Характеристики текста
Год2016
СобирателиБОВ, ДГЮ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Еловка
Информанты
Данные об инф.
КодЛАД
Полf
Год рождения1929
Место рождения
Еловка
Опросник
XXIV 21 б Как с ним играли, агукали, что при этом делали, где находился ребенок?
Ключевые слова
Бег, Белый цвет, Большой-маленький, Внутренний-внешний, Ворона, Время, Глаза, Два, Детский фольклор, Дом, Животное, Завязывание-развязывание, Закрывать, Игры фольк., Калина, Каша, Корова, Кот, Курица, Лес, Мальчик, Медведь, Молодой-старый, Мытье, Народная педагогика, Очищение, Палец, Пастбище, Песни, Пестрый, Пища, Последний, Потешки, Пространство, Птицы, Ребенок, Роса, Серый цвет, Сказка, Скот, Скотоводство, Смотреть-заглядывать, Сорока, Старик, Старуха, Счет, Считалки, Танец, Тело человека, Умывание, Утро, Хоровод, Хороводные песни, Цвет, Число, Чистый-грязный, Ягоды, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2523
2523
[А не играли с детьми? Возможно, стишки им читали?] Ну́ тады́ ўсё, вот ска́зки расска́зывали, са́мых… кто́, что́ я́кую приду́мае ска́зку… [А какие сказки?] Ну во́т, наприме́р: «Жи́л де́д и ба́ба, бы́ла у их ку́рочка Ря́ба, снясла́ им яи́чки ра́зные», – вот та́к и пошло́... Пошло́ да́льше там. Дру́гое что та́м…

«И ўстава́ла я ранёшенька,

Умыва́лася белёшенька

Кали́нка-мали́нка моя́

Ўстава́ла я ранёшенька́.

Выгоня́ла я коро́в на росу́,

Повстряча́ла я медве́дя во лясу́

Кали́нка-мали́нка…»

Э́то уже́ во, э́то гуля́ли ж, чтоб де́ти пляса́ли, у́чились, ходи́ли… караго́д, да́к вот: «Ну́, дава́йте-ка во́т,\ – я и в я́слях рабо́тала, – дава́йте-ка вот э́ту вот пе́сенку споём». – «Дава́йте», – во́т оны́ уже́ тады́ подпры́гивають и ка́жуть… э́та… а е́та:

«Бы́ли у бабу́си

Два́ се́рыя гу́си

О́дин – бе́лый,

Дру́гий – се́рый…»

Э́то… что тако́е ра́зное то́же, ме́лочь э́то та́к, хто́ что́ приду́мае уже́ та́м сам, и… [А с маленькими детьми не агукали? Не пели им песенки?] Не́, во́т та́к, про́сто таки́е вот де́тские там, а та́к осо́бо, я́ ж го… что́ кто́ са́м уже сообрази́т, то с дятя́ми гуля́е, як кто полу́чится, там и ў кота́ гуля́ли там… гуля́... Ну, что́б… закрыва́ли глаза́ вот, лови́ли там, чтоб бе́гали де́ти, занима́лись хто че́м, хто че́м, э́то же… кни́жек тады́ не было́. [Вы говорите, в кота играли?] Ну́, да́ вот гуля́яшь, на́до ж, чтоб заня́ться с дятём. [Это на улице?] Да́, да мо́жно и в ха́те гуля́ть, я́к же зимо́й, одном\у гла́за завя́зываеть вот, там, шета́ют: «Ра́з, два́, три́, четы́ре, пя́ть, вы́шел хло́пец погуля́ть», – выходи́, вот… поку́ль кто оста́нется после́дний… Ты́й же кото́м, завя́зываеть ему́ глаза́: «Лови́!» Кого́ зло́вишь, ты… уже́ тому́ перевя́зываешь. Вот крича́т же… э́то ж де́ти, а тада́ ж э́то бы́ло… про́сто э́то ме́лочь была́ кака́я-то, а та́кого… [А не говорили «Сорока кашу варила?..»] А́_, ё же: «Соро́ка-воро́на…» Э́то ж уже́, во́, счита́ешь да́же на па́льчики. [А не помните, как эта песня звучала?] В то́й чтоб подря́д… я вот да́же забы́ла. «Соро́_ка-воро́_на… всем де́ткам дава́ла, то́льки е́тому не дала́, один ма́л, круп ня дра́л, ка́шу не вары́л, те́сто не меси́л и́ де…» э́то ж всё на́до поря́дком, забы́ла, як э́то. Э́то ж, зна́ешь, э́то годы́. Пе́ли, и «Соро́ку» пе́ли, э́то же как обы́чно.