли, соло́ма – шо́-то своё, да. [А почему не перо?] А няльзя́. [Почему?] Одна́ хоте́ла же́ншчина поду́шку, ну, ня зна́ю, сказа́ли: «Няльзя́». То́льки на́до у… е́то… се́но ли соло́му. [А что женщина хотела?] Положи́ть собе́ свою поду́шку любимую, чтоб у гроб ей положи́ли. Так живо́й… ба́тюшку прывязли ё прычашча́ть – дава́йте спро́сим, он кал: «Что вы? Э́то ж-то она́… на э́той зямле́... вам на э́той, спят на свое́й пяры́не, а на т… Ты же перяхо́дишь у друго́й, ин… в ино́й мир. Там уже́ друго́е». А так, ня зна́ю. Мо́жет, а так – ня зна́ю. Ну, ня ло́жать них… нихто́, вот ско́лько я… уу, мно́го уже́- нихто́ ня ло́жит, чтоб перо́вую, то́льки… Стру́жек ё, таки́е, что вот, ой, не, нехай – э́то ло́жать, там где уже́ ст… хто-то, а так – нее. А так, захорони́ли, да и нема́, закопа́ли – уже́ нихто́ не прыше́л, нихто́ не сказа́л. Ти хорошо́ там, ти пло́хо. А вот… [А не было такого, что кому-то приснилось, что он на том свете побывал?] ОО, аа, их ня… э́то ба́сни хто наду́мается. [А что за басни?] Ну, так, сам наду́маўся да сказа́ў, шо оно́ там… Что там мо́же быть, Го́споди? Ну, мо́жеть кому́-то прыдъя́влено, есть, коне́чно, лю́ди таки́е что ны доўжны́. Вот и у нас тут-то по́сле войны́ бы́ў таки́й один, як сказа́ть – ни́шший – ня ни́шший, Ива́н быў, на о́ба гла́за ня ви́деў, и стопа́ми ходи́ў, ак он да́же да дяте́й хрести́ў. Так он да́же сказа́ў за тры́дцать годоў наза́д, что мы… жи́ли там посёлок быў шо перед Ро́говом, а с н… на ён с р… роди́телями быў, дак у ба́не хоте́ў помы́ться, дак я дала́ хура́жку своего́ хоз… да сказа́ў: «Да, оде́ньте мене́». Ак ён сказа́ў: «Дай мне таку́ю, як хозя́ину дала́. А шо ты мне таку́ю руба́шку дала́?» А я ужо́ да обману́ же [?]. И сказа́ў, что вы тут жить ня бу́дете. И вот сказ… и э́то… и зна́ю э́то лю́ди ё, я э́то ве́рю. Э́то ё. [А что про фуражку? Вы жили там у Рогова в поселке?] Посёлок быў, да. Да. [А как он назывался?] Гре́бельки, но их нема́. Вот так и́дешь э́то по э́той доро́ге… [И он пришел туда?] Ну, и он ходи́ў вот, ста́рые бы́ли свякры́, к им он ходи́ў-дружи́ў, у ба́ню, коли́ же бань ма́ло бы́ло, э́то ж уже́ во, по́сле пяся́т п\ятом году́, во. Дак у ба́ню хоте́ў, дак и он сказа́л, что быў…. Дак уже́ хозя́ин мой, хай Царство, э́то ж разува́ў его, развя́зываў, шо кому́ и ска́же, что хто сде́лаў. А мне сказа́л: «Дава́й таку́ю одёжу, як дае́шь хозя́ину». Гъ, пойду́ попыта́ю его́, ня спра́шивай. Дак дава́ла но́вую ть… нате́льное беллё дава́ла з ба́ни ж, и мыў хозя́ин. Сказа́ў: «Бу́ете жить, но ў ста́рости вам бу́де пло́хо», - вот оно́ так и ё. [То есть ему не понравилось, что вы ему старую одежду дали?] Да, да, да. Но́шеную уже, носи́ў, дак вот то́же рабо́чую хура́жку ходи́ў… Так он так погля… и ня ба́чыў же. Ой. Он сядя́, ра́ньше ж крова́тей ня было́, полы́ э́то бы́ли, дак ён… а я там обува́лася, ак он каже́: «Не грусти́, бу́ете жить…» Ну, тут шше то́же Бо́гу мо́лилася жила́ же́ншчина́, и шчесь, шшас у [нрзб. – топоним] она живе́ть, хай лёхко отыкне́тся. Ус… ўсё сказа́ў, всё угада́ў. Дак, тады́ ж голова́ не не вары́ла, взяла́ ыб шшас спроси́ла, ско́льки дете́й бы́ло, як бо́льше бы, что б измяни́ть, что ти моли́тву – тады́ ж шче э́то не дохо́дило ни до моли́твы, ить э́то уже́ по́сле уже́. Так уж узяла́сь, узяла́сь, ду́маю, Го́споди, то… То одно́, то друго́е, то брат на в… на… в а́рмию пошёл, дава́й уже́ у Бо́гу клони́ться, дава́й чыта́ть, ну и прысни́лося, что: «Чита́сь, моли́сь – бу́де помога́ть бу́ешь душо́й и…», и прысни́лося, что вро́де мне каж, что «Моли́сь, моли́сь». И вот ста́ла я уже́ бо́льше двадцати́ годоў, як эти́м занима́юсь. Б\оже. Уже́ и тад… тады́ ж молода́, а молодо́й же бы́ло не́коли. Тады́ ж не я́сель, а дете́й же расти́ть… Ой, ня дай Бог, чтобы ня было́ и ня то́лько дятя́м, нико́му. Вот за́то и уж… жили́, чтоб дяте́й где́-нибу́дь учи́лись. Ня дай Бог. А де́лали, де́лали, корми́ли свяне́й и теля́т. И сдава́ли, чтоб учи́лись. И прожили́, во, шыся́т годо́ў вме́сте.