Характеристики текста
Год2016
СобирателиАБМ, ГАА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Еловка
Информанты
Данные об инф.
КодЛАД
Полf
Год рождения1929
Место рождения
Еловка
Опросник
IIIa 7 а Кто участвует в похоронной процессии? Везут гроб или несут? Кто несет гроб? В каком порядке идут на кладбище? Какой дорогой (напрямую или в обход)? Делают ли остановки? Где? Все ли идут до кладбища или только близкие? Хорошо ли, если за процессией увязалась собака?
IIIa 7 б Где находилась крышка от гроба и крест (в доме; снаружи прислоняли к большому углу)? Когда их делают? Кто? В каком порядке выносят из дома гроб, крышку, венки? В каком порядке их несут на кладбище? Считалось ли, что гроб с грешником тяжелее нести, чем гроб с праведником?
IIIa 7 в Что означает «первая встреча», и является ли она приметой? Что нужно сделать, встретив похоронную процессию (остановиться, отойти в сторону, снять шапку)? Что следует сказать? Что должен сделать пастух, встретив процессию?
IIIa 9 а А) где поминали (на кладбище, дома)? Приглашают ли на поминки или туда приходят сами? В каком порядке поминающие сидят за столом (по старшинству, иначе)? Кто встает первым? Долго ли продолжаются поминки, можно ли быстро вставать из-за стола?
IIIa 9 б Как называлось поминальное блюдо (кутья, коливо, сыта, канун и т.д.)? Что это: каша, хлеб, крошенный в сладкую воду, и т.д.? Как его ели (давали каждому по ложке кутьи, клали ее в руку, в рот)? Зависит ли состав блюд от наличия поста? Едят ли кутью в другие дни (например, на сороковины)? Можно ли на поминках чокаться рюмками? Петь? Сколько можно пить рюмок на поминках (четное число)?
IIIa 9 в Какими словами поминали покойников?
IIIa 9 г Что делали с едой и выпивкой, которые ставили на стол для покойника на поминках, после окончания поминок (ставили к иконам, оставляли на столе)? Как долго? Что делали потом (выливали, выпивал первый пришедший в дом мужчина)?
IIIa 9 д Можно ли поминать в день похорон других покойников на кладбище, дома? Если нет, то почему (покойники выходят встречать умершего)? Говорят ли, что последний покойник в деревне стоит на кладбище на воротах и ждет, пока его сменит новый умерший?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
IIIa 12 в Как называется Радуница, т.е. вторник Фоминой недели (Радовница, Пасха мертых, дедовица, гробки и т.д.)? Что делали в этот день?
Ключевые слова
Богослужение, Венок, Вера, Весна, Время, Встреча, Говорить, Гора, Граница, Грех, Гроб, Давать-брать, Дни, Дорога, Закапывание, Закрещивание, Запреты, Земля, Икона, Календарь, Катить, Кладбище, Кормление, Крест, Крестины, Круг, Купля-продажа, Могила, Молитва, Молиться, Мужской-женский, Над-под, Народное православие, Начало, Неделя, Новорожденный, Обвязывание предметов, Один, Открытый-закрытый, Передний-задний, Песни, Пища, Платок, Погребение, Покойник, Полотенце, Поминальные дни, Поминки, Пословица, Похоронный обряд, Правый-левый, Праздники, Предки, Приветствия, Пространство, Процессия, Прощание, Птицы, Путь, Путь обрядовый, Радуница, Речь ритуальная, Родство, Роды, Свадебный обряд, Свеча, Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Сласти, Соловей, Соль, Три, Угощение, Утварь, Хлеб, Хлеб ритуальный, Ходить, Число, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2440
