Характеристики текста
Год2017
СобирателиКАС, КУК
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодГВИ
Полf
Год рождения1940
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Опросник
XXIV 2 а Когда давали? Можно ли было заранее, до рождения ребенка придумывать имена? Кто давал имя?
XXIV 2 б Какое давали имя? Брали имя отца, умершего родственника и т. п.? Можно ли давать ребенку имя еще живущего родственника? Называли ли детей в семье одинаковым именем? Если нет, то почему.
XXIV 2 в Если ребенок умирал при родах, то давали ли ему имя? Какое? Если ребенок умирал до крещения, какое имя ему давали?
XXIV 2 г Если ребенок был слабый, как давали ему имя?
Ключевые слова
Богослужение, Болезнь, Демонология, Дети некрещеные, Душа, Жизнь-смерть, Имя, Крест, Крестины, Народная педагогика, Народное православие, Новый-старый, Обереги, Рай, Ребенок, Священник, Сглаз, Тайно, Тот свет, Хороший-плохой, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 248
248
[А как выбирали имя ребёнку?] А как, кто как хоте́ў, уже́ у на́ше врэ́мя, потому́ что у на́ше вре́мя ж бы́ло ж что, Бо́га ж абсолю́тно отрыца́ли, да? Ра́ньше выбира́ли Бо́га [оговорка: имя] по свя́тцам. Роди́ўся ребёнок, его́ тут же несу́т в це́ркоў, там свя́тцы, имяна́, на я́кий де́нь яко́е и́мя поло́жено дать. А мы уже́ называ́ли хто как хоте́ў. Хотя́ то́же крэсти́ли дяте́й. Тайко́м! Коммуни́сты были́! Ага! Ра́зве мо́жно коммуни́сту покрясти́ть? Всё равно́ ўсе бы́ли кряшшёные. Вот. Ну называ́ли уже́, коне́чно, кто… кому́ как понра́вилось. [А крестили ребёнка сразу после рождения или когда подрастёт?] Ну хто как, хто сра́зу, з роддо́ма пра́мо и у це́ркоў нясли́, крясти́ли. А хто пото́м, когда́ наду́маўсь, покрясти́л, когда́ уже́ подро́с чуть-чуть. Но, коне́чно, стара́лися, чем быстре́й, дак лу́чше. Потому́ что рябёнок, говоры́ли, незашшишчённый крясто́м, кото́рый некрящёный. Он ўся́ким боле́зням поддае́ться, ўся́ким... сгла́зами, вся́ким уро́кам. Вот. АА. Ста… Скорэ́й стара́лись покрэсти́ть, чтоб не́ быў не́хрысть. [А что такое уроки?] Э́то то́е са́мое сгла́з. Суро́чить. Э́то сгла́зить. Одно́ и то́ же. [Вы сказали, что крестили, а кто крестил? Бабка какая-то или священник?] Почему́ ба́бка? Свяшше́нник. [То есть, даже при коммунистах?] Свяшше́нник. Всё равно́ ж, хоть и не было́ це́ркўи де́йствующей, напрыме́р, не́которое врэ́мя, а всё равно́ ж свяще́нники бы́ли, и вси́ зна́ли яго́, что ага́, вот, э́тый челове́к – свяще́нник и́ли дья́кон там. [А здесь какой был священник?] Ну, я ня зна́ю, я свои́х дяте́й крэсти́ла, быў таки́ ста́рэньки-ста́рэньки, Ни́кон зва́ли яго́. У Злы́нке ба́тюшка таки́ быў. [А если ребёнок умирал некрещёным, то что должны были делать?] Ну что, что, что ни де́лай, некрещёный у́мер – э́то пло́хо. Э́то бе́дная, непрыка́янная душа́. Крящёный рябёнок, ён попада́е у рай, а некрящёный – Бог яго́ зна́е, е́сли не́ту на нём кряста́, дак куда́ он попада́е. Пло́хо, в о́бщем, да и ўсё. Все стара́лись крэсти́ть. Осо́бенно е́сли рябёнок роди́ўся, оно́ ж ви́дно, жизнеспосо́бный он и́ли соўсе́м сла́бенький. Вот э́тых сла́беньких сра́зу-сра́зу-сра́зу крести́ли, чтоб ня дай Бог, некрэщёным ён не помёр. [А если ребёнок слабый, то что делали, чтобы он выжил?] Ну что де́лали, всё де́лали, всё стара́лись де́лать, чтоб то́льки вы́жиў. Са́ми понима́ете, что рябёнок любо́й – э́то рябёнок. Все уси́лия прила́живали, чтоб… [Может, там имя особенное давали?] Не, и́мя, наве́рное, оно́ значе́ния не име́е. И́мя не име́е значе́ния для того́, чтоб вы́жиў и́ли не.