Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ, БСК, МВБ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодЦАП
Полf
Год рождения1953
Место рождения
Красные Липы
Опросник
XXVII 3 б Кто были первые люди? Кто такие Адам и Ева? Где их сотворили и когда?
XXVII 3 г Какой грех совершили Адам и Ева? (съели яблоко, ребёнка родили, и т.д.)? Как объясняется наличие кадыка у мужчин (у Адама в горле яблоко застряло)?
XXVII 14 а Кто был Христос? (Сам Бог, пророк, обыкновенный человек)? Его национальность (еврей, русский и т.д.)?
XXVII 14 б Где Христос родился? Почему? Кто при этом присутствовал?
XXVII 14 в Запишите рассказы: о детстве Христа; о чудесах, совершенных Христом; о распятии и воскресении Христа (голубь сел на крест и кричал:“Умер, умер“,- а воробей выдал обман: “Жив, жив!“); о том, как стало известно, что Христос воскрес (жареный петух закукарекал, рыба камбала, съеденная наполовину поплыла).
XXVII 15 доп
XXVII 19 а Кто такой Иуда (Юда)?
XXVII 19 доп
Ключевые слова
Адам и Ева, Библия, Битье, Бог, Богородица, Богослужение, Вера, Вертеп, Весна, Вокруг, Время, Демонология, Добро-зло, Дьявол, Женщина, Животное, Звук, Зима, Иуда, Календарь, Кара, Колокол, Колыбель, Крест, Крещенье (праздник), Круг, Мать, Народное православие, Новорожденный, Ночь, Обход, Овца, Одежда, Пастух, Пасха, Полночь, Половой акт, Праздники, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Распятие, Ребенок, Роды, Рождество, Роженица, Свой-чужой, Святые, Священник, Скот, Скотоводство, Сутки, Топить в воде, Три, Убивать, Хлев, Ходить, Христос, Церковь, Число, Яблоко
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2633
2633
[Что рассказывали про Адама и Еву?] Ну, Ада́м и Е́ва – э́то же… ну как, э́то ж Ису́с Хрысто́с роди́ўся у их, вот. А мать – э́та… мать – Мари́я. Вот. Ну́ вот. Я́ в це́рькоў хожу́ рэ́дко, но я е́зжу. По больши́м [праздникам], от Креще́ние, осо́бенно е́зжу на Креще́ние, вот свято́й води́чки набира́ю – э́то восемна́дцатое января́ пра́здник э́тот. И вот э́то Креще́ние, говоря́ть, Ису́с… роди́ўся. Вот, стои́ть – захо́дишь у храм – посре́ди хра́ма стои́ть тако… ра́нше расска́зывали, да и там, у це́рькви и ба́тюшка расска́зыва́е и стары́нные лю́ди: када́ Де́ва \Мари́я рожа́ла э́то, Ису́са Хрыста́, зна́чить, Она шла́ и зашла́ в каки́е-то… па́сли ове́ц табу́н пастухи́, и Ёй уже на́до рожа́ть бы́ло, и Она там, ну так… ти́па вот тако́го шалаша́ или что там было́, и Она́ там роди́ла. И то́чно, в церькви стои́ть колыбе́лька така́я вот, колыбе́лька, стоять пастухи́ с па́лочками, сде́ланы, стоя́ть пастухи́ с па́лочками, о́вцы ляжа́ть, и Яна́ на рука́х де́ржа Ису́са Хрыста́. Вот, Ису́са Хрыста́ де́ржа. Вот э́то Она роди́ла у ковче́ге, называ́ўся э́тый не шала́шик, а ковче́г. Вот Она́ ў ковче́ге в э́том и́хнем роди́ла. [Как с этим связаны Адам и Ева?] Ада́м и Е́ва – э́то искуси́ли я́блоко любви́, ну, у их появи́лась Де́ва Мари́я, Де́ва Мари́я роди́ла Ису́са Хрыста́. Вот. Поэ́тому… [Яблоко любви?] Да, искуси́ли. Ну, э́то по-бо́жьему искуси́ли, ну… пос… пос… ну вы зна́ете, посноша́лись вот, поэ́тому они́ искуси́ли яблоко любви́. А Де́ва Мари́я уже роди́ла Ису́са. И вот када́ на Па́сху я е́зжу в це́рькоў, када́ двяна́дцать часо́ў - вот обы́чно Ису́с Хрысто́с э́то роди́ўся в двяна́дцать часо́ў, э́ты… и выно́сять, начина́ют бить