2440
[ЛАД рассказывала о похоронах ее мужа, упомянув при этом, что икону нес старовер – см. XXIIa-15 а, в. Гроб везут на машине?] Да. [А икону спереди?] Обяза́тельно. Ико́на, хлеб… [А в каком порядке? Кто идет первым?] С хле́бом и с ико́ной. [С хлебом и с иконой?] Да. [А хлеб на полотенце?] Да, нуу и, хто полоте́нце, хто плато́чки, хто-что ло́жи. [А хлеб круглый?] Ну, э́то таки́й ж печо́ный, э́ти у…вы… хлеб таки́й ж. [Из магазина или нет?] Да, да, да. [Просто обычный?] Да-да. [И на нем солью крестят?] Обяза́тельно. И та… [И икону несут?] Да. Один челове́к нясе́ хлеб, а други́й ико́ну, трэтий гости́нцы, а пото́м уже вянки́. По два чэлове́ки ка́ждый вяно́к. Ну, е́сли там ма́ленькая корзи́нка… И таки́й ряд от двора́ до кла́дбишча. [И потом уже за венками сам покойник едет?] Да, да. Ну, а за поко́йником уже́ свое́ иду́ть, и хто там уж… уже́ мно́го. [А крест несут?] И крэ́ст нясу́ть, и там… там жа да, на кла́дбище опя́ть же нясу́ть, их же то́же перевязывать. Ой, мно́го на́до всего́. [Что перевязвать?] Плато́чками, чтоб же хто нясе́ вяно́к, дак на́до ж… Нуу, у Новозы́бкове, там платки́ носовы́е таки́е больши́е хоро́шие, а у нас уже́ обы́чные таки́е полоте́нца, если мужчы́не, а е́сли… Там же и я́мку копа́ют, дак… ой, бога́то чего на́до. [Перевязывают платком кого?] Вянки́ хто несе́ть, одного́ челове́ка и друго́го. То, что там вот, у ШШарбиничах [Малые Щербиничи] зака́пывали, а лю́ди молоды́е нясли́, оне́ завяза́ли им на ру́ки, а у… на вянки́ - вянки́ ты́е оста́лися на моги́ле. Так уже́ ка[жу]: «Де́ўки, так и на́до ж позабира́ть платки́ да отда́ть э́то людя́м!» – «АА, что мы бу́дем но́сить, мы что́ там…» И све́чи ж держа́ть, плато́чки держа́ть у рука́х дак, у… оста́нется же у рука́х же плато́чки. Све́чки забира́ем. Что ему́ ло́жим у гро́б, что па́лим. А плато́чки, хто держа́ў свячу́, остаётся людя́м. Я как, а ка́нон отправля́ють после́дний перед вы́носом. Хоть ба́тюшка отправля́е, хоть мы там… А э́то… [То есть, кто несет, тому дают платок?] Да, да, да. На ру́ки завя́зываеть. [На руки?] Да. [А как это на руки?] Ну, вот. Вот челове́к иде́ть, вот тут ра́з, завяза́ў. Вот. «Э́той, - грю, - вяно́к няси́, а на э́той во…». Одна́ ж с друго́го бо́ку др… позавя́зывали, позавя́зывали и пошли́. [На правую руку, да?] Да все равно. Як… який челове́к як иде́ть. Якой нясе́ с якей стороны́. [А крест несут или он вместе с гробом едет?] Ё нясу́ть, а ё и на гробу́ ляжи́ть - уся́ко ё. [И крышка?] Угу́. [Гроб открытый?] Обяза́тельно. И ве́нчик же на гробу́, всё э́то, всё э́то, всё. [А если кто встретится по пути?] Стоя́ть маши́ны, ня едуть. Или стоя́т лю́ди, или маши́ны, ня е́дуть. Покуль поко́йника пронясу́ть, такды́ е́дуть. [А почему так?] Ня зна́ю. Это хоть скудь иде́, маши́н же шшас мно́го, хоть иде́, е́сли поко́йника нясу́ть, уже́ там ряд маши́н стои́ть, ня е́дуть уже́, стоя́т, няйду́т. Бога́то де́ло. Ну, а э́то е́сли что, а так вся́кий ё. [А что это за гостинцы?] Ну, як то уже́ ка́жеть, там вот, напрыме́р, хто умёр, переда́йте свою́ детя́м, людя́м. Хо́чешь ты, на крэ́ст положи́, хо́чешь ты зъешь. Это вро́де як уже́ поло́же, что: с хле́бом и с со́лью и