Характеристики текста
Год2016
СобирателиГАА, ЛМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Большие Щербиничи
Информанты
Данные об инф.
КодАИ
Полm
Год рождения1931
Место рождения
Опросник
XXIa 10 Запишите частушки.
Ключевые слова
Береза, Блины, Брак, Верх-низ, Внутренний-внешний, Гора, Давать-брать, Двор, Девушка, Дерево, Дом, Картошка, Молодой-старый, Овощи, Окно, Падать, Память, Парень, Песни, Пища, Поговорка, Предания, Пространство, Танец, Ум-безумие, Хлеб, Хороший-плохой, Частушки, Число, Шутки, Эротика
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2485
2485
[Вы знаете какие-нибудь анекдоты? Про Гитлера, например.] Про Ги́тлера? Ну, пе́сен и анекдо́тов – это ва́м на́до… на́до с мяшко́м бы́ло приходи́ть, вот. [Вы их много знаете?] Ну, мно́го или немного́, но зна́ю. Голова́ дурна́я – она всё принима́ет. И часту́шки.

Когда́ Ле́нин умира́л,

Ста́лину прика́зывал:

«Вво́лю хле́ба не дава́й,

Са́ла не пока́зывай».

А э́то уже в сове́тское время – меня то́г… напра́вили на рабо́ту у Сура́жский райо́н. И та́м, зна́чить… и бы́ли, зна́чить, уполномо́ченные. Они часте́нько и от райко́ма, райисполко́ма. И молодёжь… та́нцы… вы́шел па́рень с де́вушкой танцева́ть, вот как ма… [нрзб.] Одно́й ного́й стучу́.

Не хочу́ я танцева́ть

Ба́риню угрю́мую,

Хле́ба и бу́льбы не́т –

А жени́ться ду́маю.

«Что де́лать?!», – хло́пцы э́ти ко мне́. А я но… на… мо́жет бы́ть и… ну, я тогда́ то́же молодо́й бы́л. Я говорю́: «Да обяза́тельно это докла́дывать на́до». Вы зна́ете? Сло́во зо́лото… не – серебро́, а молча́ние – зо́лото. Лу́чше… Обяза́тельно это… доложи́ть что́бы. [Какие вы ещё частушки знаете?] А, каки́е часту́шки?

Я на па́мять под око́шком

Посади́ла пя́ть берёз –

Это па́мять того́ го́да,

Как вступи́ли мы в колхо́з.

У кого́ блины́ и пы́шки?

У кого́ у избе́ светле́й?

У кого́ лежи́т на кни́жке

Три́ста со́рок трудодне́й.

А что́ эти трудодни? Что эти́ трудо́... Мы голо́дными рабо́тали, а таки́е пе́сни заставля́ли нас пе́ть. […] [АИ рассказыввает, что сочинил частушку про двадцатипятитысячников – рабочих, приехавших из города в дере́вню.] Да́к про ни́х вот са́м я сочини́л, ме́жду про́чим. Ну ш… че́м они занима́лись? С де́ўками гуля́ли, с ба́бами.

На приго́рке та́м и ту́та…

Па́дуб-то [?] бы́л тако́й – гуля́л с хло́пой [ж.р. от хлопец.], сочиня́л я. [АИ уходит в сторону, переспрашиваем: Так что вы про них сочинили?]

На приго́рке там и ту́та

Ма́ршал – хоп! – [?]

и траў паду́та [?] [смеется].