колокола́, звонари́, в двяна́дцать часо́ў ро́ўно но́чи. И выно́сять плащани́цу – ну вот така́я па́лка высо́кая, а на па́лке на той така́я вот ря́са тря́пошная з рю́шами виси́ть. И их двяна́дцать апо́столоў ў году́... двяна́дцать у… пры Бо́ге бы́ло двяна́дцать апо́столоў. Апо́столы – э́то са́мые прыближённые для Его лю́ди вот бы́ли двяна́дцать апо́столоў. И вот их двяна́дцать э́тых ряс выно́сять. И ба́тюшка хо́дя с э́тими свои́ми прыближёнными круго́м це́рьквы. На́до обойти́ тры ра́за. И лю́ди за им хо́дять. И во́т он уже́: «Ису́с… Хрысто́с воскрэ́с!» Хрысто́с. Када́ Его́ распя́ли, када́ Его распя́ли, Ису́са, в двяна́дцать часо́ў по́сле уже́... стои́т проби́тый э́тими, гвозда́ми уже́ Ису́с вот так рас… вы ви́дели ў церькви э́то када́-нибудь? [Соб.: Да.] Вот, Ён уже распя́тый вот стои́ть. И када́ у двяна́дцать Ён опя́ть воскрэ́с и поя́ть прышо́ў к лю́дям. И вот уже круго́м э́ту плащани́цу но́ся тры ра́зы, и ба́тюшка крычи́ть: «Хрысто́с воскрэ́с!» И хто где ни есть: ста́рый, ма́лый – все: «Вои́стиный воскрэ́с! Вои́стиный воскрэ́с! Хрысто́с воскрэ́с!» Воскрэ́с опя́ть. Вот, всё вре́мя. [За что его распяли?] Ну, потому́ что Его́ прэ́дали Иу́де Яго́ помо́шники. Яго́ Иу… Ён для челове́ка, для люде́й стара́ўся, Хрысто́с э́тый. Ён для люде́й стараўся, спусти́ўся с небе́с и стара́ўся лю́дям де́лать добро́. А яго́ Иу́да… те́-то, а его прыближённые прэ́дали Иу́де. Иу́да – э́то… Бог и Иу́да – э́то два́ ра́зных сущаства́, которые… Бог… ну, мы за… с Бо́гом, а Иу́да – э́то про́тиў Бо́га. [Это как дьявол?] Ну да́, как де́мон, да, да, да, потому́ что ён де́лае зло́ лю́дям. Вот, Иу́да. Говори́ть: Иу́да ты! Вот. [Это так человеку можно сказать?] Да. так на че… ну вот разоз… там челове́к уби́ў челове́ка вот, там зве́рски… из… там порэ́заў яго́ - Иу́да ты! Ты Иу́де прэ́дан вот, Иу́да. А по-бо́жьему э́то… говори́ть: как трэво́га, так мы до Бо́га. Там гроза иде́ть: «О Го́споди, сохрани́-поми́луй нас, спаси́, Го́споди!» Мы до Бо́га идо́м, говоря́ть: как трэво́га, так до Бо́га. Вот таки́ и мы. [… - пытаемся через некоторое время вывести на разговор о легендах: не слышали, что Богородица прятала Христа?] Ну… у… спря́тала у в ове… я́ же вам объясня́ю: табу́н, Она́ бяжа́ла и э́тый, табу́н… табу́н ове́чек, и ён… вот када́-нибудь вам, мо́же, доведётся в це́рьков побы́ть на восямна́дцатого января́, на Креще́ние, вы подойди́те и обрати́те внима́ния: вот стоит така́я колыбе́лька, се́на там нало́жено, и Яна́ Яго́... Ён ляжи́ть, и Она́ де́ржи Яго́. И круго́м ове́чки, о́вцы – яны́ спря́тали, и Она́ убяга́ла от иуде́еў э́тых, от э́тих… ну, ка́к их зову́ть – что про́тиў Бо́га бы́ли, вот я́ уже́ з… забы́ла уже́. Вот Она́ убяга́ла от йих, и ян… и э́тые…уже́ пастухи́ спря́тали Ее́ у… у ва… у овцах у э́тых, чтоб Ея́ не нашли́ э́тые, злы́е, уже. [...] [Что еще про Иуду известно?] Ну, Иу́да – э́то… я ж говорю́: у нас Бог, а э́то Иу́да – са́мый гла́вный вот у их – Иу́да. Ён издя… ну издява́ўся, ён ненави́деў вот на́ш э́тот о́блик жи́зни, и ён не люби́ў люде́й. Ён де́лаў всё назло́. Вот Бог, говори́ть: а Бог ше́льму ме́тя. Бог там, ну вот, уби́ў ты челове́ка – обяза́тельно тебя́ Госпо́дь нака́же. Ра́но-по́здно Он тебе́ нака́же там: и́ли ў тебе́ поги́бне хто́-то ў сямье́, или са́м себе́ там бы́струю смерть найдёшь, там хто́-то что́-то… А Иу́да – э́то ён рад