с гости́нцем. Челове́к рожда́ется три ра́зы, ему́ обешша́ется. Рожда́ется – ему хлеб даю́ть, крэстится - хлеб даю́ть, и же́нится хлеб… ти умира́е хлеб даду́ть. Вот три ра́зы до́лжен челове́к прохо́дить с хле́бом и с со́лью за свою́ жисть. Вот так. [А гостинцы эти раздают на кладбище?] Всё там же на кла́дбишше. Ну, яму́ же оставля́ють. [А на другие могилы носят?] Ну, на други́е ло́жать. [Тоже кладут?] Ло́жать на други́е. Да́ли – вот пошла́ положи́ла. Встряча́йте. Что ж: поно́сят да ка́жут: «Встряча́йте ж уже́». [А если просто на кладбище приходят, не на похороны?] То́же гости́нцы ло́жать. То́же ло́жать. [А когда приходить, надо как-то их поприветствовать?] По прыхо́ду и к… к кла́дбишшу, ну, там вот, или за гор даё, или там бугоро́к, э́то кана́ва счита́ется у на́с, стано́вишься, перекрэшшива́ешься и ка́жешь, е́сли там вот до обе́да, зна́чит: «До́брого ве́чера, че́стные роди́тели, и помяна́юшшие, и не помяна́юшшие, и кряшшо́ные и не кряшшо́ные», – е́сли ты хо́чешь. Вот, напрыме́р, у меня́ брат служи́ў в а́рмии, его там, здесь у Москве́ захорони́ли, вот доўжна́ я уже́ е́сли там яе́чко покача́ть и положи́ть на кана́ву. Что уже́ и са́льма ж пее́тся и у пе́сне ж пи́шется, что: «Нихто́ да нихто́ на моги́лку ня прыдёть, то́льки ра́ннею весно́ю солове́й пропоёть…» - пропоёть и что нихто́ ж ня пры́дя. «Помр\у я, – ка́же, – помру́, похоро́нять меня́, и родны́е ня узна́ють, где моги́лка моя». ООй, бога́то чаго́, ми́лые мои́. Бога́то чаго́, хто ё зна́е, дак и бога́то оно́ и уйдёть, потому́ что всего́ ж ня передаси́, всего́ не ска́жешь. Ска́жешь, дак щё и посмею́тся, что: «ООй, богомо́лка». Уже отпра́вилась… [Смеется.] А як слы́шится, дак: «Ходи́ў бы, дороге́нька, ходи́ў», – къ: «Нет». Ты как э́та, и богомо́лка уже́ идёть – ня пойду́ я, а сама́ собира́юсь. Вот так. А э́то зна́ешь, аа, лю́ди… и вся́кие ж лю́ди, и на́до слу́хать усё и не се́рдиться за э́то. Что ж ты сде́лаешь? – «О́тче наш»… На чужи́й, кажи́, рото́к, не наки́нешь плато́к. Челове́к каза́ў, за́чы уже́ де́ло срэ́зано. Вот так что всё уже́. Врэ́мя, годы́, оой. [Так яичко покачать не каждый раз надо при походе на кладбище?] Ну, э́т на Ра́дуницу. [На Радуницу?] Да. Ну, а там же ты пришёў, перэд кла́дбишшем, и ушёл с кла́дбишча, дак хрэ́стишься. То́же станов\ишься на краю́, перекрэ́шшива́ешься тры ра́зы, крэ́ст положи́ть на себе́. И сказа́ть: «Царство небе́сное, всим ве́чный поко́й: и зна́юшшим… – уже́ свои́х же помяне́шь, а тады́, – и зна́юшшим и ня зна́юшшим, помина́юшших…», - и мо́жешь помина́ешь уси́х христиа́н. Лю́ди ж ляжа́ть года́ми. И вот так почыта́ешь, аа... а хто мо́же: «Шо ты там бормо́чешь?» – «Э́то я сама́». О, и пошла́. [А вы сказали яичко покачать, а потом его куда положить?] Ну, е́сли на кла́дбишше ж, ты на свои́х ло́жишь, дак ты ж хо́чешь – покрыши́шь, чтоб пти́чки пое́ли, хо́чешь – так положи́, там други́е поду́ть сбира́ть. Ё ж таки́е, что хо́дять и вслед сбира́ть – беру́т гости́нцы. [Гостинцы берут?] Да. [А не грешно это?] Даа, бах… боя́тся гре́ху – поберу́ть, да попью́ть: оны́ гре́ху не боя́тся. Да́же вянки́ бра́ли да продава́ли. А не то́льки что… поку́ль уже́... погоня́ли. Так что э́то бога́то де́ло. Ну, а э́то же, а шшас уже́ всё. Что же сде́лаешь?