бы́ў, чтоб вот… бы́ло у тебе́ пло́хо. [Как он погиб?] Ня зна́ю. То́же ня зна́ю, тож ня зна́ю. Э́то я не чита́ла, тож ня зна́ю. [Иуда был учеником Христа?] Ну, наве́рно, я та́к ду́маю. Наве́рно. Вот не могу́ уже, де́вочки, вам, то́чно сказа́ть. Не зна́ю. У нас вот бы́л оди́н тут мужчи́на, молодо́й ещё, и сямья́ больша́я у йих была́. И вот от тюрмы́ до тюрмы́ ходи́ў. Вот ён что – строи́тели тут рабо́тали, фе́рму де́лали – он собра́ў таку́ю ша́йку блатны́х, и уби́ли челове́ка. Попа́ў у тюрму́. Восем лет отсе́диў - прышо́ў. То́ко прышо́ў из зо́ны, туда́-сюда́, поби́ўся, кого́-то опя́ть прыдуши́ли – его́ опя́ть посади́ли. И ён уже́ тры ра́зы ходи́ў, тры хо́дки де́лаў - он бы́ў рецидиви́стом. И вот с мое́й до́чкой учи́ўся однокла́ссник с Сове́тской у́лицы. И веч… и вот оны́ обы́чно… [рецидивист] не рабо́таў нигде́, вот шука́ў тэ… таки́е вот… кого́ побье́ там, отни́ме у тебе́ что́ там. И вот оны́ ве́чером собра́... обы́чно ж у клуб де́ти, молодёжь, ходи́ли. И ён собра… а оны́ кру́тятся возле клу́ба, кого́ там поби́ть, шоб хто́ там бутылку им да́ў там или де́нег. И яны́ что – ма́льчик ишо́ў, однокла́ссник моей до́чки домо́й. И с ба́бкой жи́ў с одно́й, со свое́й. И оны́ его́: «Дай де́нег нам на буты́лку». Раз да́ў, вторы́й ве́чер: «Дай». Он говори́ дак: «Иде́ я вам возьму, я ще в деся́тый класс хожу». И яны́ его́ поби́ли. Поби́ли его́ на це́нтр о́зера вот, вот на це́нтре-то ўозеро, во́зле остано́ўки [небольшое озерцо в центре села]. И оны́ его́ изби́ли си́льно и ўбро́сили у о́зеро – он ще живы́й бы́ў, потому́ что, когда́ его уже вы́тянули, у лёгких была́ вода́. Ды́хаў, он ще живы́й быў. Яны́ его уби́ли. Уби́ли, и тры дни ўсем сяло́м иска́ли: и по по́лю, и по ляса́х – ду́мали: мо́же, где пове́сиўся, мо́же где́-то что́-то, и так и не нашли́ его́. А пото́м оди́н де́д таки́, нямножечко вот [крутит пальцем у виска], он инвали́дом пе́рвой гру́ппы бы́ў вот, ра́зумом немно́жко не… говорить, не все до́ма – э́то всё ви́деў, дед ста́рый таки́. Ён всё ви́деў, но ён побоя́ўся вы́сказать, потому́ что… яны́ ж бо яго́ уби́ли, е́сли б ён сказа́ў, что… Но пото́м тихо́нько шепарну́ў - уже тры дни вси механиза́торы вси шука́ли яго́, и ён шепарну́ў, говоря́: «Ищи́те у ўо́зере». И оны́ доста́ли ло́дку, оди́н вы́тянуў там сосе́д ло́дку, и баго́р (баго́р – э́то таки́ вот крюк, на па́лке таки крюк). Вот оны́ е́дет на ло́дке и багро́м э́тим цаплять, и вы́тянули его́. Си́ний увесь, он, наве́рно, дни четы́ре или пять уже́ лежа́ў ў э́том. О, яны́ ж хо́дят там, то́же э́та ша́йка, что убива́ла яго́, и хо́дят ще то́же – ну, люде́й же собра́лось мно́го. И яны́ там. Ну вот, ну, прошло́, мо́же, ме́сяц или полтора́. Он ста́ў чарне́ть-чарне́ть, э́тый бандю́к э́ты, что уби́ў, чарне́ть-чарне́ть и помёр. А пото́м э́тот дед уже́, пото́м, када́ ён уже́ помёр, пото́м дед э́тый… И вот их тро́е было́, и тры так и ушли́. Бог наказа́ў. И так оны́ попомёрли. У его́ вро́де лимфоу́зел образова́ўся и из ра́ка помёр он. Вот в тече́ние ме́сяца и он помёр. Пото́м э́тот дед уже́ - када́ яны́ уже вси поумира́ли, тада́ только ён сказа́ў, что я́к яны́ его́ убива́ли – всё вида́ў. Як яны́ яго́ убива́ли, як яны́ яго би́ли, як яны́ кида́ли ў воду́ - потому́ что боя́ўся сказа́ть. Вот Бог наказа́ў, грят Бог ль… Бог ше́льму ме́тя. Вот и… сам и помёр. Вот таки́е слу́чаи у нас бы́ли.